Гуслицкая роспись: история, значение элементов, цвета и описание с фото
Гуслицы – исторический регион, расположенный на юго-востоке Московской области, в который входят более шестидесяти населенных пунктов. Своим названием небольшая волость, соединяющая прошлое с настоящим, обязана одноименной реке. Несколько столетий назад самобытный край являлся центром старообрядчества, где жили гонимые староверы, устремившиеся сюда после церковного раскола.
Область, история которой полна старинных легенд, занимает особое место в национальной культуре нашей страны.
Появление книжного промысла в Гуслицкой волости
Приверженцы исконного православия, желавшие сохранить свою культуру, вручную переписывали старообрядческие книги и продолжали это делать до начала XIX века. Населявшие волость староверы, занимавшиеся различными ремеслами, были очень образованными людьми. Они даже организовывали стихийные школы, где обучали грамоте крестьян.
Старообрядцы занимались гуслицкой росписью, история которой, скорее всего, восходит к XVII столетию. Однако и по сей день исследователи не могут выяснить ее происхождение. Некоторые искусствоведы высказывают мнение о том, что корни ее традиционных узоров стоит искать все-таки в византийском орнаменте.
Именно в Гуслицах появляется уникальный книжный промысел. Здесь жили и работали талантливые мастера, занимавшиеся украшением рукописей, стоивших очень дорого. Несмотря на высокую цену, книги моментально расходились по всей стране, а их популярности способствовали как нарядное оформление фолиантов, облаченных в кожаные переплеты, так и высокая грамотность писцов.
Гуслицкие рукописи, в которых переписывались тексты песнопений, чаще всего предназначались для богослужений. Глядя на эти книги, можно судить об отношении к Господу староверов. Для них он являлся источником счастья, и поэтому все произведения очень жизнерадостны.
Закат и возрождение декоративно-прикладного искусства
Самобытное искусство, ставшее уникальным для края явлением, просуществовало до конца XIX столетия. Именно в это время рынок наводняется книжной продукцией, выпущенной типографиями. Печатные издания, которые значительно дешевле рукописных, выходят большими тиражами. Переписчики лишаются заказов, а вместе с ними и средств к существованию. Постепенно народный промысел, существовавший двести лет, сходит на нет, а печатная книга окончательно вытесняет рукописную.
Переписчики-энтузиасты, работавшие в 60-е годы прошлого века, творили на ватманской бумаге и рисовали тушью. Однако многие элементы гуслицкой росписи очень уступают традиционным образцам, ведь у мастеров не было опыта и необходимых принадлежностей.
И только десять лет назад появляются первые попытки возрождения декоративного народного искусства.
Настоящее чудо из глубины веков
Гуслицкой росписью, фото которой представлены в нашей статье, оформлялись старообрядческие рукописные книги, и нигде более этот промысел не использовался. Тексты были украшены особым видом орнамента, не содержавшим подражаний ни одному из известных орнаментов, а фантастически прекрасный мир растительных узоров близок к народному искусству средней полосы нашей страны.
Переписчики книг – художественно одаренные люди, которые достигли высоких результатов в оформлении. Искусные мастера, владевшие навыками старославянского письма, украшали рукописи цветными заставками и миниатюрами. Необычная красота неповторимых узоров вселяла в душу человека, их читавшего, умиротворение и одновременно придавала книгам особую возвышенность.
Даже в пределах одной рукописи, созданной в Гуслицком округе, различные комбинации сложных узоров поражают многообразием.
Мастерство художников, создававших уникальные произведения
Гуслицкая роспись – это настоящий эксклюзив. Ни с чем не сравнимый стиль письма вызывает огромный интерес не только у искусствоведов, но и у обывателей.
Особое мировосприятие староверов находит свое отражение в яркой росписи, изготавливавшейся только вручную. Нарядно оформленные книги, расписанные талантливыми художниками, отличаются пышным орнаментом, в котором гармонично совмещаются русские узоры и элементы европейского барокко. Украшенные яркими миниатюрами, они пользуются невероятной популярностью.
Буквица – главный элемент «гуслиц»
Страницы старообрядческих книг украшены заглавными буквами. В гуслицкой росписи именно они являются обязательной частью книжного декора. Буквицы изображаются в виде людей, животных, цветных растительных орнаментов.
Первые буквы историй, записанных вручную, – необычный элемент, играющий не только декоративную роль. По мнению тех, кто занимался рукописями, это некая пограничная точка, в которой возникает совершенно другой мир. Обыденная жизнь прерывается, и на свет появляется новая история.
Буквица – главный элемент гуслицкой росписи, в котором пересекаются как тайны людских страстей (изображения людей и животных), так и природы (растительный орнамент, включающий изображения ягод и цветов).
Текст, оформленный художниками, кажется живым и воспринимается каждым человеком по-своему. Кроме того, любая буквица – это большое пространство для творчества. Они так сильно орнаментировались, что потомкам сложно сразу определить букву.
Буйство ярких цветов в росписи
Главной особенностью гуслицкой росписи являются яркие краски, которые сочетаются с сияющей позолотой. Благодаря их использованию у читателей создается ощущение радости и праздника. Надо отметить, что такого буйства цветов, действующих жизнеутверждающе, нет ни в одной из рукописных школ старообрядцев.
Встречаются следующие сочетания цветов: красный и синий, голубой и зеленый, желтый и красный. Возможны и другие комбинации, но самыми популярными считаются именно эти разновидности. Контрастные цвета талантливые художники уравновешивали, умеючи подбирая определенные оттенки. С середины XIX столетия в орнаменте книг появляется и золотой цвет, а заставки становятся более торжественными. Для росписи использовались краски на водной основе, благодаря чему переход цвета получался плавным, а для обводки – черные чернила.
Растительные мотивы
Растительный орнамент «гуслиц», завершивший традицию украшения старообрядческой рукописной книги, уникален и больше напоминает деревянную резьбу. Каждый творец, имеющий свой почерк, выполнял разные формы завитков и цветков. Кто-то делал их крупными, а кто-то, наоборот, выполнял очень мелкими и изящными.
Любопытно, что имеющий народную основу орнамент художники рисовали только на титульном листе и на полях книг, а в самом конце текста появлялись рисунки – так называемые концовочки.
Очень тонкая штриховка
Кроме того, художники заостряли внимание на цветной штриховке, которая использовалась при раскраске основных элементов гуслицкой росписи. Моделировавшая объем, она выполнялась острыми перьями. Именно тонкая штриховка – главное в технике творчества, отточенного столетиями. Современники даже не могут понять, чем она наносилась. Одни исследователи считают, что остро заточенным пером, а другие уверены, что без кисти все-таки не обошлось.
Заставки, вытесняющие текст рукописей
В Гуслицах сложился индивидуальный стиль оформления книг, и традиционные заставки, а также украшения на полях, состоящие из узоров крупных форм, занимают на странице все больше места, вытесняя сам текст. А выработанный в волости характерный орнамент гуслицкой росписи стал обязательным для украшения рукописей всех старообрядцев, где бы они ни жили.
Заставки (небольшие орнаментальные композиции, выделяющие начало раздела) частенько занимали всю страницу рукописной книги. Они представляют собой законченную композицию, в которой присутствуют обвитые стеблем вертикальные колонны. Для их композиционного решения характерны «нанизывание» всех компонентов, а также движение вверх.
Кроме того, в них есть горизонтальные основания для трех уровней рисунка. Считается, что эти ярусы – своеобразное соответствие трем мирам (наземному, подземному и небесному). И в верхнем всегда наблюдается непреодолимое стремление ввысь, к божественному.
Внутренняя часть объемных букв, а также заставки украшены как цветными, так и ярко-золотистыми завитками причудливых узоров.
Элементы гуслицкой росписи и их значение
Как предполагают историки, очень давно в сочетаниях элементов сложных узоров скрывался определенный смысл. Однако книгописцы утратили этот язык, и орнамент в старинном искусстве является всего лишь орнаментом. И многие авторы давали причудливым рисункам собственное толкование.
Например, с левой стороны страниц рукописных книг часто можно увидеть причудливо выглядящие деревца, на вершине которых обязательно сидят птицы. Считается, что это изображение дерева мира – своеобразной модели вселенной, где каждому существу есть свое место.
Излюбленными элементами орнамента гуслицкой росписи являются чудесные птицы, которые, по мнению художников, символизировали добро. Несущие людям благую весть, они всегда отличаются фантастической раскраской.
Отличная возможность выразить себя
Одни люди писали текст, а другие рисовали замысловатые узоры. У художников были «прориси» – кальки с отверстиями, через которые и наносился орнамент. Это делалось для того, чтобы ускорить работу и не рисовать каждый раз картинки гуслицкой росписи.
Трафареты, которые сейчас появились, – это прекрасная возможность сделать неповторимой любую открытку или книгу. Даже те, кто совсем не умеют рисовать, смогут выбрать из многочисленных вариантов свой. Яркие и сложные узоры орнаментов привлекают современников, у которых появляется желание воспроизвести увиденное и дать волю своей богатой фантазии.
Трудоемкая работа художников
Тем, кто хочет освоить основы уникальной гуслицкой росписи, стоит очень много трудиться, ведь штрих должен быть тоньше ресницы.
Это трудоемкая работа, поскольку штриховка выполняется очень тонкой кистью. И перед тем, как приступить к росписи, придется немало поупражняться. Некоторые ученики после обучения развивают свое дело, что не может не радовать. Однако главное – сохранить стиль, чтобы не появлялась «псевдогуслица». Дело в том, что старинную роспись можно сравнить с наукой, ведь в ней все точно выверено, а художественные приемы отработаны столетиями. И сейчас она не терпит никаких вольностей со стороны современных мастеров.
Народный промысел, который не должен исчезнуть
Гуслицкая роспись – живая нить, уводящая в далекое прошлое. И все попытки ее возрождения позволяют прикоснуться к истории, ведь это уникальное наследие древнерусской культуры.
К сожалению, а, может быть, и к счастью, народный промысел не будет поставлен на поток. Пока слишком мало художников, работающих в этой сложной технике. Но ведь и в старину только одиночки создавали настоящие произведения искусства, которые сейчас вызывают восхищение. Будем надеяться, что молодые профессионалы передадут свое мастерство другим, а это значит, что вид старинного искусства не исчезнет и будет жить вечно.