Ферраро-флорентийская уния: год проведения, участники, хронология событий и последствия

Ферраро-флорентийская уния 1439 года была соглашением, заключенным между представителями Западной и Восточной церквей во Флоренции. Согласно его положениям, эти две церкви объединялись на том условии, что православная сторона признавала главенство папы римского, сохраняя свои православные обряды. При этом признавалась латинская догматика.

Подписание

Подписывали на Ферраро-флорентийском соборе унию греческие епископы, за исключением патриарха Константинополя Иосифа. Он перед этим событием умер. Примечательно, что подписал и митрополит Исидор Ферраро-флорентийскую унию, это был русский митрополит. Впоследствии за этот поступок его низложил Великий князь Василий II Темный. Данный документ так и не вошел в силу ни на Руси, ни в Византии. Глазами православного христианства Ферраро-флорентийская уния представляла собой самое настоящее предательство, сдачу католичеству.

Вернувшись на родину, многие православные деятели, подписывавшие документ, отказались от него. Они заявляли, что их принуждали подписывать такой документ. И духовенство, и народ, узнав о произошедшем, были сильно раздражены. Всех, кто был на том соборе, признавали еретиками.

Последствием Ферраро-флорентийской унии стало в 1443 году отлучение в Иерусалиме от церкви всех, кто имел отношение к подписанию документа. На протяжении еще долгого времени эти люди весьма активно осуждались. Патриарх Константинополя Григорий был низложен в 1450 году, и на престол вместо него взошел Афанасий. После взятия Константинополя в 1453 году о документе больше не вспоминали.

Историческая обстановка

Лучше оценить значение Ферраро-флорентийского собора 1438-1439 гг. поможет ознакомление с бытовавшей тогда обстановкой в мире. В 15-м веке Византия активно подвергалась завоеваниям турок. Правительство страны старалось найти помощь среди западных стран, в том числе у пап.

Именно по этой причине последние императоры Византии нередко приезжали на Запад. Но последний не спешил помогать.

Тогда Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.), осознавая шаткое положение страны, неизбежный ее конец под натиском захватчиков, решился на последний отчаянный шаг – он предложил объединить церкви взамен на помощь Запада. По этой причине и начались переговоры с папой римским. Последний ответил согласием.

Было решено провести собор, где представители православия и католичества решили бы вопрос об объединении под началом Западной церкви. Следующим шагом было убеждение западных властителей оказать Византии помощь. После долгих переговоров было решено подписать Ферраро-флорентийскую унию. Папа согласился лично оплатить проезд и содержать всех прибывших сюда православных священников.

Когда в 1437 году в Феррару отправился император Иоанн Палеолог с епископами, русским митрополитом Исидором, все прибывшие столкнулись с достаточно жесткой политикой папы. Он выдвинул требование о том, чтобы константинопольский патриарх Иосиф целовал по латинскому обычаю туфлю папы. Однако Иосиф отказался. До открытия собора состоялось немало совещаний между отцами по поводу всевозможных разногласий.

Переговоры

В ходе собраний активно проявлял себя Марк, митрополит Эфесский и представитель патриарха Иерусалима. Марк отказывался делать уступки папе. В октябре 1438 года собор был открыт, несмотря на то что западные властители на него не явились.

Самым спорным вопросом стало исхождение Святого Духа от Сына, было немало расхождений касательно поправок, внесенных некогда Латинской церковью в Никейский символ. В то время как западные священники утверждали, что не искажали символ, а лишь раскрывали его изначальную суть. В таком духе прошло 15 заседаний. Некоторые греческие священники, включая Марка Эфесского, так и не отступали. Тогда папа уменьшил их содержание.

После чумы

В 1438 году разразилась чума, и тогда собор перенесли во Флоренцию. Споры о догмах продолжались еще долго. Святые отцы спорили об отрывках Священных писаний, которые по-разному толковали Западная и Восточная церкви.

Иоанну Палеологу не нравилось, что православные священники были неуступчивыми. Он убеждал их, что понадобится согласиться с представителями католиков. Тогда Виссарион Никейский, бывший противником католиков, согласился с тем, что латинское выражение «и от Сына» - одно и то же, что и православное «через Сына». Однако Марк Эфесский называл католиков еретиками. Палеолог всячески содействовал объединению.

Греческие священники продолжали упорствовать в своей редакции и отвергали другие. Тогда император убеждениями, угрозами заставил их принять другую редакцию. Им пришлось согласиться с требованиями Палеолога. Тогда собравшиеся и пришли к согласованию Ферраро-флорентийской унии. Латинская сторона согласилась допускать и греческие, и латинские обряды. Благодаря этому соглашение подошло к логическому концу. Главенство папы признавалось, как и чистилище. Данный акт был подписан всеми, за исключением Марка Эфесского, патриарха Иосифа, поскольку он успел умереть.

Когда папа не увидел подпись Марка, он признался: «Мы ничего не сделали». Тем не менее Ферраро-флорентийская уния торжественно была зачитана на двух языках – латинском и греческом. В знак объединения представители Западной и Восточной церкви обнялись и поцеловались. Папа предоставил гостям корабли для возвращения домой.

Итоги

Описывая кратко Ферраро-флорентийскую унию с ее итогами и значением, стоит сказать, что Палеолог лично убедился в том, что подобное соединение на исключительно религиозной, а не политической основе было чрезвычайно непрочным. И если при подписании греческие священники соглашались с документом, то по прибытии в Константинополь они же демонстративно игнорировали ее. Недоволен был народ.

Все сплотились вокруг Марка Эфесского, защищая православие. Подписавшие документ были отлучены от церкви. Палеолог возводил на патриарший престол одного за другим сторонников унии, но ни один не приживался надолго, народ протестовал.

Император же не увидел никакой помощи от западных властителей, и сам стал с холодом относиться к Ферраро-флорентийской унии. Когда он умер в 1448 году, перед самым падением Константинополя, восточные патриархи продолжали проклинать этот документ. И в 1453 году Византийская империя пала, так и не получив помощи, которой так усиленно добивался Иоанн Палеолог.

На Руси

Имелись после подписания Ферраро-флорентийской унии 1439 г. последствия для России. Митрополит Исидор, присутствовавший на том соборе, в Москве был низложен, его заключили в темницу. Позже он сбежал оттуда в Литву. Когда вместо него назначили митрополитом Иона, Русская церковь стала отдельной формацией, которая больше не зависела от патриархата Константинополя.

Подробнее о процессе

Делегация со стороны православия, отправленная на подписание Ферраро-флорентийской унии, состояла из 700 человек. Во главе ее был Иоанн VIII. Всего на Запад прибыло больше 30 митрополитов. Болгарские и сербские представители отказались участвовать в этом мероприятии. Москва же специально назначила для роли посла митрополита Исидора, вместе с ним отправилась целая группа русских священников.

В Венеции в 1438 году собравшиеся ожидали прибытия государей Европы, по этой причине начало заседаний откладывалось на несколько месяцев. Но европейские властители так и не явились, ни один не приехал в Феррару. Все сильнейшие монархи заседали в тот момент в Базеле. Единственной, кто поддерживал папу, стала Англия. Но у нее было немало своих дел. По этой причине военных сил, на которые рассчитывал Палеолог, попросту не было.

Греческую сторону ожидало и большое разочарование в финансовом положении, в котором находилось папство. Казна его пустела весьма активно. И император начал осознавать, что не найдет здесь достаточных для империи сил.

Состав делегаций

В то же время император прикладывал усилия – других путей спасти империю он не видел. Он добился формирования внушительной делегации. Почти весь православный мир был представлен на соборе 1439 года. Однако по большому счету это была лишь видимость, ведь миллионы православных христиан, которые жили на Балканах, в Малой Азии, не были представлены на нем. Ведь они уже находились под властью турок. Со стороны Западной церкви делегаты также были внушительными. Папа координировал усилия делегации. Однако и эта сторона была представлена преимущественно клириками итальянских корней. И лишь небольшая их часть приехала на собор из-за Альп. Примечательно, что у многих православных священников, бывших на соборе, недоставало квалификации. По этой причине некоторых возвели в архиерейский сан непосредственно перед отбытием в Феррару.

Кроме того, делегация православных священников на этом соборе была расколота на части. Благодаря этому делегация теряла свои позиции. К примеру, Виссарион был предан греческим традициям, и целью его жизни было оберегать их. Он чувствовал, что дни Византии близятся к концу, и решил, что его миссией будет сохранить империю. Под владычеством ислама православие бы сильно пострадало, и он согласился на подписание унии. В то же время протагонистом его был Марк Эфесский, отказывавшийся подписывать документ.

Виссарион

Виссарион активно убеждал собравшихся представителей православия подписать унию, убедив и русского митрополита подписать унию. Впрочем, и сам Исидор был тесно связан с Константинополем.

Примечателен тот факт, что Виссарион эмигрировал в Италию до 1453 года, перешел в католичество и занял достаточно высокий пост. Он стал папским кардиналом.

Марк Эфесский

К Марку Эфесскому же большинство представителей Восточной церкви относились с гораздо большим недоверием. У него была отдельная система ценностей. Его винили в излишнем фанатизме и консерватизме. Нередко именно Марка винят в том, что задумка собора, последняя надежда умирающей Византийской империи, не удалась на практике.

Тем не менее в пользу Марка свидетельствует тот факт, что он явился на собор. В то же время он считал, что Рим должен был уступить по большему числу пунктов. Он испытал большое разочарование, оказавшись у папы.

Источники

Главнейший источник современных знаний о происходивших на соборе событиях – мемуары диакона Сильвестра. Он был их участником и отображал и бытовые события, имевшие место на собраниях. Стенограммы и греческой, и латинской стороны были утеряны. Сохранились и автобиографические очерки о происходивших событиях непосредственно Марка Эфесского, впоследствии лидера православных.

Комментарии