"Смерть в Венеции": краткое содержание, история написания, рецензии критиков, отзывы читателей

Краткое содержание "Смерти в Венеции" будет полезно для тех, кто хотел бы ознакомиться с творчеством немецкого писателя Томаса Манна. Это одно из его самых известных произведений, в котором он уделяет главное внимание проблеме искусства. В статье мы расскажем, о чем эта новелла, какова история ее написания, а также об отзывах читателей и рецензиях критиков.

История создания

Томас Манн

Краткое содержание "Смерти в Венеции" позволяет максимально быстро вспомнить основные события этого произведения. Новелла была впервые опубликована в 1912 году.

Изначально Манн хотел написать о страсти, которая приводит к деградации и помрачению рассудка. На это его вдохновила история о любви уже престарелого немецкого классика Гете к 18-летней Ульрике фон Леветцов.

В то же время писатель находился в подавленном состоянии из-за смерти Густава Малера. В Венеции он встретился с прототипом своего главного героя, 11-летним Владзьо Моэсом.

Все эти события и привели к написанию этого произведения. Как признавался сам Манн, в "Смерти в Венеции" для него было важным показать отношения между чувством и разумом.

Завязка

Роман Смерть в Венеции

Краткому содержанию "Смерти в Венеции" Томаса Манна уделим особое внимание, так как оно поможет лучше понять идеи автора, то, что он стремился донести до читателя.

В самом начале автор знакомит читателя с писателем Густавом Ашенбахом, который отправляется на прогулку из своей квартиры в Мюнхене. Дневной труд его возбудил, поэтому он надеялся, что прогулка его успокоит. В пути он так устал, что обратно решил ехать на трамвае. Напротив остановки он заметил человека, чей внешний вид дал его мыслям совсем иное направление. Незнакомец был необычного вида и походил на пришельца из дальних краев. Это случайное наблюдение пробудило в Ашенбахе желание отправиться путешествовать. Остается только удивляться, как Манн в "Смерти в Венеции" внимательно прослеживает и анализирует истинные причины тех или иных поступков героев.

Примечательно, что сам писатель раньше всегда относился к странствиям свысока. Он жил в квартире в Мюнхене и имел небольшой загородный домик, в котором проводил лето. Идея отправиться путешествовать, надолго оставив работу, поначалу показалась ему разрушительной и беспутной. Но затем он решил, что все-таки нуждается в переменах.

Биография главного героя

Рассказывая краткое содержание "Смерти в Венеции" Томаса Манна, следует подробно остановиться на личности главного героя. Это известный романист, автор эпопеи о Фридрихе Прусском, популярного рассказа под названием "Ничтожный", романа "Майя". От отца он унаследовал дисциплинированность и силу воли, за что был вознагражден. Император оценил его труды, присвоив дворянский титул. Произведения Ашенбаха включены в школьные хрестоматии.

Краткое содержание "Смерти в Венеции" Манна позволит вам быстро освежить в памяти основные события этого произведения перед экзаменом или зачетом. Анализируя новеллу, обязательно нужно отмечать судьбу главного героя. У него было несколько неудачных попыток где-нибудь обосноваться, после чего он поселился в Мюнхене.

Вскоре Ашенбах женился на девушке из профессорской семьи, но она умерла. У него осталась дочь, которая к моменту событий, описываемых в "Смерти в Венеции" уже замужем. Манн описывает его как обладателя лица, будто высеченного резцом, лица человека, которому мало знакома тревожная и тяжелая жизнь.

В путь!

Густав Ашенбах

Восстанавливая события новеллы по краткому содержанию "Смерти в Венеции" на "Брифли", стоит отметить, что уже через две недели после памятной встречи на трамвайной остановке главный герой отправился в путь. Ночным поездом он уехал в Триест, после сел на пароход до Полы. Отдыхать он решил на Адриатическом море.

В дороге у главного героя произведения Томаса Манна "Смерть в Венеции" все сначала складывалось неудачно. Его раздражали влажность, дожди и провинциальное окружение. Наконец он понял, что ошибся в выборе, и вскоре моторка увезла его в Военную гавань, откуда он сел на пароход до Венеции.

Манн внимательно описывает, как пристально оглядывает Ашенбах пассажиров, которые вместе с ним поднимаются на пароход. Его внимание привлекает группа болтающих и смеющихся молодых людей. Один из них особенно выделяется в этой компании ярким и модным костюмом. Присмотревшись к нему внимательнее, главный герой понимает, что этот юноша - поддельный. Под толстым слоем грима оказывается старик, это становится особенно очевидным по его морщинистым рукам. Писателя поражает этот факт, он потрясен до глубины души.

Прибытие в Венецию

Семья Тадзио

Когда он добирается до Венеции, здесь его тоже встречает дождь. На палубе он вновь встречает старика, ставшего для него за эту поездку омерзительным, и смотрит на него с нескрываемым презрением.

Восстанавливая содержание "Смерти в Венеции", отметим, что на отдыхе герой поселился в фешенебельном отеле. В первый же вечер за ужином он обращает внимание на польскую семью за соседним столиком. Она состоит из трех молодых девушек 15-17 лет, за которыми присматривают гувернантки, и мальчика с длинными волосами, которому на вид около 14 лет. С изумлением для себя Ашенбах отмечает, насколько его поражает красота юноши. Его лицо напоминает писателю греческую скульптуру. Эта встреча имеет большое значение в книге "Смерть в Венеции".

Ашенбаху бросается в глаза разительное отличие подростка от его сестер, что проявляется даже в их одежде. На девушках незатейливые наряды, а юноша, наоборот, одет с иголочки, как будто торжественно. Ведет себя он не чопорно, как девушки, а непринужденно и свободно. В разгар ужина к ним присоединяется строгая величавая женщина с холодным взглядом. По всей видимости, их мать.

В кратком содержании "Смерти в Венеции" обязательно нужно отметить находки автора. Например, то, как изменяющаяся погода влияет на героев. На следующий день дождь усиливается, и Ашенбах всерьез подумывает об отъезде, но за завтраком он снова видит того же мальчика и снова поражается его красоте. В тот же день, сидя на пляже в шезлонге, он наблюдает, как тот строит песчаный замок вместе с другими детьми. Те постоянно окликали его по имени, но Ашенбаху не удавалось его расслышать. Позже он выяснил, что второго главного героя "Смерти в Венеции" зовут Тадзио. С тех пор он постоянно думал о подростке.

Краткое содержание "Смерти в Венеции" составлено таким образом, чтобы заострить внимание на самых важных и значимых событиях произведения. Например, на том, что поначалу сердце Ашенбаха заполнило отеческое расположение. Ежедневно он начал поднимать с Тадзио после второго завтрака на лифте, отмечая, каким хрупким он оказался в действительности. Писателя посещают мысли о том, что подросток слишком хрупкий и болезненный, поэтому, скорее всего, не доживет до старости. Его охватывает чувство спокойствия и удовлетворения, в которое он решает не вникать.

На следующий день он отправляется на прогулку по городу, которая не приносит ему удовольствия. Поэтому, вернувшись в отель, заявляет, что намерен уехать.

Погода меняется

Юноша Тадзио

В "Смерти в Венеции" по краткому содержанию можно проследить, как влияет погода на настроение персонажей. На следующее утро Ашенбах замечает, что воздух стал свежее, хотя погода по-прежнему остается пасмурной. Он даже успел пожалеть о поспешном отъезде, но менять что-либо было уже поздно. Когда он отплыл на пароходе, то почувствовал, что легкое сожаление сменилось настоящей тоской. Добравшись до вокзала, он уже ощущал только растущее душевное смятение.

Здесь его поджидал неожиданный сюрприз. Посыльный из отеля сообщил, что его багаж по ошибке отправили в противоположном направлении. Ашенбах, с трудом скрывая радость, заявил, что не намерен уезжать без своих вещей. В тот же день вернулся в отель. Около полудня он вновь увидел Тадзио, поняв, что именно из-за мальчика ему так трудно было покидать город.

На следующий день окончательно распогодилось, песчаный пляж залило яркое солнце. Он перестал думать об отъезде, а Тадзио встречал практически постоянно. Вскоре он уже изучил практически каждую линию и изгиб его тела, постоянно восхищаясь ребенком. Стареющему художнику этот восторг казался каким-то хмельным, он предавался ему со всей душой. Внезапно он ощутил, что хочет писать. Свою прозу он начал формировать по образу красоты Тадзио. Когда он окончил работу, то почувствовал себя опустошенным. Его даже начала мучить совесть, будто он совершил некое беспутство.

На следующее утро писатель решает свести с юношей непринужденное и веселое знакомство. Но при попытке заговорить понял, что не в состоянии этого сделать. Им овладела невиданная доселе робость. Ашенбах понимал, что это знакомство могло бы ему принести целительное отрезвление, но не спешил лишаться своего хмельного состояния. К этому времени он уже совершенно перестал беспокоиться о том, что отпуск его затянулся, а все свои силы он теперь отдает не искусству, а пьянящему его увлечению. При этом каждый день он поднимался к себе в номер рано, как только Тадзио исчезал. После этого день казался ему оконченным. Но уже на следующее утро воспоминание о сердечном приключении снова его будило, давая новые силы. Он садился у окна, ожидая, когда окончательно рассветет.

Через какое-то время Ашенбах понял, что Тадзио заметил его интерес. Их взгляды стали встречаться, однажды он даже был награжден улыбкой от ребенка, которую унес с собой, понимая, что это дар, способный натворить бед.

На четвертой неделе своего пребывания в Венеции Ашенбах почувствовал происходящие изменения. Постояльцев становилось меньше, несмотря на то, что сезон был в самом разгаре. Дело в том, что в газетах появились слухи о надвигающейся эпидемии, хотя персонал все и отрицал. А дезинфекцию, которая проводила полиция, называл профилактической мерой. От этой таинственности Ашенбах испытывал какое-то удовлетворение. В действительности он беспокоился только об одном: чтобы не уехал Тадзио. С ужасом для себя он осознал, что не представляет, как будет жить, когда это все-таки случится.

Случайные встречи с мальчиком уже перестали его удовлетворять, он его выслеживал и преследовал. Повинуясь некому демону, который растаптывал его достоинство и разум, он желал только постоянно следовать за тем, кто так зажег в нем жизнь.

Холера

Однажды в отель приехала труппа бродячих артистов, которые выступали в саду с представлением. Ашенбах расположился возле балюстрады, погрузившись в вульгарную мелодию. Хоть внешне он выглядел непринужденно, внутри себя оставался напряженным, так как в пяти шагах от него стоял Тадзио.

Время от времени мальчик оборачивался, заставляя Ашенбаха каждый раз опускать глаза. Он уже стал замечать, что женщины, которые его опекали, неоднократно отзывали его, если писатель оказывался поблизости.

В это время уличные актеры приступили к сбору денег за свое выступление. Когда один из них подошел к Ашенбаху, тот почувствовал запах дезинфекции. Спросив у актера, зачем власти устроили эти работы, услышал от того лишь официальную версию.

На следующий день главный герой предпринял еще одно усилия узнать правду о том, что действительно происходит вокруг. Он отправился в британское бюро путешествий, задав роковой вопрос клерку. Наконец, он услышал правду. Оказалось, что Венецию поразила эпидемия азиатской холеры. Инфекция распространяется через продукты, а ее распространению способствует сильная жара. Болезнь практически неизлечима, случаи выздоровления единичны. Однако городские власти всячески скрывают реальные масштабы происходящего, так как страх перед разорением пугает их больше, чем необходимость соблюдать международные соглашения. Простой народ все уже знает. Из-за этого в городе значительно выросла преступность, а разврат принял небывалые до этого формы и масштабы.

Англичанин советует Ашенбаху уехать, как можно быстрее. Первой мыслью писателя было предупредить семью Тадзио. Он уже представлял, как в этом случае ему позволят коснуться рукой головы мальчика. При этом он чувствовал, что внутренне не готов к тому, чтобы все закончилось так быстро. После этого он бы снова превратился в себя самого, чего ему уже никак не хотелось. Ночью Ашенбаху приснился кошмар. Ему почудилось, будто он участвует в небывалой вакханалии, покорившись власти чужого бога. Из-за сновидения он проснулся в плохом расположении духа, совершенно разбитый.

Вскоре правда о положении дел в городе стала известна всем в отеле. Постояльцы стали спешно разъезжаться, но мать Тадзио, казалось, никуда не торопится. Ашенбаху, который был объят страстью, чудилось, что в бегстве все вокруг снесут на своем пути все живое, а он остается вдвоем с Тадзио на этом острове. В эти моменты он начинал подбирать новые яркие детали для своего костюма, опрыскивался духами и надевал драгоценные камни. Переодевался писатель несколько раз в день, тратя на это огромное количество времени. Ашенбах постоянно стремился подбирать яркие детали костюма, которые как будто молодили бы его. Собственное стареющее тело становилось ему противно по сравнению с пышущей здоровьем юностью. В парикмахерской, которая была расположена при гостинице, он наложил на лицо грим и покрасил волосы. Когда процедуры были окончены, он увидел в зеркале юношу в самом расцвете сил. После этого он окончательно потерял страх, начав практически открыто преследовать Тадзио.

Через несколько дней Ашенбах ощутил, что чувствует себя плохо. Его стали одолевать приступы тошноты и чувство безысходности. В тот же день он увидел в холле багаж польской семьи, которая все-таки уезжала. Оттуда писатель отправился на пляж, где практически никого не было. Расположившись в шезлонге, он стал наблюдать за появившимся Тадзио. Внезапно юноша обернулся. Он сидел точно так де, как и в тот день, когда из взгляды встретились впервые. Голова Ашенбаха повернулась, копируя движение мальчика, а после поднялась навстречу его взгляду и рухнула на грудь. Лицо стало вялым, а сам он будто погрузился в дремоту. Писателю стало казаться, что мальчик ему улыбается, устремляясь вдаль.

Буквально через несколько минут люди, находившиеся поблизости, бросились к нему на помощь, так как Ашенбах упал в своем кресле. В тот же день всему литературному миру стало известно, что известный немецкий писатель скончался на отдыхе в Венеции, став жертвой азиатской холеры.

Экранизации

Фильм Смерть в Венеции

Новелла оказалась настолько популярной, чтобы была экранизирована. Одноименный фильм в 1971 году снял итальянский режиссер Лукино Висконти. Главные роли в нем исполнили Дирк Богард и Бьорн Андерсен.

Изучая краткое содержание фильма "Смерть в Венеции", можно прийти к выводу, что сюжет практически идентичен литературному первоисточнику. Пожалуй, главное отличие заключается в том, что один из главных героев, Густав фон Ашенбах, на экране становится композитором, а не писателем, как это было в романе.

Помимо драмы Висконти, В 1973 году одноименную оперу написал английский композитор Бенджамин Бриттен. В 2003 году немецкий хореограф Джон Ноймайер поставил балет "Смерть в Венеции".

Анализ

Смерть в Венеции

Анализ "Смерти в Венеции" позволяет прийти к выводу, что в этом произведении автор рассуждает о проблеме искусства. Стоит отметить, что Манн писал новеллу в то время, когда в Европе были популярны пессимистические теории философов, которые считали, что человеческая цивилизация вступает в последнюю пору своей истории, впереди ее ждет только хаос.

Под влиянием всеобщего кризиса связь с классической традицией терялась, пропадало гражданское звучание. Ощущая упадок, происходящий в искусстве, Манн как истинный гуманист стремился предостеречь человечество от окончательной потери своей духовности, призывал в новелле "Смерть в Венеции" не поклоняться фальшивым богам.

Критики в своих рецензиях на это произведение постоянно подчеркивали, что на всем его протяжении Манн делает акцент на том, что бездуховное искусство обречено, у него нет будущего. Немецкий писатель обвинял его в том, что оно потеряло всякий интерес к человеческим ценностям. Человечество, которое будет иметь только такое искусство, окончательно обречено.

Спасти положение может только искусство, которое займется воспеванием идеалов любви, справедливости, взаимопомощи и добра. Только оно способно дать настоящему художнику удовлетворение от своей работы. Только подобное искусство способно объединить людей, помогая человечеству преодолевать любые препятствия в жизни.

Отзывы читателей

Читатели в отзывах о новелле Томаса Манна "Смерть в Венеции" подчеркивали, что это настоящий гимн человеческой совести.

Главное, что находят в этом произведении поклонники творчества немецкого гуманиста вот уже на протяжении целого столетия, - это ода человечности и гениальности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Я был умным, когда лет 30 ежегодно раза по три пересматривал этот шедевр Висконти, так и не прочитав новеллу Манна. В этом году прочитал, и понял, что фильм – шедевр, а новелла – так, нечто средней руки. Да, Манн был в это время увлечён Фрейдом и Юнгом, и в тексте, как и в контексте, эта доминанта ОЧЕНЬ ощутима. Много никому уже сегодня неинтересных мыслей, выводов, анализов. Короче, новелла скучна. Но главное: она не даёт реального ощущения красоты Тадзио! А Висконти объехал всю белокурую Европ
Копировать ссылку
0
. Но нет: он конкретный! И это – 15-летний Бьёрн Андерсен из Швеции.
Копировать ссылку
0
, посмотрев (не без удовольствия) более 1600 подростков, пока не нашёл идеал: Бьёрна Андерсена. До сих пор его считают самым красивым мальчиком в мире в 20 веке.
Именно эта красота как таковая, почти свела с ума Ашенбаха: не надо ничего изобретать, выдумывать, испытывать муки творчества ради достижения совершенства. Тадзио – естественное создание Бога, эталон красоты.
Без фильма, который обходится без большинства «умностей» гениального писателя, образ Тадзио так и остался бы для каждого свой. Но
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.