Общественное благо: свойства, классификация и характеристики

В совокупной интерпретации благами является обобщенность средств, требующихся для удовлетворения потребностей индивидуума и всего общества. Национальная экономика включает довольно обширную классификацию благ. В зависимости от их типа и категории, формируются и их сущностные свойства.

Понятие

Общественными благами принято считать те, которые потребляются всем обществом и производятся государством, но только при соблюдении важного критерия – они должны нести весомую выгоду.

Они приводят к эффективным внешним результатам для всех, когда их может получить один гражданин. Например, если один человек спонсирует ремонт в своем подъезде, то результатами этих работ пользуются все его жильцы. Эти блага делятся на разные категории и обладают определенными признаками.

Характеристики

Основными свойствами общественных благ являются:

  1. Отсутствие конкуренции в потреблении и его неизбирательность. При должном объеме благ, их потребление одним индивидуумом не делает их недоступными для других лиц.
  2. Неделимость. У потребителей нет возможности каким-либо способом контролировать объемы потребляемых благ.
  3. Неисключаемость. Никто не вправе ограничивать доступ к определенному благу.
  4. Территориальные границы потребления. Потребителями могут являться все граждане страны или региона, расположенного на конкретной территории. Но создавать подобные блага могут совершенно другие сообщества.

Практические примеры

В жизни немало образцов, где проявляются свойства общественных благ. Они связаны с разными муниципальными объектами и зонами. Также имеют значение государственные структуры, действующие на пользу стране.

Например, такое свойство общественных благ, как неисключаемость, ярко выражается в парке. Он содержится определенным образом. На это тратятся средства из казны. А гулять там может любой гражданин: хоть нищий, хоть влиятельный бизнесмен.

Общественный парк с людьми

Определенные свойства общественных благ (неисключаемость и неконкурентность) имеют некоторые аналогии. Их можно трактовать, как коллективные виды. Например, транспортная дорога. По ней позволено ездить и легковым, и грузовым автомобилям, и тракторам, и мотоциклам.

Общественная дорога

Яркий образец неделимости ОБ – оборона от внешних агрессоров. Это благо предоставляет государство, и им пользуется вся страна. Но многие граждане не знают его объемы, виды и количество задействованных армий и вооружения, не могут повлиять на эти факторы.

Армия России

По границам применения и предоставления благ есть свои видовые распределения. Их всего три:

  • глобальные;
  • общенациональные;
  • локальные.

Глобальные

Их могут применять все жители планеты или получать определенные регионы или страны. К подобным благам относятся:

  • меры по очищению воздуха;
  • остановка увеличения озоновой дыры;
  • нормы, уменьшающие транзакционные значения, не исключая меры длины и массы;
  • важнейшие научные открытия;
  • интернациональная стабильность.
Глобальные общественные блага

При анализе данных благ образуется дилемма с тем, кто их предоставляет. В последние годы активно развивается интеграция под эгидой ЕС. И большинство общественных благ утрачивают национальность, преображаясь в общеевропейские. В итоге происходит следующее:

  1. Модернизация и изменение функционала большинства институтов ЕС.
  2. Образование новых систем принятия решений.
  3. Решение вопросов об уровне компетенции правительства европейских стран.

Общенациональные и локальные виды

К первым причисляются такие блага:

  • оборона страны;
  • обеспечение правопорядка;
  • работа властей: судов, администраций, правительств и т. п.
Судебная власть

Вторые – это те общественные блага, свойством которых является их доступность только определенной географической единице: области, городу, поселку, району и т. п.

Спектр их практических примеров довольно широк: от местных экологических мер до освещения на улицах.

Освещение на улицах

Основные разновидности

По своим свойствам и классификациям общественные блага могут быть:

  1. Чистыми. На практике они не реализуются и представлены лишь в теории. Поскольку абсолютно все его потребители должны применить полный его объем. В реалии это не осуществимо. К примеру, благо – общественный парк. Там можно гулять, дышать воздухом, но сидеть только на свободных скамейках.
  2. Смешанными. Это основной спектр общественных благ, действующих в реальности. Они могут быть перегружаемыми и переполняемыми. Например, в любом общественном месте может скопиться столько народу, что получится давка.
  3. Достойными. Это блага, предоставляемые обществом, но мало применяемые индивидами. Поэтому должны создаваться условия для их интенсивного потребления. Примеры данных благ: музеи, театры, образование на бесплатной основе.
  4. Недостойными. Это те виды, которые требуется ограничивать. Яркий пример – алкогольная продукция.

Наибольшие дилеммы возникают с п. 1. На бумаге свойства чистых общественных благ смотрятся впечатляющими - это неисключаемость и неизбирательность. Однако проявляются они специфически и могут обнаруживаться у двух видов благ. При этом одно свойство проявляется меньше другого.

Чистые блага один индивид получить не может, если в этом не участвуют другие граждане. В итоге получается массовое потребление. И каждый гражданин применяет пользу блага, которая не уменьшается для остальных людей. Например, прогноз погоды. Выгодой от него могут пользоваться все граждане, при этом не снижается его полезность для других.

В свою очередь чистые блага на практике связаны с некоторой конкуренцией. Это и те же примеры со скамейками в парке, и места на пляже, сиденья в автобусе и т. д.

Также существуют такие виды общественных благ:

  • информационные (постоянные): ТВ, пресса, радио и т. д.;
  • дискретные: полотна в галереях, музейные экспонаты и т. п.;
  • бесплатные: патрули полиции на улицах, опорные точки охраны и т. п.;
  • с отрицательным и положительным ценниками, пример первых – оплата учебных курсов, вторых – стоимость проезда в общественном транспорте.

Также есть категория квазиобщественных благ.

Неполноценные виды

По сути, это общественные блага, свойства которых ограничены. Еще их называют квазиобщественными видами. Их может получить большинство граждан, но не в полной мере и со специфичными условиями. Наиболее их яркий пример – это образование. Им для своих целей пользуются студенты. Однако их могут отчислить, если у них будет много плохих отметок. К тому же поступление в вуз связано с наличием вступительных экзаменов, которые сдают далеко не все.

Учеба в университете

Из-за постоянного роста претендентов на получение образование растут расходы на помещения, компьютерное оборудование и зарплаты педагогам. Все это бюджетные траты. Но также в образование вкладываются домохозяйства и компании, организующие подготовку специалистов.

Дилемма потребления

Так как общественные блага обладают свойством неделимости, то на них не действует критерий исключения. Их производитель (государство) не может препятствовать в их потреблении тем гражданам, которые за них не платят.

Польза из блага извлекается потенциальными потребителями. И не имеет значения, внесли ли они плату за него. В результате не определяются их приоритеты. Подобный расклад называется «дилеммой безбилетника».

Она обозначает правительство единственным поставщиком данных благ. И они предоставляются благодаря системе налогообложения. В ином случае они отсутствуют. В итоге показатель рыночного спроса на них значительно занижается или вообще не существует.

Подобный товар, как правило, не компенсирует затраты на его производство. Но выгода от этого процесса может сопоставляться с крайними издержками или их превосходить.

С учетом подобной дилеммы выявляется оптимальный параметр производства конкретного блага. Здесь выстраивается график с двумя кривыми спроса. Первая касается чистого общественного блага. Вторая – его частного аналога. Обе они следуют вниз.

График с кривыми

Исходя из свойств общественного блага, все потребители должны получить его полностью. И поэтому на его единицу не ставится цена. В итоге, каков бы ни был показатель предложения его потребления каждым гражданином, он должен быть идентичен показателю предложения.

Образование спроса

В этом вопросе фигурирует показатель П. Он обозначает совокупное количество потребителей конкретного товара.

Для общественного блага показатель П - это одновременно и параметр персонального спроса Da, Db, Dc, Df. Поскольку каждый человек применяет его в определенной степени. По этой причине и показатель совокупного спроса на любое общественное благо характеризует и значение персонального спроса на него. Это выражается в следующей формуле:

Q (e) = q1 = q2 = … =qn

Ввиду свойства общественного блага каждый гражданин может потреблять его в определенном подъеме и оценивать его по-разному. Поэтому общая кривая спроса образуется через сложение персональных кривых Da, Db, Dc, Df и т. д. по вертикальному вектору.

Выявление эффективного производства

Наилучший производственный объем общественного блага можно вычислить, сопоставив предельную выгоду от создания дополнительной товарной единицы (величина 1) с крайними издержками в производстве такого блага (величина 2).

Но нужно учитывать, что здесь величину 1 образует сумма всех оценок, сделанных потребителями. Тогда лучший производственный объем получается, когда сумма первых величин идентична величине 2. Здесь работает следующие правила:

  1. MR = МС. Касается выпуска товаров.
  2. MRP = MRC. Определяет расходы, требующиеся для оптимизации дохода.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.