В истории России последних десятилетий XIX века и начала XX заметный след оставил видный политический и общественный деятель той эпохи князь Сергей Дмитриевич Урусов. В годы советского правления его имя, как правило, умалчивалось, а если и упоминалось, то лишь как второстепенного участника тех или иных событий. Лишь с наступлением перестройки была дана глубокая и объективная оценка трудам этого незаурядного человека.
Потомки правителя Золотой Орды
Свое происхождение род Урусовых берет от татарского темника (военачальника) Едигея Мангита, ставшего в XIV веке первым правителем Золотой Орды. На Руси его потомство весьма размножилось и через два столетия, во времена царствования государя Алексея Михайловича, вошло в число высшей аристократии. О том, что означает фамилия Урусов, у историков существует вполне сложившееся мнение.
Дело в том, что «урусами» в среде татар называли людей, либо рожденных от русских матерей, что, по всей вероятности, имело место в данном случае, либо ведущих присущий славянам образ жизни. Эта фамилия со временем стала весьма распространенной в России, однако далеко не все ее обладатели могут похвастаться аристократическим происхождением.
На пути к знаниям
Видный российский политик Сергей Дмитриевич Урусов родился в 1862 году в Ярославле. Его отец − Дмитрий Семенович, будучи отставным полковником, занимал должность главы местной земской управы, и получил известность как талантливый шахматист, основатель Петербургского общества любителей этой высокоинтеллектуальной игры. Мать будущего политического деятеля являлась дочерью богатого столичного предпринимателя.
В соответствии с традициями того круга, к которому принадлежали его родители, юный князь С. Д. Урусов получил начальное образование дома, а затем поступил на историко-филологический факультет одного из самых престижных учебных заведений страны – Московского университета, окончив который сразу преступил к активной общественной жизни.
Начало государственной и общественной деятельности
В его послужном списке того периода значатся такие ответственные и весьма почетные для молодого человека посты, как председатель комиссии по выборам земского правления Калужской губернии, предводитель уездного дворянства и, наконец, руководитель одного из комитетов Государственного банка Калуги.
Являясь человеком вполне обеспеченным, Сергей Дмитриевич вместе со своей семьей в период с 1896 по 1898 год проводил немало времени за границей, а возвратившись в Москву, занял пост руководителя казенных типографий. По роду своей деятельности ему приходилось часто общаться с видным государственным деятелем В. К. Плеве, который в 1903 году, после Кишиневского погрома, рекомендовал его на должность бессарабского губернатора, с возложением обязанности навести порядок в этом крайне неблагополучном районе.
Выполнив возложенную на него миссию, причем без применения военной силы, а лишь исключительно административными мерами, князь Урусов был назначен губернатором Твери, а в дни Первой русской революции стал заместителем, или, как тогда говорили – товарищем, министра внутренних дел в правительстве, возглавляемом С. Ю. Витте.
Из депутатского кресла − в тюремную камеру
С 1906 года Сергей Дмитриевич начинает активную общественную деятельность как депутат Государственной Думы, в которую он был избран от Калужской губернии. Состоя одним из ее членов, он вступил в ряды «Демократической партии реформ» − легальной политической организации, представлявшей собой оппозицию царскому правительству, и в 1906 году получил известность своими заявлениями, содержавшими критику его внутренней политики.
После того как в июне 1907 года указом царя первая Государственная Дума была распущена, часть ее депутатов, в числе которых был и князь Урусов, обратилась к народу России с воззванием прибегнуть к гражданскому неповиновению в ответ на столь противозаконный акт. Со стороны правительства последовала незамедлительная реакция, и вскоре Сергей Дмитриевич вместе со своими единомышленниками оказался за решеткой, где провел около года, будучи при этом лишен права занимать государственные и общественные должности.
Член масонской ложи
Выйдя на свободу, Сергей Дмитриевич посвятил много времени занятию сельским хозяйством и часто публиковал свои статьи по этому вопросу в российских и зарубежных печатных изданиях. В 1909 году, находясь во Франции, князь Урусов вступил в масонскую организацию, членами которой были в то время его знаменитые соотечественники: историк В. О. Ключевский, а также путешественник и писатель В. И. Немирович-Данченко – родной брат известного российского и советского театрального деятеля. Вернувшись на Родину, он стал активным деятелем российского политического масонства, роль которого в советской историографии всячески замалчивалась.
После февральской революции 1917 года, когда запрет на работу в государственных органах потерял силу, Сергей Дмитриевич вошел в состав Временного правительства, заняв пост заместителя (товарища) министра внутренних дел, а незадолго до октябрьских событий стал членом Всероссийского учредительного собрания.
В новых политических реалиях
После совершенного большевиками переворота князь Урусов, как представитель «враждебного народу класса», неоднократно арестовывался, но каждый раз бывал оправдан и после непродолжительного заключения оказывался на свободе. Едва ли можно с полной уверенностью сказать, что помешало ему тогда покинуть Россию и влиться в многотысячный поток первой русской эмиграции, но так или иначе, а с Родиной он не расстался и всю свою дальнейшую жизнь был вполне лояльным гражданином «страны рабочих и крестьян».
Его образованность, а также опыт, приобретенный на различных руководящих должностях, были отмечены новыми властями, и с 1921 года Сергей Дмитриевич начал строить свою карьеру уже в качестве совслужащего. Первым его назначением была должность управляющего делами при одной из ответственных комиссий Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ), членом президиума которого он стал годом позже. За проявленное усердие и достигнутые при этом результаты новые власти в 1923 году наградили бывшего князя Орденом Трудового Красного Знамени.
Последние годы жизни
Однако его прежняя принадлежность к «эксплуататорскому классу» в условиях сталинского режима не могла быть забыта, и в начале 1930-х годов бывший князь Урусов стал жертвой одной из так называемых чисток, регулярно проводившихся внутри государственных учреждений. К счастью, серьезных репрессий не последовало, но с работой в ВСНХ пришлось расстаться.
С этого времени и до конца жизни Сергей Дмитриевич работал в различных государственных учреждениях, занимая скромные должности и стараясь по возможности не привлекать к себе внимания. Скончался он в Москве 5 сентября 1937 года от приступа астмы и был похоронен на Даниловском кладбище.
Семья и награды князя
Завершая биографию князя Урусова, следует сказать несколько слов и о членах его семьи. В 1895 году, в ранний период своей государственной деятельности, Сергей Дмитриевич женился на Софье Владимировне Лавровой – внучатой племяннице Павла Львовича Лаврова − известного российского публициста, философа и революционера, ставшего одним из ведущих идеологов народничества. От этого брака родились две дочери – Вера и Софья, а также сын Дмитрий, который, в отличие от отца, стал жертвой сталинских репрессий и в 1937 году был расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности.
Среди наград, полученных Сергеем Дмитриевичем, кроме Ордена Трудового Красного Знамени, врученного ему в 1923 году, были и два ордена, ставшие оценкой его трудов на государственном поприще еще до революции. Один из них – Орден Святого Владимира III степени – был пожалован за наведение порядка в Бессарабской губернии после упомянутого выше кишиневского погрома. А второй – Орден Короны Румынии – князь получил за участие в переговорах, проводившихся премьер-министром С. Ю. Витте с правительствами ряда зарубежных государств.