Свастика в буддизме: виды символов, описание с фото и значение

Адольфа Гитлера можно с полным правом назвать одним из величайших демонов XX века. Однако в XXI веке его способности пиарщика были бы также оценены по высшему разряду: именно благодаря фюреру и его фанатичному увлечению оккультизмом весь мир узнал о древнейшем символе буддизма — свастике, которая фашистами изображалась под левым углом вращения, равным 45 градусам. Впрочем, это была отрицательная популяризация, а если точнее — Гитлер унизил и осквернил древний священный символ равновесия, за что и поплатился. Сегодня отношение к свастике противоречивое, но это от незнания ее сакральной сути.

Древний символ

Свастика в буддизме встречается во множестве вариантов. Однако сегодня мало кому известно, что в древней славянской культуре, а также и у многих народов мира этот символ был самым сильным оберегом.

Его производной является христианский крест, однако еще задолго до его появления существовал знак с перекрещенными под углом в 90 градусов линиями, соединенными точно в центре. Многим мистикам было известно о Первоначальном Равноконечном Кресте, упоминала о нем в своих трудах и Е. П. Блаватская.

Находки археологов и историков

Равноконечный Крест был прообразом свастики как в буддизме, так и во многих мировых культурах, он символизировал равнозначный переход от правления Солнца к Луне в дни весеннего и осеннего равноденствия. Заключенный в круг, этот глиф стал символом солнечной энергии и ее благотворного влияния на все сферы жизни.

Затем произошла трансформация этого знака в свастику, причем у разных народов она приобрела свои отличительные черты.

Сегодня археология переворачивает устоявшуюся картину мира: порой находки, обнаруженные в разных частях света, настолько не вписываются в академическую систему, что информация о них сознательно умалчивается официальной наукой.

Ареал индоевропейской культуры

Первые изображения свастики были найдены в Месопотамии: их историческая дата рождения - около VII века до н. э.

Распространение индоевропейской культуры было далеко не в общепринятых границах, что доказывает найденная в Скандинавии ладья Осберга, датируемая 800 годом н. э., с изображенными на ее корпусе четырьмя свастиками.

На территории европейской части континента обнаружено множество подтверждений включенности этого символа в культуру проживавших здесь народов.

Искусство Древней Греции и Рима, Египта и Азии также изобилует орнаментами, где присутствует знак свастики. Вполне закономерно наличие этого сакрального солнечного символа в странах с буддийским вероисповеданием: в Китае, Монголии, Тибете и Индии.

Самыми древними из найденных на Руси солярных знаков являются изображения в храме Святой Софии, возведенном в 1037 году в Киеве. Кроме того, в культуре русского Севера множество орнаментов, украшающих предметы одежды и быта, сохранились до настоящего времени. Их могло бы быть гораздо больше, если бы не «чистка» 40-х годов прошлого века, когда старинные сарафаны, головные уборы и т. п. сжигались на кострах по указу партии.

В искусстве древних мастеров Азербайджана также множество знаков свастики, особенно часто он используется при создании ковров. И именно на этой территории были найдены древние изображения солярного символа, датируемые VI веком до н. э. Такого же возраста артефакты, обнаруженные вблизи Мертвого моря — это мозаика в старинных синагогах.

У американских индейцев этот знак также пользовался популярностью, о чем свидетельствуют фотографии начала прошлого века и экспонируемые в музеях предметы быта коренного населения Америки.

Таким образом, утверждать, что этот символ распространен только в буддизме, и свастику можно относить только к этой культуре, по меньшей мере неграмотно.

Вариации одной темы

Поскольку традиционно используемая в буддизме свастика была, мягко говоря, позаимствована Третьим рейхом для своих целей, то разберемся в принципиальных различиях между ними.

Начнем с того, что Гитлер не сам «дошел» до идеи использования этого символа: ему подкинули эту мысль члены одного оккультного общества, образованного еще в XIX веке. Однако по каким-то «высшим» соображениям символ был изменен, вероятно, чтобы лучше служить идее избранности немецкой нации, все представители которой в одночасье стали «истинными арийцами».

Вариант Третьего рейха был левосторонним, вращающимся против часовой стрелки, что, по некоторым источникам, означает, что энергия спускается к потустороннему миру. А в областях тьмы торжествуют черная магия, первобытные инстинкты и древние ритуалы, привязанные к циклам Луны.

Надо сказать, что действия специального отдела «Аненербе», представители которого стали частыми гостями у тибетских колдунов, практикующих магию Бон-по, были направлены именно на добывание тайных знаний. И сегодня, как и много веков назад, хранители древних ритуалов носят на головных уборах знак свастики: в буддизме этот символ имеет множество оттенков.

Возможно, именно выбором левостороннего символа можно объяснить массовые убийства мирного населения фашистами.

Контрвариант

Древние славяне чаще использовали свастику, вращение которой направлено вправо: а это не только духовный рост, но и поклонение Солнцу и свету, а также ритуалы, возрождающие и обновляющие энергию.

Впрочем, нельзя утверждать, что было настолько полярное разделение по направлениям вращения символа у славян и европейцев. Использовались оба цикла. Вероятно, один из них был главенствующим, а второй — вспомогательным.

В буддийской философии правая сторона управляется мужской энергией, более активной и сильной; а левая — женской, мистичной и подверженной влиянию ночного светила. А так как в основе любой свастики — равносторонний крест, то целью в данном случае является уравновешивание энергий.

Кстати, в культуре древнего Мохенджо-Даро использовались также оба варианта солярного символа.

Огненный символ жизни

Свастика в буддизме означает, что четырехрукий Агни — преобразующий мир бог Огня, трансформирует этот мир, добиваясь от него все более совершенных форм. Кроме того, этот знак символизирует саму жизнь во всем ее многообразии и неисчерпаемом благоденствии. А квинтэссенцией всего этого является солнце, без которого не может на земле ничего родиться.

Возможно, поэтому до наших дней дошел обычай обозначать солярным символом любое начало жизни: особенно это распространено в северной части Индии.

Да и в других странах, где поклоняются Будде, любое торжество не обходится без свастики: значение в буддизме этого знака подтверждается его изображениями на стенах храмов, общественных зданий, простых домов, предметах быта, украшениях и т. п.

Мировая гармония

Каковы бы ни были модификации свастики, но есть неизменная величина в ее основе — это равноконечный крест, в котором женское начало символизирует горизонтальное направление, а мужское — вертикальное.

И мир, нуждаясь в гармонии, постоянно стремится к равновесию, а потому обе эти энергии не существуют одна без другой, дополняют друг друга и обладают равной ценностью.

Считается, что знаки креста и круга идентичны и являются символом одного и того же. Неслучайно древний астрологический глиф, обозначающий солнце — это круг с включенным в него равносторонним крестом.

В этом простом символе заключена суть всех последующих крестов, производных от первоначального. Если внимательно изучить изображения древних христианских святынь, то можно обнаружить, что кресты, украшающие облачения священников и иконы, в основном равноконечные и соседствуют со свастикой.

Духовный закон

Кроме множества сакральных знаний, свастика в буддизме значит, что на духовном уровне главной задачей человека является именно равновесие. Любое нарушение этого закона влечет за собой попадание в жернова колеса сансары, а потому баланс между миром материальным и духовным должен соблюдаться неукоснительно.

Теперь становится понятной причина краха Третьего рейха, однако следует ли игнорировать такой сильный символ только из-за того, что некий бесноватый художник, от неудовлетворенных амбиций ставший фюрером, имел неосторожность использовать сакральные знания в своих целях?

Итак, что же такое свастика? Это символ единства противоположностей: гармония внутри и снаружи. Это день, становящийся ночью, зло, превращающееся в добро и наоборот. Одним словом, дуальность, развивающая душу.

Комментарии