Отмена обязательного техосмотра в 2023 году: что изменится для водителей

Отмена обязательного техосмотра - одна из самых обсуждаемых новостей последнего времени в автомобильном сообществе. Это решение вызвало массу споров и вопросов у автовладельцев. Давайте разберемся, какие изменения произошли, кого они коснулись, и что делать дальше.

История вопроса и хронология событий

Технический осмотр автомобилей в России проводится с советских времен. Изначально процедура носила обязательный характер и должна была обеспечивать безопасность дорожного движения за счет своевременного выявления технических неисправностей транспортных средств.

Однако со временем некоторые автовладельцы стали считать, что техосмотр носит лишь формальный характер и не решает поставленных задач. Это послужило предпосылкой для инициатив по отмене обязательного технического осмотра.

В конце 2021 года в Госдуму были внесены сразу два законопроекта по этому вопросу - от "Справедливой России" и "Единой России". В итоге 22 декабря 2021 года депутаты приняли в третьем чтении законопроект "Единой России", предусматривающий отмену обязательного техосмотра для ряда категорий транспортных средств.

30 декабря 2021 года данный закон был подписан президентом России Владимиром Путиным и вступил в силу.

Кого коснулись изменения в законе

Согласно новому закону, от прохождения техосмотра освобождены легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физическим лицам и используемые ими в личных целях.

При этом сохранена обязанность проходить техосмотр для:

  • Автомобилей такси
  • Транспорта, используемого для коммерческих пассажирских перевозок
  • Служебного транспорта
  • Грузовиков и автобусов

Также техосмотр нужно будет проходить при смене собственника автомобиля, внесении изменений в его конструкцию или замене основных агрегатов.

По разъяснениям ГИБДД, инспекторы не имеют права требовать предъявления диагностической карты у водителей личного транспорта. Исключение составляют случаи явной технической неисправности автомобиля.

Данное решение вызвало неоднозначную реакцию в автомобильном сообществе. Одни автовладельцы приветствуют отмену как избавление от лишней обязанности и расходов. Другие опасаются снижения безопасности на дорогах.

Водитель в пробке

Что делать с диагностической картой

С 22 августа 2021 года для покупки полиса ОСАГО перестала быть обязательной диагностическая карта, получаемая по результатам техосмотра.

Это решение было принято для облегчения доступа граждан к обязательному автострахованию. Таким образом, теперь полис ОСАГО можно оформить и без диагностической карты.

Вместе с тем, с 1 марта 2022 года за управление автомобилем без диагностической карты, в случае если ее наличие обязательно, вводится административный штраф:

  • Для водителей - 2 000 рублей
  • Для должностных лиц - 5 000 рублей
  • Для юридических лиц - 500 000 рублей

То есть данный штраф будет применяться к коммерческому и специальному транспорту, для которого техосмотр остался обязательным.

За и против отмены техосмотра

Сторонники отмены техосмотра приводят следующие аргументы:

  • Снижение финансовой нагрузки на автовладельцев
  • Устранение очередей и бюрократических проволочек
  • Сокращение коррупционной составляющей при прохождении ТО
  • Уверенность, что водители и так следят за техническим состоянием своего авто

Противники решения об отмене указывают на следующие риски:

  • Ухудшение технического состояния автопарка
  • Рост числа аварий по причине неисправностей транспорта
  • Снижение доходов автосервисов от проведения ТО
  • Потеря рабочих мест в сфере технического осмотра

По данным аналитиков, в большинстве европейских стран сохраняется обязательный техосмотр для подавляющего числа категорий транспортных средств. Полной отмены техосмотра нет практически ни в одной развитой стране.

Эксперты авторынка придерживаются осторожной позиции в оценке нововведения. По их мнению, на данном этапе рано делать однозначные выводы о влиянии отмены ТО на аварийность.

Очередь на техосмотр

Что делать автовладельцам

Хотя техосмотр больше не является обязательным для личного транспорта, эксперты рекомендуют проходить его на добровольной основе, особенно автомобилям старше 5 лет. Это позволит своевременно обнаружить скрытые неисправности.

Тем не менее, многие автовладельцы предпочтут самостоятельно следить за техническим состоянием своего авто. В таком случае стоит регулярно проводить следующие проверки:

  • Уровень масла в двигателе
  • Давление в шинах
  • Работа систем освещения
  • Состояние тормозных колодок и дисков

При любых подозрениях на неисправность лучше сразу обратиться в автосервис. Не стоит запускать проблему и ждать следующего планового ТО.

Что делать при ДТП или требованиях страховой

Если автомобиль, не прошедший техосмотр, попадет в ДТП, есть риск столкнуться с регрессными требованиями страховщика, если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля.

Чтобы защитить свои права в такой ситуации, рекомендуется:

  1. Зафиксировать максимум фактов на месте ДТП
  2. Вызвать независимого эксперта для осмотра автомобиля
  3. Требовать доказательства причинно-следственной связи между неисправностью и ДТП

Кроме того, можно заранее проконсультироваться с опытным автоюристом, чтобы быть готовым отстаивать свою позицию в таких ситуациях.

Перспективы развития частных СТО

После отмены обязательного ТО ожидается активное развитие частных сервисов, предлагающих услуги по техническому осмотру на коммерческой основе.

Уже сейчас некоторые СТО запускают выгодные акции и предложения для привлечения клиентов. Ожидается появление гибких тарифов, удобного онлайн-бронирования и новых сервисов в этой сфере.

Эксперты прогнозируют усиление конкуренции между автосервисами за клиента в условиях отсутствия обязательного техосмотра.

Введение полиса ОСАГО+"Техосмотр"

Некоторые страховщики уже заявили о планах выпуска полисов ОСАГО, включающих в себя услугу технического осмотра автомобиля.

Ожидается, что такие комплексные продукты будут пользоваться спросом у автовладельцев, предпочитающих иметь максимум услуг «в одном окне».

По оценкам экспертов, стоимость полиса ОСАГО+«Техосмотр» будет на 15-25% выше обычного ОСАГО. Однако для многих водителей это оправданная доплата за удобство и экономию времени.

Прогнозы аналитиков на 2024 год

По прогнозам аналитиков авторынка, по итогам 2024 года можно будет подвести первые итоги реформы техосмотра в России.

В частности, станет ясно, оправдались ли опасения по поводу ухудшения технического состояния автопарка и роста аварийности.

Кроме того, эксперты ожидают активной трансформации сферы автосервисов с усилением конкуренции за клиента. Также возможно появление новых страховых продуктов для автовладельцев.

В целом аналитики прогнозируют постепенную адаптацию участников рынка к новым реалиям и определенную стабилизацию ситуации к концу 2024 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.