Офорты Рембрандта: краткая биография художника, известные работы
Рембрандт Харменс ван Рейн (родился 15 июля 1606 года, Лейден, Нидерланды - умер 4 октября 1669 года, Амстердам), голландский художник и гравер эпохи барокко, один из величайших мастеров в истории искусства, обладающий исключительной способностью представлять людей в их различных настроениях и драматических обликах. В начале своей карьеры художник отдавал предпочтение портретам. Хотя он продолжал рисовать и гравировать их на протяжении всей своей карьеры, с течением времени он обращался к этому жанру все реже.
Биография
Он был девятым ребенком у Хармена Герритсона ван Рейна и Нельтгены Виллемсдохтер ван Зайтбрук. Его семья была довольно обеспеченной. Отец был мельником, а мать - дочерью пекаря. Будучи ребенком, он посещал латинскую школу и был зачислен в Лейденский университет, хотя, по словам современника, был склонен к живописи. Вскоре он стал учеником Якоба ван Суоненбурга, с которым провел три года. После короткого, но важного обучения в течение шести месяцев у известного художника Питера Ластмана в Амстердаме он открыл студию в Лейдене, которую делил с другом и коллегой Яном Ливенсом. В 1627 году Рембрандт начал принимать учеников.
В 1629 году художник благодаря помощи Константина Гюйгенса получил важные заказы при дворе Гааги. Принц Фредерик Хендрик покупал его картины до 1646 года.
В конце 1631 года Рембрандт переехал в Амстердам, а в 1634 году женился на Саскии ван Уйленбург. В том же году он стал губернатором Амстердама и членом местной гильдии художников. У него появились пятеро учеников. Из всех детей у Рембрандта выжил только четвертый ребенок, сын Тит, родившийся в 1641 году. Спустя год умерла его жена.
Рембрандт жил не по средствам, покупая произведения искусства, гравюры и раритеты. В результате, чтобы избежать банкротства в 1656 году, он был вынужден продать большую часть своих картин и коллекцию древностей.
Рембрандт пережил своего сына, который умер в 1668 году, оставив маленькую дочь. Сам художник умер спустя год, 4 октября 1669 года, в Амстердаме, и был похоронен в безымянной могиле при Вестеркерке.
Художник-гравер
Для многих этот факт покажется удивительным, однако именно гравюры и офорты Рембрандта, а не его картины, принесли ему известность при жизни. Для европейцев той эпохи печать, офорт или гравюра на дереве были сродни современным фотографиям. Кроме самого печатного слова, они были основным средством массовой коммуникации XVII века. Печатники и сами художники могли выпускать большое количество отпечатков. Исполненные Рембрандтом в технике офорта работы приняли форму простых листовок, другие стали иллюстрациями в книгах. Некоторые воспроизводили картины из частных коллекций, недоступные для всеобщего обозрения.
Таким образом, офорт Рембрандт превратил в удивительно гибкий инструмент своего искусства. Тематика его работ была разнообразной: библейские сюжеты, пейзажи, портреты – все это он нашел подходящим для офорта. Владея инструментами так же хорошо, как и техникой, Рембрандт иногда использовал в своих офортах даже V-образный гравер, комбинируя его с иглой точного травления и более толстой иглой с сухим острием для более насыщенных графических эффектов. Великий дар Рембрандта как офортера заключался в сохранении чувства спонтанности при тщательном внимании к деталям.
Техника гравировки
В искусстве офорта Рембрандт проявил большую изобретательность.
До него чаще использовали технику, когда художник работал непосредственно на металлической пластине, обычно медной. Чтобы создать изображение, он кропотливо вырезал линии на ее поверхности тонким, заостренным по диагонали стальным резцом. Избыток металла, остающийся рядом с бороздой, тщательно счищался. Затем пластина покрывалась краской и с нее делались отпечатки. Визуальный эффект такой гравировки - это аккуратные, правильные линии.
Специфика технологии Рембрандта
При использовании другого способа пластина покрывалась защитным слоем смолы. Затем художник процарапывал свой рисунок иглой по смоле и погружал пластину в ванну с кислотой, которая разъедала металл везде, где был удален защитный слой. Действие кислоты приводило к появлению нерегулярных, вибрирующих линий. Однако Рембрандт расценил это не как недостаток, а как вызов.
Медная пластина легко поддается изменениям и исправлениям. Линии могут быть удалены путем растирания или полировки, или добавлены при необходимости. При травлении пластину просто покрывают свежим слоем смолы и делают на ней новые царапины. Художнику иногда требовалось несколько лет, чтобы закончить работу так, чтобы она полностью его удовлетворяла. Он время от времени продавал гравюры, сделанные на разных этапах работы. Нередко встречаются четыре или пять разных состояний одного и того же травления. Иногда изменения незначительны, а иногда - радикальны.
У исполненных Рембрандтом в технике офорта портретов и пейзажей, бытовых и религиозных сцен характерной чертой является смелость и новизна художественных приемов.
Характеристика работ
Самые ранние гравюры Рембрандта могут быть датированы примерно 1626 годом, тогда ему было 20 лет. Очень немногие сохранившиеся изображения, такие как «Отдых на пути в Египет», демонстрируют его неопытность. Он не думал о том, чтобы сделать свой отпечаток похожим на гравюру, но использовал свободный, строчащий удар. Защитный слой на его пластинах был мягким, что позволяло ему перемещать иглу с текучестью мела или пера на бумаге.
Чувство человечности, свойственное Рембрандту, весьма очевидно в группе небольших офортов нищих и изгоев, сделанных в конце 1620-х. В них чувствуется влияние как на предмет, так и на манеру передачи поз великого современника Рембрандта французского гравера Жака Калло.
Через два или три года после его первых работ Рембрандт стал мастером гравюры. Портрет его матери, датированный 1628 годом, представляет собой чрезвычайно проницательное исследование характера, выполненное 22-летним художником, переданное сетью очень тонких линий, которые фиксируют игру света, тени и воздуха, с мастерством, намного превосходящим мастерство Калло или любого голландского офорта. Рембрандт постоянно оттачивал свою технику, что хорошо видно в более позднем портрете его матери, сделанном в 1631 году. Однако, как и во всех произведениях художника в его лейденские годы, деликатность проявляется рядом со смелостью, даже грубостью.
Гравюры
За всю свою карьеру художник сделал десятки, даже сотни отпечатков многих из его 290 пластин (их количество является приблизительным). Самый большой размер офортов Рембрандта – 53 на 45 см, многие из них имеют размер открытки или даже меньше.
По крайней мере, 79 оригинальных пластин Рембрандта до сих пор сохранились. Все они из тонкого металла, самый толстый из которых составляет всего лишь одну двадцать пятую дюйма. Многие из них изношены или были испорчены переработкой в более позднее время.
Пожалуй, самые известные офорты Рембрандта – «Фауст», «Три креста», «Блинщица», «Мельница», «Три дерева», «Христос, исцеляющий больных» (или «Лист в сто гульденов»).