Церковь Спаса на Ковалеве: описание, история постройки, фото

В 1345 году в Великом Новгороде было начато строительство церкви Спаса Преображения на Ковалеве на средства боярина Онцифора Жабина. Его сыновья построили еще 3 храма, а потомки в 1395 году завершили строительство церкви при мужском монастыре, начатое около полувека назад. В южной части церкви Спаса на Ковалеве расположена усыпальница боярского рода Жабиных, что подтверждается археологическими исследованиями: были найдены древние деревянные и более поздние каменные захоронения. Поговорим об истории храма и его втором рождении.

Кафоликон монастыря

Церковь Спаса на Ковалеве проектировалась как кафоликон одноименного мужского монастыря, расположенного в пределах Великого Новгорода. Обитель была небольшая, на нее жертвовали состоятельные жители города.

Кафоликон при монастырях строится обычно как главный собор, окруженный несколькими дополнительными уменьшенных размеров храмами. Это и является монастырским комплексом. В 1764 году, во времена царствования Екатерины II, монастырь перестал существовать, однако в церкви Спаса на Ковалеве до XX века проводились богослужения.

Внутреннее убранство храма

Роспись храма проводилась в 1380 году, что подтверждается найденной на обратной стороне стены надписью. И из нее удалось узнать, что с благословения архиепископа Алексея боярин Афанасий Степанович (потомок Онцифора Жабина) и его "подружия" Мария начали роспись церкви Спаса на Ковалеве. Если уж быть точными, то супруги заказали роспись храма, о чем и свидетельствует надпись.

Площадь росписи, как считают исследователи, составляла примерно 450 кв. м и была выполнена приглашенными сербскими художниками. Они исполнили заказ в стиле византийских традиций, адаптированных к славянской среде.

Первая попытка восстановления древних росписей была предпринята Н. П. Сычевым, который придерживался канонов "старой школы". Реставратор сделал множество фотографий фресок церкви Спаса на Ковалеве, задокументировав процесс работы над ними. Однако уже в тот период многие изображения восстановлению не подлежали. По причине сначала Первой мировой войны, а затем и революции работы были остановлены, а позже Н. П. Сычев был репрессирован.

Разрушение храма

В период строительства кафоликона территория мужского монастыря на Ковалеве входила в пределы Нижнего Новгорода, расположившись в самой восточной его части. Сегодня сохранившийся от монастыря храм находится за границей города.

Первый урон церковь Спаса в Новгороде потерпела в результате пожара в 1386 году. Тогда войско Дмитрия Донского подошло к городской черте. Храм восстановили, и он простоял без разрушений до Второй мировой войны. В период оборонительных боев Советской Армии за Нижний Новгород церковь Спаса была выбрана в качестве опорного плацдарма, так как находилась на возвышении. Фашисты методично обстреливали храм, разрушив его до пятиметрового уровня...

Усилия по восстановлению храма

Как уже говорилось выше, первым реставратором церкви был Н. П. Сычев, усилия которого трудно переоценить. Благодаря сделанным им во время работ фотографиям стало возможным последующее восстановление храма, казалось бы, безвозвратно утраченного во время фашистских обстрелов.

От церкви остались только руины, и она простояла так 15 лет, пока в 1965 году художники-реставраторы супруги Александр Петрович Греков и Валентина Борисовна Грекова не начали долгую работу по восстановлению храма Спаса на Ковалеве. Их трудами восстановлены уникальные фрески XIV века, выполненные сербскими мастерами.

В 1970 году архитектор Леонид Красноречьев спроектировал новый храм, частью которого стали уцелевшие фрагменты древних стен.

Изменения облика церкви

Время постройки церкви Спаса на Ковалеве пришлось на перекресток эпох, когда домонгольское зодчество пересекалось с элементами новых форм, которые будут определять направление архитектуры до середины XV века. В этом и состоит уникальность данного памятника истории.

За время своего существования храм многократно видоизменялся в угоду веяниям и стилям, сменявшим друг друга на протяжение почти семи веков. В какой-то момент за слоем побелки скрылись ракушечник, плиты и кирпич, из которых были сложены стены. Известковое покрытие закрыло и уникальные фрески. Канонический для зодчества XIV века купол был также изменен вместе с перекрытиями и сводами приделов перед входом в церковь.

Что осталось

В плане сохранности больше повезло северной и западной стенам храма. Из сохранившихся фото начала XX века можно составить представление о красоте купола, в котором можно увидеть образ Христа и фигуры архангелов. Далее изображены 8 пророков и другие сцены из Священного писания. Реставраторы, исследовав стиль письма, пришли к выводу, что росписью занимались три художника, каждый из которых внес свой вклад в уникальность фресок.

Церковь была практически воссоздана заново. Сегодня можно рассмотреть границу, отделяющую новодел от исторической кладки. Реконструкция проведена с учетом общего сходства с исходным замыслом, однако скрупулезной точности не получилось.

Например, по периметру купола после восстановления стало 8 окон вместо первоначальных четырех. Качество кладки также выполнено на среднем уровне из-за низкого качества кирпича.

Восстановление фресок

Технология росписи стен требует соблюдения множества условий. Это, во-первых, создание необходимой влажности и температурного режима. Во-вторых, требования к штукатурке предусматривают низкое содержание цемента для обеспечения проницаемости стен: они должны дышать.

Получилось так, что при возведении новой версии древнего храма не обратили внимания на эти условия. Кирпич также не был проверен на процентное содержание в нем солей, что послужило причиной появления на поверхности стен характерного белого налета. И он проявился бы даже через штукатурку. Поэтому у строителей было два выхода: разобрать стены и сделать все в соответствии со старинными технологиями или оставить все как есть и пожертвовать фресками.

Сегодня мы имеем то, что есть: церковь Спаса Преображения в Новгороде восстановлена, но без росписи, за исключением нескольких фрагментов, сохранившихся в нижней части старых стен и кое-где на арках.

Наследие древних времен

Итак, вот что нам осталось с древних времен: восстановленная практически с нуля церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом, стоящая на возвышенности поблизости от Московского шоссе. Село Ковалево давно уже кануло в Лету, и место это теперь находится за границами города.

Храм не поражает размерами или заоблачной высотой: параметры этого кубического строения 11,5 х 11 м. Отличительной чертой архитектурного решения является крупная глава и апсида, т. е. особая часть в храме, являющаяся углублением алтарной части, покрытая отдельной крышей. Она могла выполнена быть как в виде полукруга, так и в виде многоугольника.

Храм опирается на четыре столпа и сложен из каменной кладки. Церковь - типичный памятник архитектуры домонгольской эпохи с ее неброским оформлением фасадов и характерной для тех времен внутренней каменной лестницей, по которой поднимались на хоры.

Что касается фресок, то труд по их реставрации не пропал даром. Начиная с 60-х годов прошлого века эти памятники храмовой росписи кропотливо восстанавливаются. Полностью воссозданные произведения можно посмотреть на тематической выставке.

По мнению историков, создателями фресок могли быть художники, прибывшие вместе с будущим митрополитом Киприаном из Афона. Отличительной чертой росписей является композиционная независимость и отмеченный многими исследователями исихастский дух. Одной из главных добродетелей этого учения является молчаливое погружение в себя и соединение с Всевышним посредством "умного делания".

Можно сказать, что лаконичность архитектурного решения соединилась в церкви Спаса на Ковалеве с аскетичностью духовной практики, выраженной в художественном творчестве, в результате чего был создан образ домонгольской эпохи.

Комментарии
Какого Нижнего Новгорода???? Эта церковь находится в Великом Новгороде! Перечитайте и исправьте текст! пункт "разрушение церкви" Это грубейшая историческая ошибка!!!