Сетевое общество — это выражение, придуманное в 1991 году в связи с социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями, вызванными распространением цифровых информационных и коммуникационных технологий. Интеллектуальное происхождение этой идеи можно проследить до работ ранних социальных теоретиков, таких как Георг Зиммель, который анализировал влияние модернизации и промышленного капитализма на сложные модели принадлежности, организации, производства и опыта.
Происхождение
Термин «сетевое общество» был придуман Яном ван Дейком в его голландской книге 1991 года De Netwerkmaatschappij. И Мануэлем Кастельсом в «Возрождении» (1996), первой части его трилогии «Информационный век». В 1978 году Джеймс Мартин использовал термин «проводное общество», обозначающий государство, которое связано массовыми и телекоммуникационными сетями.
Ван Дейк определяет сетевое общество как мир, в котором комбинация социальных сетей и СМИ формирует свой основной способ формирования и наиболее важные структуры на всех уровнях (индивидуальном, организационном и социальном). Он сравнивает этот тип с массовым государством, которое формируется группами, объединениями и сообществами («массами»), собранными в физическом сосуществовании.
Барри Веллман, Хильц и Турофф
Веллман изучал сетевое общество в университете Торонто. Его первая официальная работа была в 1973 году. «Город сети», с более объемным теоретическим утверждением, - в 1988. Со времени своего «Вопроса сообщества» 1979 года Веллман ратифицировал, что компанию любого масштаба лучше всего рассматривать как сети. А не как ограниченные группы в иерархических структурах. Совсем недавно Веллман внес вклад в теорию анализа социальных сетей с акцентом на индивидуализированные группы, также известные как «индивидуализм». В своих исследованиях он фокусируется на трех основных аспектах сетевого общества:
- сообщество;
- работа;
- организации.
Он заявляет, что благодаря последним технологическим достижениям группа индивидуума может быть социально и пространственно диверсифицировано. Сетевые организации общества могут также извлечь выгоду из расширения в том смысле, что наличие связей с членами различных структур помогают в решении конкретных проблем.
В 1978 году «Сетевая нация» Роксаны Хилтц и Мюррея Турофа явно основывались на анализе сообщества Веллмана, взяв название книги «Сетевой город». В работе утверждается, что компьютерная связь может преобразовать общество. Это было замечательно предсказуемо, поскольку было написано задолго до появления интернета. Turoff и Hiltz были прародителями ранней компьютерной системы связи, называемой EIES.
Понятие
Согласно концепции сетевого общества Кастельса, сети представляют собой новую морфологию групп. В интервью Гарри Крейслеру из Университета Калифорнии в Беркли Кастельс сказал:
«... если вы хотите, определение сетевого общества — это группа, в которой ключевые социальные структуры и действия организованы вокруг электронной обработки информационной сети. Так что речь идет не только об очевидных формах организации. Разговор идет о социальных сетях, которые обрабатывают и управляют информацией и используют микроэлектронные технологии».
Именно в этом заключается понятие сетевого общества.
Распространение логики существенно изменяет операции и результаты в процессах производства, опыта, власти и культуры. Для Кастельса сети стали основными единицами современного общества. Но ван Дейк не заходит так далеко. Для него эти подразделения все еще являются отдельными лицами, группами, организациями, хотя они могут все чаще быть связаны сетями.
Данная структура идет дальше, чем информационно сетевое общество, которое часто провозглашается. Кастельс утверждает, что не только технология определяет современные группы, но также культурные, экономические и политические факторы, которые составляют компанию. Такие мотивы, как религия, воспитание, организации и социальный статус и формируют сетевое общество. Группа определяется этими факторами во многих отношениях. Эти влияния могут или поднять, или препятствовать этим обществам. Для ван Дейка информация формирует сущность современной группы, а сети формируют организационные конфигурации и (инфра) структуры.
Пространство потоков играет центральную роль в видении Кастельса сетевого общества. Элиты в городах привязаны не к определенной местности, а к пространству потоков.
Кастельс придает большое значение сетям и утверждает, что настоящая сила должна быть найдена в них, а не ограничиваться глобальными городами. Это контрастирует с другими теоретиками, которые ранжируют государства иерархически.
Ян ван Дейк
Он определил идею «сетевого общества» как форму группы, все более упорядочивающей свои отношения в медиасетях, постепенно дополняющую социальные сети личного общения. Эта связь поддерживается цифровыми технологиями. Это означает, что социальные сети и СМИ формируют основной способ организации современного общества.
Первый вывод книги Дека состоит в том, что современная группа находится в процессе становления сетевого общества. Это означает, что в интернете объединяются межличностные, организационные и массовые коммуникации. Люди становятся связанными друг с другом и имеют доступ к информации и общению друг с другом постоянно. Использование интернета приносит «весь мир» в дома и на работу. Кроме того, когда такие средства массовой информации в сетевом обществе, как интернет, становятся еще более развитыми, они постепенно станут «нормальными средствами массовой информации» в первом десятилетии XXI века, поскольку они будут использоваться большими группами населения и корыстными интересами в экономике, политике и культуре. Он утверждает, что бумажные средства связи устареют.
Взаимодействие с новыми медиа
Концепция сетевого общества заключается в том, что новые методы общения в цифровом мире позволяют небольшим группам людей собираться в интернете и обмениваться и продавать товары и информацию. Это также позволяет большему количеству людей иметь голос в их мире в целом. Важнейшей концепцией сетевого общества и новых медиа является интеграция телекоммуникационных технологий. Второй структурной характеристикой нынешней революции в области коммуникаций является рост интерактивных связей. Это последовательность действий и реакций. Ссылка на скачивание или сторона предложения веб-сайтов, интерактивного телевидения и компьютерных программ намного шире, чем восходящий поиск, сделанный их пользователями. Третья, техническая, характеристика — это цифровой код. Они определяются всеми особенностями одновременно.
Сетевое общество — структура, основанная на сетях, управляемых информационными и коммуникационными технологиями микроэлектроники и цифровых компьютерных связей, которые генерируют, обрабатывают и распространяют информацию через узлы. Сетевое общество может быть определено как социальное образование с инфраструктурой, обеспечивающей его основной способ организации на всех уровнях (индивидуальный, групповой и общественный). Все чаще эти сети связывают все подразделения или части этого формирования. В западных обществах индивид, становится основной единицей. В восточных государствах это, может быть, группа (семья, сообщество, рабочие), связанная сетями.
Среда повседневности
В современном процессе индивидуализации основной единицей сетевого общества стал человек. Это вызвано одновременным расширением масштаба (национализация и интернационализация) и его уменьшением (хуже условия жизни и работы).
Среда повседневности становится все меньше и более разнородной, в то время как диапазон разделения труда, межличностных коммуникаций и средств массовой информации расширяется. Таким образом, масштаб сетевого общества и расширен, и уменьшен по сравнению с массой. Сфера же является как глобальной, так и локальной. Организация ее компонентов (отдельных лиц, групп) больше не привязана к конкретному времени и местам. С помощью информационных и коммуникационных технологий эти координаты существования могут быть преодолены, чтобы создавать виртуальные времена и места и одновременно действовать, воспринимать и мыслить в глобальном и локальном терминах.
Сеть может быть определена как совокупность связей между элементами единицы. Эти узлами часто называются системами. Наименьшее количество элементов — три, а минимальное число ссылок — два.
Сети — это способ организации сложных систем в природе и обществе. Это относительно трудные формы создания материи и живых групп. Таким образом, сети встречаются как в сложной составляющей, так и в движущихся системах на всех уровнях. Сети избирательны в соответствии с их конкретными программами, потому что они могут одновременно общаться.
Проблемы сетевого общества
Сети не новы. Современными являются сетевые технологии на основе микроэлектроники, которые предоставляют возможности старой форме социальной организации: сетям. Они на протяжении всей истории имели серьезную проблему по сравнению с другими формами социальной организации. Таким образом, в исторических записях сети были областями частной жизни. Цифровые сетевые технологии позволяют им преодолеть свои исторические ограничения. В то же время они могут быть гибкими и адаптивными, благодаря своей способности децентрализовать производительность в сети автономных компонентов, умея координировать всю эту децентрализованную деятельность с общей целью принятия решений. Сети не определяются промышленными технологиями, но немыслимы без них.
В первые годы XXI века
Наблюдается взрыв горизонтальных сетей связи, совершенно независимых от медиабизнеса и правительств, что позволяет создать то, что можно назвать самостоятельной массовой связью. Это обширная коммуникация, потому что она распространена по всему интернету. Поэтому потенциально может охватить всю планету. Взрыв блогов, потоковой передачи и других интерактивных коммуникаций между компьютерами создал новую систему глобальных горизонтальных сетей, которые впервые в истории позволяют людям общаться друг с другом, не проходя через каналы, установленные институтами общества для социализации.
Данная группа представляет собой социализированную связь, выходящую за рамки системы средств массовой информации, характерной для индустриального государства. Но он не представляет мир свободы в исполнении интернет-пророков. Он состоит как из олигополистической бизнес-мультимедийной системы, управляющей все более инклюзивным гипертекстом, так и из взрыва горизонтальных сетей автономной локальной, глобальной связи, и, естественно, из взаимодействия между двумя системами в сложной схеме соединений и разъединений. Сетевое общество также проявляется в трансформации коммуникабельности. Тем не менее, то, что сейчас наблюдается, — это не исчезновение взаимодействия лицом к лицу или растущая изоляция людей перед своими компьютерами.
Из исследований в разных обществах можно узнать, что в большинстве случаев пользователи интернета более социализированы, имеют много друзей и контактов и, поэтому политически активнее, чем не пользователи. Более того, чем больше они используют интернет, тем лучше участвуют в общении лицом к лицу во всех сферах своей жизни. Аналогичным образом, новые формы беспроводной связи, от голосовой по мобильному телефону до SMS-сообщений, wife и WiMax, значительно повышают коммуникабельность. Особенно для более молодых групп населения. Сетевое общество — это гиперсоциальная компания, а не изоляция.
Группа людей
Люди внедряют технологии в свою жизнь, связывают виртуальную реальность и настоящую. Они живут в различных технологических формах общения, формулируя их по мере необходимости. Тем не менее, есть серьезные изменения в общительности. Это не следствие интернета или новых коммуникационных технологий, но модифицирование, которое полностью поддерживается логикой, встроенной в сети. Это появление сетевого индивидуализма, поскольку социальная структура и историческая эволюция стимулируют такое поведение, как доминирующее в культуре обществ. А новые технологии идеально вписываются в режим построения контактности вдоль самостоятельно выбранных сетей, включенных или выключенных, в зависимости от потребностей и настроений каждого человека.
Итак, сетевое общество — это группа людей. И новые коммуникационные технологии прекрасно вписываются в режим построения общительности вдоль самостоятельно выбранных сетей, в зависимости от потребностей и настроений каждого человека.
Итог
Результатом этой эволюции является то, что культура сетевого общества в значительной степени определяется сообщениями, которыми обмениваются в сложном электронном гипертексте, создаваемом технологически связанными сетями различных режимов связи. В сетевой группе виртуальность является основой реальностью через новые формы социализированного общения. Общество формирует технологии в соответствии с потребностями, ценностями и интересами людей, которые ее применяют. История интернета доказывает, что пользователи, особенно первые тысячи, были, в значительной степени, производителями изобретений. Тем не менее, технология является необходимой. Именно так происходило развитие сетевого общества.