Эмиль Галле: биография, творчество, фото

Французский дизайнер Эмиль Галле считается одним из основных представителей стиля модерн. Его натуралистический дизайн в сочетании с инновационными технологиями сделали его одним из первых производителей стекла в конце XIX - начале XX века. Неудивительно, что француз черпал вдохновение в природе и растениях. Сказывалось также сильное влияние японских дизайнеров, благодаря чему его творчество называли «поэзией в стекле». Галле разработал технику для производства резаного мелкого и эмалированного стекла. Изображения на его работах были усилены яркими цветами и прозрачностью материала. Его манера изготовления изделий из стекла и художественный стиль оказали большое влияние на других художников стиля модерн того времени, включая братьев Даум. В 1901 году Галле основал и стал первым президентом "Эколь де Нанси", "Альянс Провинциал де Индастриз д'Арт", целью которого была организация и защита всех, кто занимался произведениями декоративного искусства ар-нуво.

Эмиль Галле

Биография

Эмилю Галле, родившемуся в восточно-французском городе Нанси в 1846 году суждено было заниматься стекольным делом. Его отец Шарль успешно занимался производством фаянса и был стеклодувом на собственной фабрике. Молодой Эмиль Галле начал разрисовать фаянс и помогать резать и покрывать эмалью стеклянную посуду. Изучив ботанику, химию, философию и искусство, позже он изучал технику стекловарения в Мейзентале, прежде чем присоединиться к отцу на фабрике в 1867 году.

Он много путешествовал по Европе, развивая свои знания в этой области, посещая музеи и изучая работы других известных художников. Он познакомился с таким методом, как эмалирование, которое обнаружил в восточной коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне, и был очарован камеями великих дизайнеров. По возвращении в Нанси он начал экспериментировать со своими новыми знаниями. Ранние работы Эмиля Галле в основном сделаны из прозрачного стекла, украшенного эмалями.

настольная лампа

Особенности художественных произведений

Эмиль Галле жил в эпоху технологического, научного и политического взрыва. Он произвел революцию в искусстве изготовления стекла, соединив древние методы, такие как эмалирование, камея и инкрустация, со своими собственными разработками и промышленными инновациями. Сочетая тяжелое матовое стекло с японским стилем, Галле придавал своим деталям атмосферу таинственности, вырезая или запечатывая изображение внутри каждого изделия. Эта творческая и инновационная особенность вскоре стала его торговой маркой. Воображение Галле и постоянное внедрение новых технологий позволили создавать изделия, не имеющих себе равных по сей день. Он считал, что его стеклянные сосуды должны быть не просто функциональными контейнерами. Природа была его источником красоты и вдохновения. Каждая чаша, ваза или кувшин были вдохновлены природным балансом света и темноты, рождения и смерти, роста и увядания. В стеклянных сосудах Галле можно обнаружить цветные пятна, созвездия воздушных пузырьков, мерцающие пятна встроенной металлической фольги и даже насекомых, которые, кажется, плавают в дымке.

ваза работы Эмиля Галле

Создание собственного производства

В 1873 году он основал свою мастерскую, в которой занимался изготовлением стекла, а в 1877 году приобрел фабрику по производству стекла и керамики своего отца в Нанси. Работы Галле стали широко известными после присуждения Гран-при Парижской выставки 1878 года. Там он столкнулся с работами англичан Локка и Нортвуда. Также мастер был поражен технологией маркетри (деревянная мозаика) в искусстве изготовления мебели. Галле открыл небольшую мастерскую по дереву в 1885 году, где он начал экспериментировать с маркетри в производстве мебели.

В 1884 году в Париже он представил 300 своих произведений искусства. А всемирная выставка, которая прошла там же в 1889-м, стала прорывом для Галле и стиля модерн в целом. Его произведения стали широко имитировать, особенно на фабрике братьев Даум в Нанси. К 1891 году он выставлял в салонах только отдельные работы, которые приобретались музеями и коллекционерами.

В 1894 году Галле построил завод в Нанси и начал создавать собственные проекты. На протяжении 1890-х годов в своей Cristallerie d'Emile Gallé он создал множество новых производств и нанял команду мастеров-дизайнеров, которые работали над его проектами и ставили после одобрения его подпись. На фабрике работало 300 человек, а спрос на работу Галле был очень высок. Фактически он произвел революцию в индустрии художественного стекла, став первым, кто начал массовое производство изделий с использованием промышленных технологий.

стол работы Эмиля Галле

Новые технологии в создании произведений

Благодаря своей неуемной жажде открытий Галле постоянно экспериментировал. Он обнаружил, что металлическая фольга может дать необыкновенный эффект при использовании в процессе изготовления стекла, особенно при включении в камеи. Он размещал ее между листами цветного стекла. Его эмали были такими же революционными. Стекло Эмиль Галле смешивал с оксидами металлов и суспензировал их в масле, придавая готовым деталям совершенно другой вид после обжига.

Развитие и появление новых мотивов

В те годы с большим успехом выставлялись многие работы Эмиля Галле (фото есть в статье), получавшие международные награды, признание и повышенный интерес публики. Каждое изделие, созданное прославленной фабрикой, оказывалось под сильным влиянием страсти Галле к природному дизайну. Его изделия украшает множество растений: от чертополоха до фуксии, клематиса и хризантемы. Часто Галле использовал и тему насекомых: во многих его произведениях есть бабочки, стрекозы и жуки.

Свои излюбленные мотивы он применял не только к вазам. Потрясающее впечатление производили настольные лампы Эмиля Галле, при изготовлении некоторых из них он резал грани с помощью вращающегося колеса. Эта техника первоначально использовалась и развивалась в VIII веке до нашей эры, а усовершенствована была намного позже, в XVIII веке.

маркетри Эмиля Галле

Награды

На Международной выставке 1900 года в Париже у Галле была выдающаяся экспозиция, включающая в себя рабочую печь в центре. Шоу было высоко оценено, и Галле выиграл два главных приза. Это был последний триумф в его карьере. За всю свою жизнь мастер завоевал множество наград, в том числе орден Французского Почетного легиона.

Наследие

Стремясь сделать стиль модерн известным во всем мире, для его продвижения и создания союза между искусством и промышленностью Галле основал Ecole de Nancy. Членами могли быть только мужчины, которые достигли выдающихся успехов в тех или иных областях. Среди них были гончар Louis Hesteaux, производители тонкого стекла и другие владельцы фабрики Нанси, братья Даум и производители мебели Виктор Пруве и Луи Мажорель. Галле оставался президентом до своей смерти от лейкемии в 1904 году. «Эколь де Нанси» не останавливала производство до 1909 года, и вдова мастера работала на стекольном заводе вместе с Виктором Пруве. На всех стеклянных изделиях продолжали ставить подпись Эмиля Галле, хотя рядом с ним была выгравирована звезда, указывающая, что изделия были изготовлены после его смерти. Затем, с началом Первой мировой войны в 1914 году, производство прекратилось. И возобновилось только после ее окончания, когда Поль Пердризет, зять Эмиля Галле, возглавил фабрику. Вклад Поля заключался в добавлении новых дизайнов, которые сохраняли ту же технику и стиль, что использовал маэстро на протяжении всей своей жизни. Производство полностью прекратилось в 1936 году. Работы Галле хранятся почти в каждом музее мира, включая Метрополитен, Смитсоновский институт и Лувр в Париже.

ваза с хризантемами

Особенности творчества

Несмотря на то что Галле смешивал много разных стилей и направлений, он всегда создавал что-то новое и необычное, что-то таинственное. Кроме природы, большое значение для него имела литература. Например, некоторые выполненные в стиле модерн вазы Эмиля Галле имели поэтическое дополнение, являющееся неотъемлемой частью изделия, оно было связано с дизайном предмета или его владельцем. Цитаты мастер брал из произведений таких поэтов, как Франсуа Вийон, Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Поль Верлен и другие. Позже он стал использовать этот прием и при изготовлении мебели.

Адаптация его работ к индивидуальности владельца является общей чертой для художников ар-нуво.

Галле нравилось играть с характером материалов, которые он использовал. Он заботился о качестве материала и работал над новой техникой. Мастеру нравилось играть с прозрачностью стекла и создавать новые визуальные эффекты. Он запатентовал несколько новых процессов для обработки стекла.

мебель работы Эмиля Галле

Основные работы

Мастером было создано много произведений. Среди можно упомянуть, например, следующие:

  1. Спальня "Рассвет и сумерки" (1904).
  2. Стол «Река Рейн» (1889), который демонстрировался на Всемирной выставке 1900 года.
  3. Вазы Эмиля Галле из цветного стекла в металлической оправе, а также многочисленные изделия с цветочными мотивами: с васильками, «Роза Франции» и «Французская роза», с ирисом, в форме свернутого листа банана, с лотосами, с клематисами, с маками, «Ивы на фоне заката», с георгином, с анемонами и стрекозами.

Л. де Фурко в 1903 году издал книгу «Эмиль Галле», которая по факту предшествовала книге «Экритриты за 1884–89» («Записки об искусстве 1884–89»). Она была посмертно опубликована в 1908 году и до сих пор интересна людям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.