Карл Шмидт-Ротлуф: творчество и особенности стиля

Карл Шмидт-Ротлуф (1884 – 1976 гг.) — немецкий художник, гравер и скульптор, классик модернизма, один из важнейших представителей экспрессионизма. В период недолгого обучения в Дрезденском университете начинающий художник с другими единомышленниками организовал прогрессивную творческую группу «Мост». В период нацистского правления произведения Шмидта, как и других художников-авангардистов, были в числе запрещенных, а его работы были представлены на выставке «Дегенеративного искусства». Карл Шмидт был плодовитым мастером, его творческое наследие, помимо множественных живописных работ, представлено 300 гравюрами по дереву и 70 гравюрами на других материалах, 105 литографиями, 78 коммерческими печатными изданиями.

Создание группы «Мост»

В 1905 году Шмит поступил на факультет архитектуры Дрезденского университета. Там Эрих Геккель, с которым Шмит дружил с 1901 года, представил его начинающим художникам Эрнсту Кирхнеру, Эриху Хеккелю и Фрицу Блэйлу. Все вместе они страстно разделяли схожие творческие интересы, изучая архитектуру как базис изобразительного искусства. Молодые люди основали группу «Мост» (Die Brücke) в Дрездене 7 июня 1905 года с целью создания нового бескомпромиссного стиля, идущего вразрез с творческими традициями. Первая выставка объединения открылась в Лейпциге в ноябре того же года.

С 1905 по 1911 год, во время пребывания группы в Дрездене, все члены «Моста» шли схожим путем развития, находясь под сильным влиянием стиля модерн и неоимпрессионизма. В декабре 1911 года Шмидт и часть членов группы переехали из Дрездена в Берлин. Группа была распущена в 1913 году, в основном из-за изменений художественных направлений каждого отдельного участника. Шестилетнее пребывание в объединении Die Brücke повлияло на дальнейшую позицию Карла Шмидта в отношении искусства и формирование его индивидуального стиля.

Творчество в период объединения «Мост»

В 1906 году Шмидт добавил к своему имени творческий псевдоним Ротлуф - название родного города. В сюжетах его картин чаще всего присутствуют северогерманские и скандинавские пейзажи. Первоначально на стиль работ Шмидта-Ротлуфа все еще явно влиял импрессионизм, однако его произведения среди работ коллег по Die Brücke выделялись нарушением законов композиции и упрощенными формами с преувеличенной плоскостностью. Сначала в своих экспрессивных произведениях он использовал чистые тона основной цветовой гаммы, чем достиг особой передачи среды и колористической интенсивности. Примерно в 1909 году художник увлекся ксилографией и сыграл важную роль в возрождении этой древнейшей техники гравирования на дереве.

Склонный к уединению, Шмидт летние месяцы с 1907 по 1912 год проводил у побережья Балтийского моря, в Дангасте, недалеко от Бремена, где нашел множество мотивов для своих пейзажных картин. В 1910 году там созданы некоторые из его самых скандальных на тот момент пейзажных работ, которые позднее получили признание и известность. Переехав в Берлин в 1911 году, художник обратился к упрощению формы, разрабатывая геометрически формальный вид изображения. Постепенно он начал применять более приглушенные тона, акцентируя внимание на форме, обведенной темным контрастным контуром и напоминающей чертежное мастерство. Его творческие опыты были прерваны началом войны.

Военная и послевоенная деятельность

С 1912 по 1920 год Шмидт продолжил работать с ксилографиями, стиль которых принял гораздо более угловатые очертания, и экспериментировать с резными скульптурами из дерева. Служа в Первую мировую на Восточном фронте, Карл Шмидт создал на религиозную тему цикл гравюр, при помощи которых пытался смириться с ужасами войны. В дальнейшем эти работы были расценены как графический шедевр художника. В конце войны он стал членом Arbeitsrat fr Kunst в Берлине - антиакадемического социалистического движения художников периода немецкой революции 1918-1919 годов.

В 1918 году Шмидт вернулся с фронта в Берлин, и в течение 1920-х годов его рабочий ритм восстановился: летом художник путешествовал и рисовал на природе, а зимой работал в студии. Пребывание на юге Балтийского моря в Померании, на Лебском озере, в швейцарских горах Таунус, а также в Риме для обучения на вилле Массимо (1930 год) отражено в его зрелых натюрмортах и пейзажах.

Угловатый, контрастный стиль Шмидта-Ротлуфа стал более красочным и размытым в начале 1920-х годов, а к середине десятилетия он начал развиваться в изображения плоских форм с плавными очертаниями. Геометрические фигуры и круглые изогнутые формы стали занимать больше места в его работах, начиная с 1923 года.

Художник регулярно участвовал в выставках прогрессивного искусства. Когда после войны экспрессионизм в Германии приняла широкая общественность, работы Шмидта получили признание, а их автор — награды и почести. В 1931 году Карл Шмидт-Ротлуф был назначен членом Прусской Академии художеств, из которой два года спустя вынужден был уйти. В 1932 году он переехал в Румбке у Лебского озера в Померании.

Художник «вырожденного искусства»

Будучи членом ассоциации немецких художников Deutscher Künstlerbund с 1927 года (с 1928 года в исполнительном комитете, затем член жюри), Карл Шмидт-Ротлуф принял участие в последней ежегодной выставке DKB 1936 года. Были представлены две его картины маслом: «Снежный ручей» и «Вечер у ручья» В 1937 году 608 работ Шмидта были конфискованы нацистами из немецких музеев как образцы «дегенеративного искусства», некоторые из них были показаны на экспозиции «Вырожденного искусства». Во дворе берлинской пожарной части 20 марта 1939 года многие из картин Карла Шмидта-Ротлуффа были сожжены. Художника лишили всех его наград и должностей, в 1941 году он был исключен из профессионального объединения и получил запрет на занятие живописью.

В сентябре 1942 года Карл Шмидт гостил у графа фон Мольтке в замке Крайсау в Нижней Силезии. Там он, несмотря на запрет, рисовал многочисленные пейзажи, особенно виды на парк, поля, гору Зобтен. Только несколько из этих акварелей, переданные друзьям, сохранились, остальные были уничтожены в 1945 году. Шмидт удалился в Хемниц, где пребывал с 1943 по 1946 год. Его берлинская квартира и студия были разрушены бомбардировками, а с ними уничтожена и большая часть его работ.

После Второй мировой войны

Репутация Карла Шмидта-Ротлуфа постепенно реабилитировалась после войны. В 1947 году он был назначен профессором Академии художеств в Берлине, где оказал большое влияние на новое поколение немецких мастеров искусства. С 1950 года его восстановили в Немецкой ассоциации художников, от которой в ежегодных выставках между 1951 и 1976 годом он участвовал пять раз.

В 1964 году он создал фонд произведений, послуживший основой для музея «Мост» в Западном Берлине. Музей Die Brcke, который является хранилищем произведений членов группы, был открыт в 1967 году.

В 1956 году Шмидт, считавшийся новатором и революционером в области немецкого изобразительного искусства, удостоился высшей награды Западной Германии — ордена за заслуги Pour le Mrite, а его произведения были причислены к классическим. В ГДР работы Карла Шмидта-Ротлуфа, как и других экспрессионистов, попали в водоворот дебатов о формализме, определяемых идеологией социалистического реализма конца 1940 годов. Его картины в ГДР едва покупались, а выставок до 1982 года прошло крайне мало.

После смерти Карла Шмидта многочисленные ретроспективы в Федеративной Республике отдали дань памяти этому художнику, который, как единодушно считают историки искусства, был одним из самых важных немецких экспрессионистов.

Комментарии