Инновационная деятельность в школе: понятие, новые методы обучения, программы

Тема инновационной деятельности в школе отличается своими особенностями. Первая из них состоит в том, что субъектами соответствующего процесса выступают дети, педагоги и родители. Если не учитывать представленный фактор, то из педагогической инновации устранится, собственно, образовательное, то есть гуманистический элемент деятельности, связанной с инновациями. Второй отличительной чертой является необходимость охвата максимального количества педагогических проблем в системном ключе. В нашей статье речь пойдет об инновационных подходах к деятельности школы. Рассмотрим новые методы обучения и актуальные программы, а также иные немаловажные аспекты темы.

Общие положения. Эффективность инновации

темы инновационной деятельности в школе

Сегодня тема инновационной деятельности в школе поднимается на государственном уровне. Ей уделяется особое значение практически в любом регионе РФ. Современная школа всегда в поиске различных путей реализации собственных функций, одной из которых выступает инновационная деятельность. Под инновацией следует понимать изменение, новшество, нововведение. Стоит заметить, что в историческом плане так или иначе новизна считается понятием относительным. Она имеет конкретно-исторический характер, иными словами, может появляться раньше «своего времени», после чего превращается в нормальное явление или устаревает. Из этого можно сделать вывод, что реализация инновационной деятельности в школе непрерывна: одни ее направления постоянно заменяются другими.

Условием, которое определяет эффективность педагогической инновации, считается исследовательская деятельность преподавателей. Последние в процессе решения проблем частной методики задают себе и коллегам общие вопросы. Они начинают принципиально по-новому переосмысливать ранее существующие принципы дидактического плана. Необходимо учитывать, что успешная организация инновационной деятельности школы и ее дальнейшая реализация — категории, которые во многом зависят от педагогического состава, от осознания учителями инновационной идеи. Дело в том, что в условиях инновационного режима осуществляется активный процесс, при котором педагог самоопределяется в личностном плане. Кроме того, происходят существенные изменения во взаимоотношениях между преподавателями.

Цель и задачи инновационной деятельности

программа по инновационной деятельности в школ

Ключевой целью инновационной деятельности в школе является активное реагирование на потребности и многообразие интересов детей, а также их родителей. Стоит заметить, что немаловажную роль играет достижение высокой степени качества образования и, конечно же, развитие обучающихся.

Среди основных задач, решаемых в процессе развития инновационной деятельности в школе, целесообразно выделить следующие:

  • Повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются в школе.
  • Создание оптимальных условий для поиска правильных решений актуальных образовательных проблем.
  • Привлечение преподавателей к экспериментальной и инновационной деятельности школы в соответствии с приоритетными направлениями современной образовательной системы.
  • Обеспечение взаимодействия практики образования и научного направления.
  • Содействие в распространении инновационного преподавательского опыта.
  • Разработка системы мониторинга экспериментальной и инновационной деятельности в школе.

Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности

организация инновационной деятельности школы

В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.

Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:

  • формирование и опытная проверка принципиально нового содержания образовательной категории, а также новых воспитательных и образовательных технологий, методик, средств и форм воспитания, обучения;
  • разработка и дальнейшая проверка новой учебно-методической и учебно-программной документации;
  • создание и проверка систем оценки качественных характеристик образования, процедур и форм промежуточной аттестации учащихся, поддержка разных категорий обучающихся, а также систем адресного сопровождения.

Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:

  • отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
  • отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
  • отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
  • отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
  • отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).

Управление инновационной деятельностью в школе

положение об инновационной деятельности в школе

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с управлением экспериментальной и инновационной деятельностью, решает директор школы. К ним целесообразно отнести следующие моменты:

  • Определение приоритетных направлений экспериментальной и инновационной деятельности в школе.
  • Принятие необходимых мер, относящихся к совершенствованию нормативно-правовой основы в сфере экспериментальной и инновационной работы.
  • Выступление с предложениями, которые направлены в первую очередь на совершенствование экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении.
  • Контроль реализации программ по инновационной деятельности в школе.

Для развития экспериментальной и инновационной деятельности, разработки управленческих решений в области экспериментальной работы, осуществления гласной, объективной, компетентной и независимой экспертизы инновационных проектов в сфере образования, экспериментальных программ, а также отслеживания как промежуточных, так и конечных результатов инновационной деятельности учреждения образования приказом директора формируется научно-методический совет. Именно он руководит экспериментальной и инновационной работой, организует экспертизу образовательных проектов в области инноваций, программ инновационной деятельности школы, а также ежегодно подводит итоги проведенной работы.

Направления развития учреждения образования

Инновационная деятельность учителей школы предполагает соответствующее развитие образовательной структуры. Здесь целесообразно выделить следующие моменты:

  • Разработка и последующее внедрение модели управления качественными характеристиками современного образования.
  • Создание условий для полноценного развития интеллектуального потенциала и творческих способностей школьников.
  • Реализация программы, связанной с информатизацией процесса образования.
  • Применение информационных технологий в системе управления образовательным учреждением.
  • Обеспечение надлежащего образования школьников в плане качества.

Рассмотрим вопрос инноваций на практике

инновационная деятельность в начальной школе

Как выяснилось в процессе анализа инновационной деятельности школы, среди основных ее направлений следует выделить формирование современной инновационной среды, надлежащее управление качественными характеристиками образования, а также информатизацию учебно-воспитательной работы. Целесообразно рассмотреть названные моменты на практике.

На сегодняшний день большинство школ в России имеют специально оборудованный компьютерный класс с тем или иным количеством компьютеров (в зависимости от числа учащихся и других факторов), интерактивные доски, медиатеки и медиапроекторы. Помимо этого, в образовательных учреждениях есть множительная техника, сканеры, принтеры, ламинаторы. Как правило, преподавание информатики и ИКТ осуществляется со второго класса. Большое количество педагогов российских школ принимают участие в мероприятиях по ИКТ методического плана. Кроме того, большинство предметов преподаются с использованием ИКТ.

Стоит отметить, что инновационная деятельность в начальной школе несколько отличается, нежели в средней и старшей. Так, электронная методическая копилка начальной школы включает разработанные руководством и преподавателями многочисленные презентации по базовым предметам для младших школьников. Для них организуются уроки с использованием мультимедиаучебников, применяются обучающие, а также контролирующие программы, направленные на подготовку ко вхождению в среднее звено.

На протяжении многих лет школы работают в инновационном режиме. В них функционирует единое образовательное информационное пространство, базой которого, как правило, служит школьный сайт. Стоит отметить, что большое значение придается вопросам информационной грамотности как преподавателей, так и учащихся. Результатом внедрения ИКТ во все области школьной жизни выступает повышение качественных характеристик образовательного процесса. Необходимо отметить, что выпускники российских школ успешно продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Цели использования ИКТ

Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:

  • Иллюстративный материал для объяснения новой темы учащимся.
  • Инструмент для закрепления знаний, навыков и умений, а также для самостоятельной работы учеников.
  • Средство для проверки знаний школьников.
  • Помощь при оформлении работ творческого плана.
  • Средство, применяемое на стадии коррекции и непосредственно процесса обучения.
  • Инструмент для трактовки результатов посредством совершенствования дозировки материала для изучения, его систематизации, классификации.
  • Помощь при реализации возможностей учеников, носящих поисково-творческий характер.
  • Инструмент для систематизации и эффективного использования дополнительных знаний по тем или иным предметам.
  • Средство для качественной подготовки к олимпиадам по предметам.
  • Помощь в стимулировании самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.

Положение об инновационной деятельности в школе

инновационные подходы к деятельности школы

Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. Представленная бумага формируется на основе ФЗ "Об образовании в РФ", Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.

В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.

Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.

Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.

Что еще указывается в Положении

Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.

Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.

Целесообразно разобрать основные функции куратора:

  • Планирование инновационной деятельности в учреждении образования, а также привлечение по мере необходимости научных консультантов; осуществление контрольной функции, связанной с реализацией утвержденных инновационных образовательных программ (проектов).
  • Осуществление мониторинга реализуемых инновационных образовательных проектов.
  • Организация своевременного и достоверного информационного сопровождения реализации образовательных проектов; информирование родителей несовершеннолетних учащихся и других заинтересованных лиц касательно целей, задач, техник осуществления, а также результативности реализации программ.
  • Полноценное обеспечение соблюдения законных интересов и прав участников процесса образования.
  • Своевременное информирование вышестоящих структур о возникших проблемах, которые препятствуют осуществлению инновационной образовательной программы. Стоит помнить, что они могут стать причиной невыполнения инновационного проекта в сфере образования или календарного плана работ.

Заключение

анализ инновационной деятельности школы

Итак, мы рассмотрели понятие и определение инновационной работы в школе, ее направления, принципы, цели и задачи. Кроме того, изучили новые методики обучения и программы, рассмотрели соответствующее Положение, разобрали один из аспектов темы на конкретном примере.

В заключение следует отметить, что в настоящее время большинство российских школ отличаются надлежащим исполнением требований касательно организации инновационной деятельности. Среди основных направлений в данном случае целесообразно выделить принципиальное обновление содержания категории образования, внедрение инновационных педагогических методик и технологий, разработку инноваций в плане организации процесса образования, постановку интеллектуально-творческой работы учителей, организацию интеллектуально-творческих занятий учащихся, осуществление методической работы с преподавательским составом, реализацию инновационных педагогических программ и проектов, а также работу над формированием имиджа российских образовательных учреждений и благоприятной воспитательной среды.

В современных активно меняющихся условиях руководство любой школы должно помнить, что образовательное учреждение так или иначе испытывает острую необходимость в пересмотре привычной практики деятельности. Инновационная работа в школе, реализуемая педагогическим коллективом, предполагает обеспечение высокого уровня удовлетворенности качественными характеристиками образовательных услуг всех участвующих в учебно-воспитательном процессе; поступательное обновление образовательных технологий; повышение мотивации подростков к учебной работе; поддержание высоких стандартов осуществления кадровой политики, а также исполнение общественного (иными словами, государственного) заказа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.