Серафина Луи - французская художница

Серафина Луи (1864-1942) – французская художница-самоучка, известная своими широкоформатными наивными флористическими картинами, что видно из ее работы "Дерево рая" (1928). Она не получила формального художественного образования и выработала своеобразный стиль за пределами устоявшихся художественных традиций.

Биография Серафины Луи

Художница родилась в 1864 году в бедном крестьянском сообществе в Пикардии, Франция. Начиная с 1881 года Серафина Луи провела 20 лет в качестве сестры в монастыре на севере Франции. Она начала рисовать в 1903, после переезда в Санлис, устроившись работать помощницей по хозяйству. Сначала она украсила предметы домашнего обихода, а затем стала переносить свои декоративные цветочные схемы на небольшие деревянные или картонные панели. В 1921 году ее картины привлекли внимание Вильгельма Уде, немецкого коллекционера, открывшего Пикассо и Анри Руссо. Уде включил Серафину в свою важную выставку "Художники святого сердца" в 1928 году вместе с Андре Бауханом, Камилем Бомбуа, Анри Руссо и Луи Вивеном.

Картина Серафины Луи

Серафина с годами погружалась в видения, фантазии и впадала в безумие. В 1932 году, после спада интереса к ее работам, у художницы случился психический срыв, и она была помещена в психиатрическое учреждение. Луи умерла там 10 лет спустя, совершенно обездоленная, оставив миру искусства свой богатый опыт, воплощенный в картинах "Сад Доброго Господа".

Несмотря на то, что Луи прекратила рисовать, ее работы были показаны на выставке "Популярные мастера современности", организованной в музее Гренобля в 1937 году, которая открылась в Париже, а затем посетила Цюрих и Лондон. Альфред Барр адаптировал выставку для мастеров народной живописи (1938) в МоМА в Нью-Йорке (музей современного искусства).

Из воспоминаний Вильгельма Уде

Устав от шума и суеты парижской жизни, от блестящей выставки, которую он только что посвятил Анри Руссо, в 1912 году Вильгельм Уде снял небольшую квартиру в Санлисе для отдыха на выходных. Однажды вечером, обедая в доме своих соседей, Уде заметил небольшую картину с яблоками в углу гостиной. Он был вдохновлен ее красотой и мастерством, и поинтересовался у хозяев, кто это нарисовал. Ему сказали, что это домработница, и что картину они хотели купить у нее сами, но могут уступить Уде за 8 франков.

Картины Серафины Луи

На следующий день, когда Серафина приехала в дом Уде на работу, она заметила, что ее картина стоит на стуле. Ни капли не удивившись, она засмеялась. Уде поинтересовался, есть ли еще картины у Луи.

Серафина поспешила домой на улицу Пуит-Тифан, бросилась вверх по убогой лестнице к чердаку, схватила несколько полотен и поспешила назад. Уде пришел в восторг. Картины были такими же красивыми, как и та, что он уже видел. В них он различил то, что Кандинский назвал «внутренней необходимостью», побуждением, исходящим из самого внутреннего существа Серафины, бесхитростного, незапятнанного, простого. Окрашенные редкой свободой, покрытые своеобразным лаком, с мельчайшими подробностями композиции Серафины Луи, состоящие из фруктов, цветов и листьев, отдавали иллюзиями средневековья.

Творчество художницы

Вдохновленная своими религиозными убеждениями, Луи рисовала экстатические видения фруктов, цветов и листвы на однотонных или горизонтально разделенных цветовых полях, выполненных маслом или риполином – бытовой эмалевой краской. Композиции усеяны блестящими, похожими на драгоценные камни растениями, которые распускаются наружу из стволов деревьев или ваз. В более поздних работах фигура и земля сливаются в плотное переплетение, объединяя весь холст пульсирующим, извилистым ритмом.

Искусство Серафины Луи, вдохновленное природой, полями и лесами, в которых она бродила в детстве, в 100 километрах к северу от Парижа, несет в себе что-то сверхъестественное. Картины Луи, по ее словам, были ответом на божественное, на приказы Девы Марии.

В то время как большинство цветов, изображенных в творчестве Луи, являются образными гибридами, она часто рисовала обыкновенные ромашки. В "Маргаритках" (на фото) Серафина Луи изображает белые цветы вихрями тонких мазков, исходящих наружу из светящихся сферических центров. Ряд стилизованных листьев обрамляет цветы на таинственном темном поле.

Маргаритки Серафина Луи

Картина «Листья» обладает более специфическим ощущением пространства, даже когда роящаяся масса листьев отчетливо сливается с желтым фоном. Как и во многих ее более поздних работах, крошечные мазки и точки краски декоративно группируются на поверхности, придавая картине необыкновенное сияние.

Наследие художницы

Бертран Лоркин, куратор Музея Майоля, в своем вступлении к выставке "Серафина Луи де Сенлис" в музее Майоля в Париже, которая проходила с 1 октября 2008 года по 18 мая 2009 года, говорил о художнице:

Серафина была художником, поглощенным неудержимым стремлением к созданию "этой знаменитой внутренней необходимости", о которой говорил Кандинский.

Картины Серафины Луи выставлены в музеях Майоля в Париже, искусства Сен-лиса и Ниццы и современного искусства метрополии Лилля в Вильнев-д'Аск.

Фильм о художнице

Фильм Серафина Луи

В 2009 году французский биографический фильм "Серафина" режиссера Мартина Провоста получил 7 наград "Сезар", в том числе, за "Лучший фильм" и "Лучшую женскую роль" для Иоланды Моро, сыгравшую главную роль. Фильм исследовал отношения между Серафиной Луи и Вильгельмом Уде, начиная с их первой встречи в 1912 году и до смерти Серафины.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.