Миграционный кризис в Европе: причины и последствия
Иммиграционные процессы существовали всегда. Во многом благодаря им мы видим сегодня мир таким, каков он есть. Продолжаются такие процессы и сегодня, оказывая огромное влияние на человечество.
Одним из самых привлекательных мест для миграции является Европа. Именно сюда в последнее время не иссякает поток людей, покинувших страны Ближнего Востока, Северной Африки и Западных Балкан, желающих убежать от военных и политических конфликтов, обретя экономическое благополучие.
Если в странах Европы определить миграционный прирост, как будет выглядеть эта ситуация? Она укажет на внушительные масштабы подобного явления, которое стало для ЕС настоящим кризисом.
Разновидности миграции
Люди имеют право переезжать в другие страны по экономическим, политическим и другим причинам. Большинство следует по такому пути с использованием официальных юридических каналов. Мигрировав в выбранное ими государство, они соблюдают те правила, которые приняты на его территории. Подобных эмигрантов называют легальными.
Но есть и такие люди, которые не подчиняются требованиям выбранных ими для проживания стран. Их называют нелегальными мигрантами. Многие из тех, кто приезжает в ЕС, бегут в первую очередь от религиозных, этнических, политических преследований или от войны. Это, например, жители Ирака и Сирии. Их называют политическими беженцами. Эти люди пользуются особыми правами, закрепленными Женевской Конвенцией 1951 г. Тот же, кто приезжает в Европу нелегально и лишь для улучшения своего социально-экономического положения, считается экономическим мигрантом. Такие люди не обладают никакими защищающими их правами, принятыми на международном уровне. Например, в июле 2015 г. практически 40 % нелегальный мигрантов, прибывших в Германию, были выходцами из территории Западных Балкан, на которой никаких серьезных конфликтов не было.
Актуальные проблемы с переселенцами
Как определить миграционный прирост? Для этого понадобится рассчитать его показатель по простой формуле. При этом от числа прибывших в ту или иную страну вычитается количество выбывших из нее.
Стоит отметить, что наступивший век ознаменовался усилением процессов глобализации, которые в наше время достигли своих наибольших масштабов. При этом перед человечеством стали возникать новые проблемы. Одной из них, которая является наиболее громким вызовом спокойствию в мире, является вопрос миграции, наиболее актуальной для Европы. Ведь прирост данного показателя достиг небывалых для ее государств размеров.
Коренные жители стран ЕС обеспокоены сложившейся ситуацией. А многие и вовсе отрицательно относятся к наплыву мигрантов в Европу. Связано это с тем, что с увеличением количества приезжих и беженцев в государствах Европы значительно возросла преступность. Люди стали бояться выходить на улицы своих городов с наступлением темного времени суток. В сводках государств ЕС все чаще появляются криминальные новости, касающиеся мигрантов. Это нападение на женщин в Германии, стычки с полицией, а также попытки незаконного пересечения границ Европы.
Привлечение трудовых ресурсов
По мнению многих аналитиков, миграционный кризис в Европе не возник внезапно. Он назревал в течение длительного времени. Правительства многих стран считали, что миграция является ключом к решению проблемы возникшего на их территории демографического спада, который угрожает благополучию любого государства. Ведь средний возраст европейцев приближается к 40 годам. В некоторых странах он достигает отметки 45 лет. Это является ярким подтверждением старения населения Европы.
Война в Сирии
Одной из причин европейского миграционного кризиса (безусловной) являются боевые действия в этом государстве Ближнего Востока. Начались они после антиправительственных выступлений в марте 2011 г. Так называемая арабская весна привела к возникновению массовых беспорядков во многих сирийский городах. Это и стало основной причиной массового бегства жителей этой страны. Именно сирийцы и составляют примерно 50 % беженцев, вызвавших миграционный кризис в современной Европе. И если на начальном этапе этих людей отправляли в Турцию и Иорданию, то позже их количество увеличилось настолько, что эти страны уже не могли разместить на своей территории всех, кто бежал от гражданской войны.
К потоку сирийцев, направлявшемуся в Европу, присоединились беженцы из Ливии и Афганистана. Здесь также разворачивалась гражданская война. В ЕС начали прибывать и выходцы из государств, находящихся на африканском континенте.
Миграционный кризис в Европе обострился и с появлением на территории воюющих стран террористической организации под названием «Исламское государство». Та ситуация, которая сложилась в отдельных государствах Среднего и Ближнего Востока, вынудила людей покинуть свою родину, отправившись на поиски безопасного места для себя и своей семьи.
Открытые границы
Еще одной причиной миграционного кризиса в Европе является сравнительно простой и свободный доступ на ее территорию. Так, наиболее предпочтительным путем для беженцев до недавнего времени была морская перевозка. Ее маршрут начинался в Ливии и заканчивался в Италии. За первое полугодие 2015 г. по Средиземному морю в Европу попало 137 тыс. беженцев и мигрантов. Число пропавших без вести и утонувших в апреле 2015 г. составило 1308 человек.
Воссоединение родственников
Еще одной причиной миграционного кризиса в Европе стало накопление в течение предшествующих периодов в государствах ЕС огромного числа выходцев из Экваториальной и Северной Африки. В связи с этим многие мигранты стремятся попасть в конкретную страну, в которой уже успели обосноваться их родственники. Возможность воссоединиться с членами своей семьи, в определенной степени уже обустроенных в Европе, значительно облегчает психологические моменты такого переезда. И это не говоря уже об экономической выгоде.
Выдача виз
Еще одной причиной развития миграционного кризиса стало одно из решений правительства Македонии. Согласно его положениям, принятым в июне 2015 г., эта страна начала выдавать беженцам трехдневные визы. Подобное решение значительно расширило права мигрантов. Они смогли пересекать границы Македонии без регистрации, что и позволило им беспрепятственно двигаться по направлению к Центральной Европе.
Свое решение правительство Македонии приняло согласно Дублинскому соглашению. В нем говорится о том, что регистрация беженца или принятие от него заявки на предоставление убежища производится в первой стране ЕС, в которую въехал такой человек.
Пути мигрантов
Как уже было сказано выше, согласно Дублинскому соглашению о беженцах, просителю необходимо пройти в стране Евросоюза регистрацию. Однако это правило нередко нарушается. Мигранты в Европе стараются пройти на южные территории, оказавшись в Греции или Италии.
Пользуется популярностью и северный маршрут. Сирийские беженцы приезжают в Россию, а после стремятся попасть в Норвегию. Но таких людей сравнительно мало. Большинство выходцев из Северной Африки пересекают границы Европы в Греции, из которой отправляются в Македонию, а затем в Сербию, Венгрию и далее на запад. Из Италии их маршрут лежит в Хорватию и Словению. В Венгрии они осаждают поезда и добираются до Австрии, а после направляются в Мюнхен, Франкфурт и Гамбург.
Беженцы платят примерно 2 тысячи евро и проводят в дороге несколько недель. Их цель – достичь стран Центральной Европы.
Привлекательность ФРГ
Отчего возник миграционный кризис в Германии? Беженцы стремятся попасть в эту страну по причине принятого там законодательства, которое весьма лояльно к переселенцам. Правительство Германии в целом положительно относится к миграции, считая, что оно несет государству обогащение и благо. Любые настроения в обществе, направленные против беженцев, подавляются.
Помощь мигрантам в этой стране составляет 400-450 евро. Именно таков размер пособий на каждого прибывшего сюда человека. Кроме этого, в Германии намного больше возможностей трудоустроиться, чем в Италии и Греции.
На что имеет право мигрант, прибывший в ФРГ? Он может рассчитывать на статус беженца, который предоставляется ему в соответствии с особым актом. Человеку необходимо подать на это заявление в установленной форме, что должно быть выполнено непосредственно при пересечении границ, а также после приезда на территорию немецкого государства. Рассматриваться оно будет на протяжение нескольких месяцев. До получения статуса беженца в Германии человек имеет право на социальную поддержку и получение жилища. На первых порах людей, прибывших в ФРГ, селят в миграционные лагеря. После этого происходит их распределение в какой-либо регион немецкого государства. Там человек получает другое, более комфортное жилье. Менять его самостоятельно до тех пор, пока не будет вынесено окончательное решение, запрещено. При возникновении необходимости покинуть место своего проживания человек должен получить разрешение, выдачей которого занимаются немецкие власти.
Тому, кто претендует на статус беженца, положено в Германии и социальное пособие. На территории некоторых земель мигранты получают так называемую пищевую помощь. В других местах беженцам выдают кредитную карточку.
После 15 месяцев проживания на территории страны такие люди получают право на осуществление трудовой деятельности. Но занять такие люди могут только ту вакансию, от которой отказываются граждане Германии. Не может беженец открывать и собственное дело.
По данным на 2019 г., немецкие власти выплачивали ежемесячное пособие в 3612 евро на семью, членами которой являются двое взрослых и пятеро детей. Основное условие - получение в ФРГ убежища. Таким беженцам дано право получать еще и пособие по безработице. Но для этого понадобится собрать внушительное количество справок.
В отличие от Германии, во Франции ситуация складывается несколько иная. В этой стране высок рейтинг правых партий, негативно относящихся к беженцам. Мигранты прекрасно знают об этом, и потому стараются выбирать для себя более лояльные государства. Например, в Дании отношение к беженцам более приемлемое. Помощь мигрантам в этой стране составляет в месяц 1400 евро на одного человека. В Швеции эта сумма равна 800 евро.
Кризис в Европе
С какими проблемами пришлось столкнуться ЕС из-за резкого увеличения количества беженцев, которое имело место в 2015 г.? Среди них следующие:
- Отсутствие должного финансирования. В статьях бюджетов государств Европы не были учтены расходы на содержание беженцев.
- Отсутствие единой концепции, касающейся распределения беженцев по странам-участницам ЕС.
- Отсутствие жилья для проживания мигрантов. В отличие от Иордании, Ливии и Турции, в Европе не достаточно было построить одни лишь палаточные лагеря. В связи с более низкой температурой воздуха беженцы нуждались в размещении в жилых помещениях, оснащенных отоплением.
- Отсутствие персонала. Страны ЕС столкнулись с проблемой отсутствия необходимого количества людей, регистрирующих беженцев, полицейских, которые осуществляют пограничный контроль и сопровождение мигрантов, а также переводчиков.
Отмечается, что на сегодняшний день, спустя несколько лет после пика кризиса миграции, Евросоюз не смог преодолеть возникшие перед ним трудности. Правительства государств ЕС смогли вернуть количество прибывающих беженцев к тому уровню, который существовал до 2015 г., однако проблема с претендентами на предоставление убежища до сих пор остается острой.
Одним из сторонников проведения политики «открытых дверей» стала в свое время Ангела Меркель. И до сих пор канцлер Германии продолжает находиться под огнем критики. Причем звучит она не только со стороны ее политических оппонентов. Недовольны и члены правительства Германии, а также представители власти других государств, входящих в ЕС. В связи с этим на саммите Евросоюза, проходившем в Брюсселе летом 2018 г., Меркель была вынуждена пойти на уступки. Она согласилась на введение ограничений на прием беженцев после заявления министра внутренних дел Хорста Зееховера о намерении уйти в отставку, которая стала бы причиной развала правительственной коалиции.
Тот кризис, который изначально был связан только с беженцами, привел к возникновению разногласий и взаимных обвинений внутри Евросоюза. Некоторые страны, в числе которых находятся Венгрия, Чешская Республика и Польша, категорически отказались открывать границы для беженцев из Ближнего Востока, Северной Африки и Азии. И это несмотря на то что Греция и Италия буквально задыхаются от потока мигрантов. И это тяжелое бремя не спешит разделить с ними Восточная и Центральная Европа.
Новые проблемы ЕС
Последствия миграционного кризиса в Европе весьма негативны. Вместе с массовым потоком беженцев государства этого континента столкнулись с новыми проблемами. Среди них:
- Террористическая угроза. Исходит она от радикально настроенных беженцев. Одновременно с теми людьми, которые надеялись найти в Европе безопасность для себя и своих семей, просочилось свыше 4 тыс. боевиков ИГИЛ.
- Распространение ислама. Некоторыми экспертами миграционный кризис в Европе 2015 г. сравнивается с нашествием сарацин. Произошло оно в 7-8-м вв. В тот период мусульмане захватили Средиземноморье, Пиренейский полуостров и начали продвигаться на северные территории. Однако армия смеядов была остановлена благодаря победе европейцев в битве при Пуатье. И позже, в период с 8-го по 10-й век, а также с 14-го по 18-й в. мусульмане предпринимали вооруженные попытки проникновения на территорию Европы. В свою очередь, христиане осуществили серию крестовых походов, освободив от мусульман Ближний Восток, Святую землю и Иерусалим, ведя одновременно пропаганду против ислама. Прибывающие на сегодняшний день в Европу беженцы имеют собственное самосознание и религиозную идентичность. Европа уже пережила первую и вторую волну миграции, когда на ее территорию устремились выходцы из Турции и арабского Магриба. Однако уже судя по этому опыту вполне очевидно, что никакой интеграции мусульман в европейскую общность ожидать не следует. Положительные результаты политики ассимиляции наблюдаются лишь в сфере владения языком страны проживания. Что касается религиозной и культурно-бытовой сфер, то подобного процесса здесь явно не наблюдается. Исходя из того, что волна беженцев, создавшая миграционный кризис в ЕС, значительно превышает прежние масштабы, интегрировать этих людей в европейское общество просто нереально. Ведь только в 2015 г. на территорию стран ЕС прибыло практически 1,8 млн беженцев, которые в большинстве своем являются мусульманами. Причем более всего приверженцев ислама на сегодняшний день проживает во Франции и Германии. Да и другие страны ЕС перенасыщены выходцами их африканских и ближневосточных государств, которые имеют совершенно другие ценности и взгляды. И при этом социально-культурная адаптация мигрантов находится под большим вопросом. Эти люди не желают принимать ценности Запада и не отказываются от своей культуры и обычаев. У населения Европы возникает опасение, что на своей территории оно вдруг окажется чужим. Ведь в случае массового притока беженцев в ЕС европейцы окажутся в меньшинстве на своем собственном континенте. Именно поэтому у коренных жителей отмечается негативный настрой к приезжим. Причем ситуация резко обострилась после терактов 2015 г. во Франции. Германия также не раз страдала от противоправного поведения мигрантов. В 2016 г. произошли теракты в Берлине, Брюсселе и Ницце. В 2017 г. – в Париже, Лондоне и Стокгольме.
- Необходимость выплаты пособий. Существует еще и экономическая проблема. Страны ЕС столкнулись с необходимостью выплаты пособий мигрантам. И несмотря на то что некоторые из них сократили эти суммы практически в два раза, финансирование на подобные нужды все еще остается довольно внушительным. Помимо этого, большой денежный поток направляется и в сторону Турции и африканских стран. Цель такого финансирования заключена в проведении совместных мероприятий, позволяющих остановить поток мигрантов непосредственно в стране их проживания.
- Вероятность распада Шенгенской зоны. В политических кругах нередко звучат опасения по поводу закрытия границ Евросоюза. Подобный факт способен привести к серьезным экономическим последствиям. В конечном итоге он поставит под угрозу существование евро в качестве единой валюты. От закрытия границ непременно пострадает и внутренний рынок, что приведет к росту безработицы.
- Раскол общества. Население большинства стран ЕС имеет разные точки зрения, касающиеся вопроса беженцев. Многие люди не знают, сколько мигрантов находится в их стране. Например, почти 60 % жителей Греции полагает, что основная масса беженцев проживает на территории их государства нелегально. В Румынии, Болгарии, Литве и Венгрии практически 70 % населения не идут на контакты с переселенцами. Четверо из десяти опрошенных жителей ЕС уверены в том, что нынешний кризис в Европе вызвал возникновение серьезных проблем. Нет общего мнения у населения и относительно той миграционной политики, которая проводится правительством. Эту проблему руководители многих государств воспринимают как наиболее серьезную. Они стремятся не допустить негативного отношения коренных жителей к приезжим, обвиняя СМИ в распространении антииммиграционных настроений. Противников беженцев многие правозащитники называют популистами, фашистами и расистами. Отсутствует согласие по поводу миграционной политики и между государствами, входящими в ЕС. Нет его и среди представителей политических кругов.
Таковы причины миграционного кризиса в Европе и последствия переселения на ее территорию огромного потока беженцев.