Личная гигиена медицинского персонала: общие правила и требования СанПиН. Алгоритм мытья рук

В статье рассмотрим, в чем состоит личная гигиена медицинского персонала. Все работники лечебных учреждений должны обязательно соблюдать все правила гигиены, ведь этим нельзя пренебрегать. Это требуется для самих работников и для всех обслуживаемых ими пациентов. И по этим причинам каждый клинический сотрудник обязан выступать настоящим образцом высокой санитарной культуры.

Что предполагает соблюдение личной гигиены медицинского персонала?

Общие правила и требования СанПиН

обработка рук медицинского персонала

Приведем принятые нормы соблюдения гигиены:

  • Ногти должны у таких работников быть коротко подстриженными.
  • Запрещается ношение колец и прочих украшений, которые затрудняют эффективное удаление микроскопических организмов при обработке рук медицинского персонала.
  • Края рабочей формы должны в полной мере закрывать основную одежду.
  • Волосы следует закрывать шапкой или косынкой.
  • Сменная обувь должна быть сделана из материалов, доступных для выполнения дезинфекции.
  • Что предполагает гигиена рук медицинского персонала по СанПиНу? Применение защитных перчаток обязательно во всех ситуациях, когда проводится контакт с кровью или прочими контаминированными материалами, поврежденной кожей или слизистыми оболочками.
  • Процесс мытья и обработки рук медицинского персонала предусматривает полное удаление грязи, равно как и транзиторной микрофлоры, контаминирующей кожные покровы.
  • Сушить руки после мытья необходимо полотенцем однократного использования. В исключительных ситуациях допускается применять индивидуальное, смена которого должна осуществляться ежедневно. Это подтверждают методические рекомендации по гигиене рук медицинского персонала.
  • Антисептика рук предусматривает пользование химическими веществами, обладающими антимикробным воздействием и предназначенными для деконтаминации микрофлоры. В зависимости от поставленных целей и требуемой степени деконтаминации различается гигиеническая и хирургическая антисептика.
  • Старший и младший медицинский персонал обязательно должен быть обеспечен необходимыми лосьонами для снижения рисков возникновения контактного дерматита.
  • В рамках выполнения внутривенных инъекций капельного ввода жидкости дополнительно предусматривают надевание маски, очков, передника или защитного экрана.

Личная гигиена медицинского персонала очень важна.

этика медицинского персонала

Персоналу противотуберкулезных диспансеров строго запрещается:

  • Садиться на кровати пациентов.
  • Посещать лечебные отделения без санитарной гигиенической обуви и одежды.
  • Переходить самовольно в отделение инфекционного стационара, в котором организована терапия пациентов с прочими группами патологий.
  • Выходить в санитарной одежде за пределы инфекционного помещения, надевать личные вещи поверх рабочих, а также выносить медицинскую форму домой для любых целей.
  • Использовать уборную, предназначенную для больных, а также посуду и другие вещи.
  • Употреблять пищу в палатах, лабораториях или в коридорах.

О мытье рук медицинского персонала по СанПиНу расскажем ниже.

Профилактика инфекций

В целях предотвращения внутрибольничных заболеваний в стационаре надлежит:

  • Соблюдение очередности при выполнении лечебных и диагностических процедур, а кроме того, манипуляций, уборки и прочих работ в палатах для пациентов с разными инфекционными заболеваниями.
  • Проведение очищения помещений наряду со сбором и удалением отходов.
  • Использование дополнительных комплектов санитарной и гигиенической одежды и средств индивидуальной защиты.
  • Ношение маски при посещении палат пациентов с инфекциями дыхательных каналов.
  • Проведение гигиенической обработки кожи рук после посещения боксированных палат, до и после лечебных и диагностических манипуляций, контактов с инфекционными больными, их выделениями, перед уходом домой и так далее.

Алгоритм мытья рук

После каждой принятой меры, в особенности после обслуживания пациентов, больничные сотрудники должны тщательно мыть свои руки с помощью горячей воды с применением щетки и мыла. В том случае, если есть такая необходимость, то нужно применять и дезинфицирующий раствор, например 0,2% осветленную хлорную известь или 1% хлорамин. Алгоритм мытья рук мы рассмотрели, теперь поговорим об антисептике вещей.

требования к личной гигиене медицинского персонала

Гигиена рабочей одежды

Крайне важную роль при терапии больных с гнойными хирургическими патологиями играет гигиена одежды медицинского персонала. Подобающий вид располагает пациентов к доктору, способствуя развитию доверительного отношения. Чистый, а вместе с тем белый выглаженный халат может успокоить больного человека, убедив его в квалифицированном и качественном лечении, а кроме того, направив на борьбу с имеющейся болезнью. Уверенный вид доктора, как правило, настраивает пациентов на благоприятный исход недуга. Ношение клинической одежды предотвращает занесение инфекции и развитие внутрибольничных патологий.

Использование маски или марлевых повязок защищает доктора от попадания патогенных возбудителей от больного, и наоборот: заражение от врача воздушно-капельным путем. Перчатки оберегают персонал от любых порезов во время вскрытия ампул, при проведении хирургических операций, а также от инфицирования через биоматериал разными патогенами. Сменная обувь дает возможность в чистоте содержать помещение отделения, предотвращая скопление пыли наряду с занесением грязи с улицы, а это всегда благоприятно отражается на самочувствии больного, способствуя его выздоровлению и облегчая течение респираторных патологий.

Какие еще требования к личной гигиене медицинского персонала предъявляются?

Соблюдение принципа изоляции

Для проведения борьбы с инфекциями и в целях предотвращения их последующего распространения по больнице требуется строго соблюдать принципы изоляции, которые включают в себя, прежде всего, размещение гнойных и чистых больных на разных этажах в отделении. Такие пациенты не должны между собой встречаться, поэтому они питаются в отдельных столовых, пользуются своими душевыми комнатами и туалетами.

Персональный медицинский состав есть в гнойных и чистых отделениях, в противном случае доктор может оказаться переносчиком инфекции от одного больного к другому. Белье из различных отделений не должно складироваться в одни биксы, оно должно стерилизоваться и храниться отдельно. На фоне этого в гнойном секторе разрешают использование исключительно стерильных простынь и пододеяльников, а в чистом они могут быть просто постиранными.

Правило ношения медицинских шапочек, халатов и обуви

К важным принципам в рамках личной гигиены младшего медицинского персонала относят регламент использования клинической одежды с ее каждодневной сменой. После прихода на рабочее место врач должен принять душ. В отделениях, как правило, для каждого сотрудника оборудовано по два индивидуальных шкафчика. Например, в одном из них персонал, приходя в клинику, должен оставлять свою одежду, в другом хранить специальные предметы наподобие рабочего платья и обуви, которые одеваются перед исполнением обязанностей. По завершении суток в обязательном порядке должна быть осуществлена санитарная личная обработка.

Халат с шапочкой должны быть выглаженными и чистыми. Их надо стирать не реже раза в неделю. Рабочая форма должна быть настолько длинной, чтобы прикрывать основную одежду у женщин, а у мужчин как минимум доходить до колен. Как правило, халат застегивают наглухо. Рекомендуется, чтобы его рукава были длинными (к примеру, допускается длина на две трети). Манжеты должны обязательно застегиваться. Гамма варьируется от светлых оттенков голубого и розового, до белого цвета.

младший медицинский персонал

Шапочкой должен закрываться волосяной покров на голове полностью, так как иначе может оседать пыль (на фоне этого вполне возможно распространение микроскопических организмов). Сопротивление среди молодых сотрудников, часто рассматривающих гигиеническое требование как чрезмерное, должно продляться посредством убеждений и административного воздействия. Немало неприятностей обычно возникает с любителями моды, имеющими длинные волосы или бороды и не желающими понимать, что они выступают опасным стафилококковым резервуаром, представляя потенциальную угрозу для пациентов.

Тапочки рекомендуют кожаные, у которых прорезиненная подошва, их, как правило, очень удобно мыть, а вместе с тем и дезинфицировать. Ни в коем случае не допускают ношение меховых и войлочных изделий, так как они очень быстро впитывают пыль и влагу в себя и могут послужить источником внутрибольничной инфекции. Обувь должна быть удобной, чтобы в ней можно было ходить долго, ноги чтобы в ней не потели. Во время передвижения не должно быть шума. На сегодняшний день наблюдают переход к применению одноразовых медицинских костюмов из легких тканей, которые не надо стерилизовать.

Требования к личному белью и правила ношения

Одежда у сотрудников должна быть преимущественно из хлопчатобумажной ткани. В хирургических отделениях не допускают ношения вещей из шерсти и синтетических тканей, так как они служат благоприятной средой для инфекционного распространения. Одежда обязательно должна быть всегда чистой. Белье стирают не реже раза в неделю, а носки через каждые трое-четверо суток. Вещи клинического персонала не могут являться вызывающими и отличаться яркими цветами. Не допускаются короткие юбки, открытые топы и тому подобное. Макияж позволителен минимальный.

В хирургии в роли компонента личной одежды рекомендуют использование узких брюк вне зависимости от пола. Туалетная вода у такого персонала не должна ощущаться, так как некоторые больные могут очень чувствительно относиться к разным запахам, и это может провоцировать негативные эмоции.

Личная обувь должна быть по возможности кожаной. Исключают высокие каблуки, потому как во время ходьбы ими создается шум, что может мешать пациентам. Уличная обувь перед входом в больницу должна мыться или отряхиваться о порог либо коврик. Непосредственно в отделении обувь меняют на чистые тапочки.

Кроме мытья рук медицинского персонала по СанПиНу, также важно соблюдать чистоту тела.

гигиена одежды медицинского персонала

Гигиена тела - что это означает?

Персонал обязательно должен использовать свой туалет и раковину, ни в коем случае не посещать уборные больных. Перед визитом в такое место надо снять халат, далее помыть проточной теплой водой руки с мылом. В том случае, если у клинического персонала насморк, тогда необходимо пользоваться бумажными носовыми платками и носить марлевые повязки. Что еще предполагает гигиена тела медицинского персонала? Для женщин целесообразно применение тампонов и прокладок. У сотрудников не должно быть никаких кровоточащих ран, язв и порезов, так как это может приводить к заражению пациента от врача и наоборот. Требуется периодическое мытье отдельных районов тела и естественных отверстий в том числе.

Этика медицинского персонала

Этика такого работника предполагает моральные нормы, которые относятся к специальным вопросам соответствующей профессии. Кроме моральных общечеловеческих принципов, сотрудник должен обладать и нравственными качествами, вытекающими из особенностей его сферы деятельности. Поведение такого человека должно соответствовать основным принципам здравоохранения.

В особенности следует сказать о врачебной тайне. Это является вопросом этики медицинских работников. Благодаря особенностям деятельности медиков пациенты открывают им свои глубочайшие переживания, делятся сведениями о семейных и прочих делах, которые он никому другому не сообщает. Могут иметься данные и такого характера, которые пациент доверяет только врачу или медицинской сестре. Если рассказанная больным информация не является общественно вредной, не следует ее кому-либо сообщать.

К этическим вопросам относят и собственную репутацию среднего клинического работника. Оно должна являться безупречной. Клинический сотрудник не может, к примеру, эффективно принимать участие в терапии страдающих алкоголизмом в том случае, если известно, что он сам пьет. А когда фельдшер или медсестра курят в присутствии пациента, они точно не смогут убедить того в том, что это вредно.

алгоритм мытья рук

Требования к клиническому персоналу при посещении операционных, перевязочных и реанимационных палат

В рамках посещения таких комнат персоналом одевается специальная одежда, хранящаяся в шкафчиках. В целях уменьшения опасности капельных инфекций требуется закрывать рот с помощью специальных масок, которые готовятся из четырех марлевых слоев размером 16 на 20 сантиметров с подшитыми к углам четырьмя завязкам. Применяются и другие виды защиты, но все они обязательно должны прикрывать подбородок, нос и рот. Пред использованием маску стерилизуют. Во время надевания ее держат за концы завязок, чтобы их можно было взять, не задевая руки хирурга. Санитарка заходит сзади, берется за концы, проводит их за ушами, фиксируя вещь на темени.

Операционный халат шьется из плотной ткани. Завязывается таковой сзади. Перед стерилизацией его складывают таким образом, чтобы рукава были внутрь свернуты. Он вынимается из барабана и развертывается очень осторожно обеззараженными руками, чтобы не касаться ничего стерильного, при этом его держат подальше от себя. Развернув медицинскую одежду, в нее вдевают поочередно обе руки, накидывая на себя спереди.

мытье рук медицинского персонала по санпину

Сзади вещь завязывается другим человеком. Пояс перед процедурой стерилизации, положенный в халат, вынимается самим надевающим и натягивается спереди, чтобы свисали свободные концы. Санитарка берется за них и завязывает сзади. Рукава вещи должны быть достаточно длинными, чтобы полностью закрыть предплечье до кисти. Персонал, который принимает участие в операции, в обязательном порядке надевает матерчатую шапочку или косынку, полностью прикрывающую волосы.

Мы рассмотрели личную гигиену медицинского персонала.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.