ГАЗ-66 - это легендарный советский армейский вездеход, который выпускался Горьковским автозаводом с 1960 по 1999 год. Благодаря отличной проходимости, надежности и неприхотливости, ГАЗ-66 широко использовался не только в армии, но и в геологоразведке, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях. Многие владельцы модернизируют эти машины, чтобы повысить характеристики. В результате получаются уникальные вездеходы, способные решать широкий круг задач.
История создания ГАЗ-66
ГАЗ-66 - это легендарный советский армейский вездеход, который выпускался Горьковским автозаводом с 1960 по 1999 год. Основой для него послужил американский вездеход Studebaker US6, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Инженеры ГАЗа взяли эту машину за основу и создали на ее базе свой оригинальный вездеход, приспособленный для эксплуатации в суровых условиях Советского Союза.
Первые модели ГАЗ-66 оснащались бензиновым двигателем, но в дальнейшем на вездеход стали устанавливать мощный V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель. Благодаря отличной проходимости, надежности и неприхотливости, ГАЗ-66 широко использовался в Советской армии, а также в геологоразведке и других отраслях народного хозяйства.
Преимущества базовой модели ГАЗ-66
Стандартный ГАЗ-66 обладает следующими достоинствами:
- Высокая проходимость. Может преодолевать подъемы до 30 градусов, канавы шириной до 0.5 метра, броды глубиной до 1.2 метра.
- Надежность. Рассчитан на эксплуатацию в тяжелых условиях при низких температурах.
- Универсальность. Может использоваться как грузовик, тягач, санитарная или пожарная машина.
- Простота обслуживания. Легко ремонтируется в полевых условиях.
- Маневренность. Небольшой радиус разворота по сравнению с другими полноприводными грузовиками.
Однако у базовой модели есть и недостатки, такие как невысокая максимальная скорость, довольно низкая мощность двигателя и отсутствие современных систем безопасности.
Кастомизация ГАЗ-66
Многие владельцы ГАЗ-66 занимаются модернизацией этих вездеходов, чтобы повысить их проходимость и комфорт. Вот некоторые популярные направления кастомизации:
- Установка более мощных двигателей.
- Замена оригинальных лебедок на импортные с увеличенным тяговым усилием.
- Увеличение дорожного просвета и установка колес большего размера.
- Монтаж дополнительных внешних каркасов безопасности.
- Улучшение тормозной системы, рулевого управления и подвески.
- Обвес внедорожным оборудованием - лебедкой, прожекторами и т.д.
Такие вездеходы на базе ГАЗ-66 своими руками могут собрать как частные владельцы, так и небольшие мастерские. Кастомные вездеходы на базе газ 66 пользуются спросом у охотников, рыболовов, путешественников и просто любителей внедорожной техники.
Примеры кастомных вездеходов
Вот несколько интересных примеров модернизированных ГАЗ-66:
-
Вездеход для экспедиций. Получил увеличенный клиренс, широкие off-road шины, дополнительные баки для топлива и провизии, мощные прожекторы и лебедки.
-
Грузовой вездеход. Оснащен мощным дизельным двигателем и усиленными мостами, что позволяет перевозить до 4 тонн груза в труднодоступные районы.
-
Вездеход для рыбалки и охоты. Имеет комфортабельную кабину со спальными местами, большой багажник, откидные столики и мангал. Может буксировать лодку.
Как видно из примеров, кастомизация позволяет превратить ГАЗ-66 в машину для решения самых разных задач.
Технические характеристики
Для справки приведем основные технические характеристики базовой модели ГАЗ-66:
- Двигатель - дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, объем 10,85 литра, мощность 180 л.с.
- Коробка передач - 5-ступенчатая, механическая.
- Колесная формула - 6x6.
- Грузоподъемность - 4 тонны.
- Максимальная скорость - 80 км/ч.
- Топливный бак - 300 литров.
- Дорожный просвет - 410 мм.
- Масса снаряженной машины - 9 тонн.
Как видно, даже базовая модель ГАЗ-66 обладает отличными внедорожными качествами. А после тщательной кастомизации получается поистине уникальный тяжелый вездеход на базе газ 66, способный преодолевать любые препятствия.
Особенности самодельных вездеходов на базе ГАЗ-66
Многие энтузиасты внедорожной техники самостоятельно собирают вездеходы на базе ГАЗ-66. У таких самодельных машин есть свои особенности.
Во-первых, в них используются агрегаты от разных моделей ГАЗов - двигатели, коробки передач, мосты. Это позволяет подобрать оптимальную для задач вездехода конфигурацию узлов и агрегатов.
Во-вторых, конструкция рамы и кузова часто изменяется - удлиняется, усиливается, привариваются дополнительные элементы. Это необходимо для повышения прочности и вместимости.
В-третьих, используется дополнительное оборудование, которого нет на заводских машинах - лебедки, домкраты, противопожарные системы, обвесы со светом и т.д.
В-четвертых, внешний вид таких вездеходов часто сильно отличается от оригинала. Применяются различные кузова - пикап, фургон, с салоном повышенной комфортности.
Популярные модификации ГАЗ-66
На базе ГАЗ-66 создавалось множество модификаций как на заводе, так и кустарным способом.
На заводе выпускались такие version вездехода как ГАЗ-66-01 - тягач, ГАЗ-66-02 - лесовоз, ГАЗ-66-03 - топливозаправщик, ГАЗ-66-04 - фургон. Также выпускалась удлиненная 2-осная версия ГАЗ-63.
Кустарно создавались модификации: санитарный вездеход, пожарный, тягач со сдвоенными задними мостами, вездеходы с закрытым кузовом типа "фургон".
ГАЗ-66 в кино и компьютерных играх
Легендарный вездеход ГАЗ-66 часто фигурирует в фильмах и компьютерных играх, действие которых происходит в СССР или постсоветских странах.
Его можно увидеть в таких фильмах как "А зори здесь тихие", "Офицеры", "Черная бурка". ГАЗ-66 помогает героям этих кинолент в трудных военных и мирных буднях.
Также вездеход присутствует в компьютерных играх вроде "Сталкер", "Метро 2033", "Блицкриг", где он выполняет роль боевой техники.
Благодаря этим произведениям ГАЗ-66 стал одним из символов суровой романтики и брутальности.
Спортивные соревнования на вездеходах ГАЗ-66
Благодаря своим отличным внедорожным качествам, ГАЗ-66 часто используется на различных спортивных соревнованиях по проходимости.
Это могут быть как любительские заезды на кубок клуба либо первенство города, так и крупные международные ралли-рейды, такие как "Шелковый путь" или "Африка Эко Рейс".
Некоторые из известных гонщиков-внедорожников предпочитают выступать именно на легендарных "шестидесяшестых". Эти надежные машины позволяют им показывать стабильно высокие результаты.
Эксплуатация ГАЗ-66 в зимний период
Зимой эксплуатация ГАЗ-66 имеет свои особенности. Необходимо использовать масла и топливо для низких температур, регулярно прогревать двигатель, очищать машину от снега.
При морозах свыше -25 градусов желательно греть вездеход в теплом помещении, иначе может возникнуть проблема с запуском двигателя. Также в мороз он долго прогревается и расход топлива возрастает.
При движении по снежной целине возрастает нагрузка на двигатель и трансмиссию. Необходимо контролировать температуру двигателя и останавливаться для охлаждения.
ГАЗ-66 в армии и спецслужбах
ГАЗ-66 и его модификации широко использовались в Советской армии в качестве военного вездехода.
Он выполнял задачи транспортировки личного состава, вооружения, продовольствия, боеприпасов. Мог буксировать орудия и работать как тягач.
Также вездеходы ГАЗ-66 применялись в войсках связи, химической защиты, радиационной и других службах.
До сих пор этот автомобиль используется в некоторых подразделениях российской армии, а также пограничных и других силовых структурах.
Перспективы развития ГАЗ-66
Несмотря на прекращение серийного производства, разработка ГАЗ-66 продолжается и в наши дни.
Рассматриваются возможности создания обновленной версии вездехода с современным дизельным двигателем, улучшенными ходовыми качествами и комфортабельностью.
Также ведутся работы по модернизации имеющихся машин с заменой изношенных агрегатов на новые. Это позволит продлить срок службы легендарного автомобиля.