История человечества насчитывает не одну тысячу лет. Весь жизненный путь среднестатистического индивидуума наполнен поиском смысла бытия. Все, от кухарки до профессора, однажды задумываются о том, есть ли Бог на самом деле, что будет с телом в конце жизненного пути, где находится душа, существует ли она.
Начиная с пубертатного периода взрослеющий человек ищет свое место в мире, переосмысливает законы морали и нравственности, заботливо привитые родителями, подвергает сомнению общепринятые нормы поведения. В процессе этих исканий юноши и девушки пытаются понять себя и свое предназначение, обретают свою индивидуальность и закаляют характер. Именно поэтому с подростками ассоциируется дух протеста, бунт и поступки наперекор.
Человеческая цивилизация также пережила свой подростковый возраст, войны и революции, темные древние культы с кровавыми жертвоприношениями, религиозные взлеты и падения, споры и расколы. И в том периоде люди искали Бога, его следы в судьбах целых народов. Так рождалась философия, а за ней и христианское богословие.
Нельзя сказать, что сегодня люди не воюют или поиски истины прекратились. Пытливые умы наших современников все так же ищут ответ на вопрос, есть ли Бог на самом деле. Но за время своего развития человеческая цивилизация накопила опыт, память. В истории христианства было множество подвижников, толкователей, святых и преподобных. Многие из них оставили письменные труды, называемые сейчас церковным преданием.
Помимо трактатов подвижников и Евангелия, есть огромное количество рассказов о личном опыте, чудесах и явлениях. Можно с уверенностью сказать, что в двадцать первом веке люди вышли на новый уровень познания Бога. Мы по-прежнему далеки от абсолютного понимания, но первые шаги уже сделаны. Любой жаждущий истины найдет ее.
Что такое богословие
Это изучение Бога и его свойств. Что такое теология? Это другое название богословия. С одной стороны, Господь непознаваем человеческим рассудком. Об этом мы можем судить по высказыванию Иисуса Христа о том, что Отца может знать только Сын. Теологи делают из этой цитаты вывод, что возможности человеческого мозга слишком ограничены для понимания бытия Божия. Но Мессия тут же дает ключ для ищущих истину. Полностью цитата звучит следующим образом:
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
То есть познать Бога Отца можно через Бога Сына. Именно этим и занимается наука теология - попытками понять и истолковать сущность Господа через изучение Священного писания и церковного предания.
Методы познания
Из школьного курса каждому известны пути нахождения истины. Это согласие и сопротивление, доказательство и опровержение. Богословие (как наука) также разделилось на два направления: отрицание и утверждение. Философы и мыслители пытались узнать правду о бытии Бога любыми путями, иногда впадая в откровенную ересь и бред. По этому поводу созывались соборы представителей христианства из разных уголков планеты. В спорах и обсуждениях рождалась истина, которая строго фиксировалась.
Таким образом был принят Символ веры, до сих пор служащий православным христианам главным догматом. Отрицательный метод познания Господа называется "апофатическое богословие". Этот метод доказательства идет, как и в математике, от противного. За основу берется утверждение, что Бог нетварен, то есть был всегда, Он не обладает теми качествами, которые присущи человеку (существу тварному). Этот путь доказательства истины строится не на аналогиях с известным объектом, а на отрицании не относящихся к Богу качеств. То есть Он есть то-то, так как Он не обладает теми или иными чертами.
Господь благ, так как он не человек, не обладает поврежденной, греховной природой. Итак, апофатическое богословие - метод дискурсивного познания свойств Бога. На этом пути отрицаются любые аналогии с тварными (человеческими) качествами.
Второй метод познания - катафатическое богословие. Этот способ доказательства описывает Бога как наивысшее совершенное существо, обладающее всеми мыслимыми качествами: абсолютной любовью, благостью, истиной и так далее. Оба метода христианского богословия в итоге приходят к общему знаменателю - встрече с Творцом. В Ветхом Завете описано несколько таких явлений. На каждое из них опирается апофатическое богословие.
Встреча Моисея с Богом
Фараон Египта, заметив, что еврейская диаспора в его владениях значительно выросла, приказал умерщвлять всех новорожденных мальчиков беглого народа. Высылать их из Египта он не хотел, так как тогда лишился бы рабов, но в то же время опасался восстания, так как евреи по завету Бога плодились и размножались. Тогда на свет и появился Моисей - будущий глава евреев, ходивший с ними по пустыне целых сорок лет.
Его мать, зная маршрут прогулок дочери фараона, положила мальчика в корзину и пустила по течению реки. Младенец был найден и усыновлен принцессой. Моисея воспитали при дворе, но никто не скрывал от него происхождения. Да и внешние признаки не давали повода усомниться в его национальности.
Однажды Моисей, уже ставший мужчиной, заметил, как египтянин бьет раба - еврея. Заступившись за обиженного, он не рассчитал свои силы и убил надзирателя. Этот поступок определил его дальнейшую судьбу. Опасаясь наказания, Моисей сбежал на Синай и собирался прожить там оставшиеся дни, но тут ему явился Господь. Это был необычный сияющий куст.
Моисей обратил внимание на чудо и подошел ближе. Господь говорил с ним из куста, который горел, но не сгорал. Речь шла об израильском народе, о рабстве, о казнях египетских. Господь избрал Моисея для спасения евреев от ига Египта. С момента первой встречи с Богом жизнь его круто изменилась.
Второе явление Господа Моисею произошло на горе. Бог дал каменные скрижали, на которых написаны заповеди. Эти две встречи Моисея с Господом символизируют собой два возможных подхода к изучению истины. Впервые об этом свидетельствуют труды святителя Григория Нисского.
Дионисий Ареопагит
Из трудов этого человека берут начало истоки апофатического богословия. В церковном предании он упоминается, как ученик апостола Павла и первый греческий епископ. Дионисий написал ряд текстов, которые получили наибольшее распространение спустя четыреста лет после его смерти. В пятом веке утверждения были поставлены под сомнение и вызывали массу споров. Однако именно эти труды оказали влияние на сегодняшние понятия об апофатическом и катафатическом богословии.
Дионисий жил в Афинах, там же получил классическое для Греции тех лет образование. Согласно древним писаниям, он был свидетелем солнечного затмения во время казни Иисуса Христа, также он присутствовал на похоронах Девы Марии. За то, что он продолжал дело апостола Павла, его бросили в темницу. Дионисий принял мученическую кончину. Во время его смерти было явлено чудо: обезглавленное тело святого встало, взяло свою голову в руки и пошло. Через шесть километров шествие закончилось, святая глава была передана в руки благочестивой женщины. Тело было погребено там, где упало. Сегодня на этом месте стоит церковь Сен-Дени.
Ареопагитики
Вокруг авторства Дионисия до сих пор разворачиваются нешуточные баталии. Одни богословы приводят весомые доводы, считая Ареопагитики подделкой. Другие не сомневаются в принадлежности трудов перу Дионисия и тоже предоставляют доказательства. Как бы то ни было, все теологи однозначно соглашаются с пользой Ареопагитиков, их влиянием на развитие философии и богословия.
В пятом веке были обнародованы пятнадцать трактатов. Впоследствии выяснилось, что три из них ошибочно приписывались Дионисию Ареопагиту. Пять трактатов были признаны. Судьба еще семи трудов неясна, так как более упоминаний о них не найдено. На сегодняшний день в основе богословия лежат трактаты:
- О божественных именах.
- О мистическом богословии.
- О небесной иерархии.
- О церковной иерархии.
- Десять писем к разным лицам.
В описание ангельских чинов внесли поправки знаменитые христианские философы Фома Аквинский и Григорий Палама. По образцу небесной строится и церковная иерархия. Труд "О мистическом богословии" лежит в основе апофатического богословия. Бог соотносится со своим творением в качестве некого абсолюта. Человек представляется относительной и переменной единицей по отношению к Создателю.
Так как Бог находится "во мраке", как Он говорит о Себе в Библии («и мраком покрыл Себя» (2 Цар. 22:12,Пс. 17:12), «Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх. 20:18), познать Его творение не может. Тут на выручку приходит апофатическое богословие. Чтобы мысль философа была понятна обывателям, Дионисий приводит в пример скульптора, который, отсекая от куска скалы все лишнее, показывает миру статую.
Этот метод богопознания иногда называют негативной теологией. Это не означает, что рассуждения несут в себе нечто плохое. Слово "негатив" здесь понимается в качестве отрицания. Кто желает знать истину, может исключить все, Богу не присущее.
О божественных именах
Этот трактат примиряет в себе два метода познания истины. Сначала автор перечисляет имена Бога, описанные в трудах Иерофея Афинского, Ефрема Сирина и других теологов. Именно такой способ лежит в основе катафатического богословия. Однако автор (в отличие от неоплатоников) не сомневается в абсолютной трансцендентности Творца. Основной посыл трактата - Бог открывается только через благодать, только тому, кому Он Сам решит. Неоплатонизм же проповедует познание через катарсис, то есть очищение от грехов и стремление к святости.
Дионисий в своих трудах опровергает неоплатонические истины, говоря о невозможности познания Бога таким способом. Другими словами, очищение от грехов нужно не Богу, а человеку, поэтому и не может служить единственно верным путем.
Позднее был сделан вывод, примиряющий двух философов. Он гласит, что Бог открывается через благодать, но при встречных усилиях человека. Ищущий истину должен быть аскетом. Отсечь все лишнее нужно из своей жизни, из самого себя. Это поможет вместить всю полноту понимания бытия Бога. Человек должен превратиться в пустой сосуд. Когда нас окружает мир с его соблазнами, ценностями и возможностями, есть ли время на поиск истины?
Когда отсекается все лишнее, начинается работа мысли. Для этого люди уходят в монастыри, где все устроение направлено на спасение души и размышления о вечном. Святые прежних веков для очищения и покаяния уходили в пустыни. В уединении и молитве они стяжали Дух Святой и под Его влиянием писали свои труды. Эта тема полностью раскрыта в апофатическом очищении философских понятий в богословии.
Доказательства бытия Бога
Основные христианские истины систематизируются и принимаются всей полнотой Церкви. Догматы не появляются из ниоткуда, каждый из них многократно проверен и сопоставлен с библейскими текстами и священным преданием. Догматическое богословие строится на аксиомах.
Учение о Святой Троице бередило неискушенные умы первых христиан. В четвертом веке в длительных спорах было установлено, что Бог един, но имеет три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
Одни утверждали, что Иисус Христос - творение Бога Отца. Другие опровергали это, приводя примеры и цитаты из Писания. Конец спорам положил Спиридон Тримифунтский. Святой взял в руку черепицу и сказал: вот она едина, но сделана из глины, воды и обожжена в огне, то есть имеет три ипостаси. Как только он сказал эти слова, черепица в его руках распалась на перечисленные составляющие. Это чудо так поразило собравшихся, что триипостасность, но единство Бога уже никто не пытался опровергнуть.
Когда догмат был принят, возникли экуменистические настроения. Ересь, возникающая в сердцах и умах по сей день, заключается в утверждении, что Бог един, а религии разные. Цель этой идеи проста - примирить все земные вероучения между собой, привести их к общему знаменателю. Это опасное заблуждение опровергается самим Создателем.
Благодатный огонь
В середине шестнадцатого века священники армянской церкви умудрились дать взятку султану Мурату. За это градоначальник обещал не пускать православных в Храм Гроба Господня. Патриарх Софроний IV, вместе с прихожанами пришедший праздновать Пасху, увидел на дверях замок. Это событие настолько расстроило православных, что они так и остались стоять у дверей, плача и скорбя об отлучении от святыни.
Армянский патриарх день и ночь безрезультатно молился о схождении Благодатного Огня в Кувуклии. Ровно сутки ждал Господь раскаяния от армян, но не дождался. Тогда луч света ударил с неба, как и происходит обычно во время схождения, но попал не в Кувуклию, а в колонну, где стояли православные. Из колонны брызнули всполохи огня. Молящиеся, возликовав, зажгли свои свечи.
Громкое ликование привлекло внимание турецких солдат, стоящих на анфиладах. Один из них по имени Анвар, увидев чудо, мгновенно уверовал и прокричал: "Истинная вера православная, я - христианин!". Сослуживцы, обнажив секиры, бросились к Анвару в стремлении убить бывшего мусульманина, но он успел прыгнуть вниз с десятиметровой высоты.
Тогда Господь явил еще одно чудо. Анвар не разбился, упав на камни площади. Плиты в месте его падения стали восковыми, что значительно смягчило падение юноши. В месте прыжка отчаянного солдата остались его следы.
Братья - мусульмане казнили Анвара и пытались уничтожить следы его падения, но плиты застыли. Паломники могут своими глазами видеть колонну и следы даже в наше время. С тех самых пор о схождении огня молится только православный патриарх. Если сторонники экуменической идеи о единстве Бога правы, то чудеса шестнадцатого века теряют свой смысл.
Догматическое богословие отвергает эти заблуждения. Можно сказать, что эта наука существует для опровержения подобных околохристианских отклонений. Догматы делятся на две части: Бог Сам и Его отношение к творению: миру и человеку. Апофатическое богословие в православии не опровергает догматы. Это метод, строящийся на практике православных аскетов.
Православные чудеса
"Увижу - поверю", - сказал человек. "Поверишь - увидишь", - ответил Бог.
Необъяснимые явления происходили в жизни каждого. Множество чудес описано в житиях святых, на некоторые ссылается теология. Что такое чудо? Какой смысл заложен в эти явления? Ответ на эти вопросы интересует не только ученых, но и простых обывателей. Христианство - религия, в которой чудес происходит больше всего. Православие - конфессия, где имеется огромное количество святых и мучеников.
Чудеса делятся на несколько типов. Есть крупные события, такие как явление икон, мироточение, Благодатный огонь или облако на горе Фавор. Второй тип - частные чудеса, творимые Богом по молитвам верующих через православных святых. Первые - хорошо изученные наукой, но по сей день подвергаемые сомнению. Чудеса в судьбах людей направлены на вразумление конкретного человека в качестве толчка к исправлению.
Облако на горе Фавор
Ежегодно в день Преображения Господня над православным монастырем появляется облако. Верующих обволакивает пелена тумана, оставляя на коже влагу. Испытавшие чудо на себе, в один голос твердят, что облако живое. В 2010 году изучением этого явления занялись специалисты-метеорологи. Проведя необходимые приготовления, взяли пробы воздуха. Нужно сказать, что в климате тех мест не бывает облаков, так как слишком жарко. Воздух раскален и высушен. Анализы, проведенные метеорологами, подтвердили этот факт.
Как только началась Литургия, воздух сгустился, появились облака. Монастырь затянуло туманом. Он покрыл и строения, и прихожан. Облака напоминали сгустки пара, касались людей и перемещались при полном отсутствии ветра. Чудо запечатлели на видеокамеру. При просмотре материала были заметны хаотичные движения пара на фоне недвижимых кипарисов. Пробы воздуха не оставляли сомнений. Ученые говорили, что при таких параметрах образование тумана невозможно. Православные богословы связывают это событие с Преображением Иисуса Христа. Именно на горе фавор Он явился своим ученикам после Воскресения.
Чудо в Ланчано
В восьмом веке в итальянском городе совершалась Литургия. Священник, подготавливающий Святые Дары, вдруг усомнился в таинстве. Размышляя, он пришел к выводу, что Евхаристия - это всего лишь дань памяти о Тайной Вечере. Вдруг хлеб в руках священника превратился в тонкий срез плоти, а в чаше плескалась настоящая кровь. Маловера окружили монахи, которым он рассказал о своих сомнениях.
Святыня находится в этом храме на протяжении двенадцати веков. Срез не меняется, а кровь собралась в пять одинаковых комочков. Удивительно, что каждый шарик крови весит столько же, сколько все пять, взятые вместе. Очевидными нарушениями законов физики заинтересовали ученых. Исследования показали, что кровь и плоть принадлежат к той же группе, что и на Туринской Плащанице.