Александр Дейнека «Оборона Петрограда»

В статье вы найдете информацию о советском художнике А. А. Дейнеке, знаменитом авторе монументальных работ, живописце и графике. Подробно описывается его картина «Оборона Петрограда» и ее художественные особенности.

Краткая биография

Художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969 гг.) – советский художник. Он получил звание народного художника СССР в 1963 году, действительный член Академии Художеств СССР с 1947 года, Герой Социалистического Труда (1969 г.).

А. А. Дейнека - преподаватель (с 1940 года профессор) в Вхутеине и других художественных Московских институтах.

Картина художника

Лучшие произведения:

  • «Оборона Петрограда», 1928 г.
  • «Мать», Третьяковская галерея, 1932 г.
  • «Донбасс. Обеденный перерыв», художественный музей Латвийской ССР, 1935 г.
  • «Будущие летчики Третьяковская галерея, 1938 г.
  • серия «Севастополь», Третьяковская галерея 1932-1934 г.
  • «Оборона Севастополя», Русский музей, 1942 г. и многие другие.

Художник – автор мозаичных работ-плафонов, украшающих такие станции метро:

  1. «Маяковская» (1938-1939 гг.).
  2. «Новокузнецкая» (1943 г.) в Москве.
  3. Фриза в фойе Дворца Съездов (Москва, Кремль, 1960-1961 гг.), а также множество других графических и живописных работ.

Его награды: Орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медали.

дейнека оборона петрограда

Стиль и манера художника

Еще в 20-е годы у художника сложился свой круг тем и образов в живописи и рисунке, определивший характер творчества А. А. Дейнеки в целом. Это индустриальный труд, реже - труд сельчан, городская жизнь и спорт. Везде художник ищет и находит героику труда и героев, стремится выразить новые, социалистические и коммунистические настроения и взаимоотношения, определить особенности мировоззрения нового советского человека. Его произведения наполнены пафосом военных и трудовых героических будней Страны Советов.

дейнека художник оборона петрограда

Произведения А. А. Дейнеки в 20-е годы почти монохромные. Они очень выразительны, отличаются монументальностью форм. Их особенность - динамика композиций, которая обычно строится на резком противопоставлении плоскостей и объемов, черного и белого, разнообразия планов всего пространства и графически четкой, зачастую очень резкой, манерой письма.

Изображаемые образы - группы людей: рабочих, солдат, спортсменов, демонстрантов и др. Эти образы, как правило, обобщены и типизированы подчинением общему ритму движения, общему устремлению и однозначно раскрывают замысел, как это видно и на картине Александра Дейнеки - «Оборона Петрограда».

александр дейнека оборона петрограда

Описание картины «Оборона Петрограда»

«Оборона Петрограда» создается художником в конце 20-х годов, (1928 г., авторское повторение - 1956 г.). Это произведение А. А. Дейнеки считается его лучшей работой на историко-революционную тему, хранится в столичном Центральном музее ВС СССР.

оборона петрограда

Автор композиционно организует пространство как на античных фризах, избирая мотив шествия защитников города - солдат революции. Это придает картине плоскостность, регулярность, движение в двух направлениях. Композиция строится в трех планах, тремя лентами.

На первом плане идущие на фронт красноармейцы — мужчины и женщины - с винтовками на плечах, одетые по-будничному, их одежда – обычная, рабочая. Их целеустремленные лица решительны и суровы. Фигуры движутся слева направо напористо и неуклонно. Четко переданы художником их вера в будущее, величие их подвига

На втором плане на верхней ленте разворачивается картина возвращения раненых из боя, измученных, но свято верящих в победу солдат. Они уже испытали на себе, что такое война. Ритм движения этой ленты замедлен как бы искривлением, перекошенностью фигур, ими утрачен напор, но осталась вера в то, что другие закончат начатое ими дело. Эта часть картины «Оборона Петрограда» оставляет у зрителя глубинное внутреннее неприятие войны. Антимилитаризм вообще свойственен работам художника.

Контраст между движениями фигур картины Дейнеки «Оборона Петрограда» на этих двух лентах огромен. Группы людей движутся в разные стороны и с разной скоростью. Раненые – бредут, их фигуры – силуэтны. Тогда как идущие в противоположном направлении – фигуры людей, стремящихся в «последний смертный бой», которые трактуются объемно. Обобщенность, типизация образов обеих групп, их уход «из никуда в никуда» придают движению картины Александра Дейнеки «Оборона Петрограда» характер замкнутого круга. Прослеживается повторяемость событий. Это движение, как цвет и объемность фигур переднего плана картины, силуэтность - верхнего и неподвижность пейзажа придают картине своеобразную трехплановую глубину и выразительность, заставляют думать о цикличности и непрерывной связи героизма и цены за него заплаченной. Этот прием решения композиции будет повторяться автором «Обороны Петрограда» Александром Дейнекой в будущем неоднократно.

Вдали на третьей незначительной и узкой ленте картины изображен пейзаж: Нева с кораблями и часть набережной. Застывший от мороза, ледяной от балтийских ветров берег подчеркивает жесткость и суровость полотна, объединяет динамику напряженного ритма движения на двух других лентах.

Работа над картиной

«Оборону Петрограда» художник Дейнека закончил за две недели. Но работе над картиной предшествовал продолжительный и сложный предварительный этап жизни. Неоднократно менялись концепция произведения, и, соответственно, ее композиция. Автором был выполнен ряд эскизов к полотну с реальных, конкретных людей, защищавших от Юденича революционный Петроград. Эскиз командира художником выполнен с настоящего боевого командира-красноармейца.

Художник Александр Дейнека в «Обороне Петрограда» специально ограничил цветовую палитру полотна, выбрав холодные голубовато-стальные, сероватые, бурые тона, максимально выбелил фон. Почти черные мостовые конструкции, четкие и крепкие, подчеркивают четкость и несгибаемую силу фигур первого плана. Сам Дейнека знал о гражданской войне не понаслышке: он сам участвовал в обороне Курска. Возможно, поэтому в картине «Оборона Петрограда» присутствуют не только несгибаемая вера в торжество идеалов революции, но и тема человеческих страданий. Все это передает образ революционного города, событий той героической эпохи, которые еще были живы в памяти людей в конце 20-х годов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.