С какого года пошли инжекторные "Нивы": этапы развития, технические характеристики
Инжекторные двигатели на автомобилях "Нива" начали устанавливаться с 1991 года. До этого на "Нивах" стояли карбюраторные двигатели ВАЗ-2121. Переход на инжектор был обусловлен требованиями по снижению токсичности отработавших газов и повышению топливной экономичности.
Первая инжекторная "Нива" получила индекс 2123 и оснащалась 4-цилиндровым 8-клапанным двигателем ВАЗ-21213 объемом 1,7 литра и мощностью 84 л.с. Топливная система была центрального впрыска с электронным блоком управления. Коробка передач была 5-ступенчатой механической. Рассмотрим, с какого года пошли инжекторные "Нивы" 2121 и не только.
Двигатель ВАЗ-21214
В 1994 году на смену 21213 пришел модернизированный двигатель ВАЗ-21214 такого же рабочего объема, но мощность его была увеличена до 87 л.с. За счет установки новой выпускной системы с нейтрализатором токсичность отработавших газов снизилась в 2-3 раза.
Основные технические характеристики двигателя ВАЗ-21214:
- Рабочий объем - 1.7 л
- Количество цилиндров - 4
- Количество клапанов - 8
- Мощность - 87 л.с. при 5200 об/мин
- Крутящий момент - 129 Нм при 3600 об/мин
- Система питания - центральный впрыск топлива
Этот мотор ставился на переднеприводные "Нивы" вплоть до 2002 года.
Двигатель ВАЗ-2123
С какого года пошли инжекторные нивы? В 1996 году для заднеприводной "Нивы" был разработан новый двигатель ВАЗ-2123. Это была форкамерная версия двигателя ВАЗ-21214 мощностью 78 л.с.
Отличия ВАЗ-2123 от базовой модели:
- Наличие форкамер в головке блока
- Увеличенный ход поршня
- Уменьшенная степень сжатия
Применение форкамерной системы позволило облегчить холодный пуск двигателя и улучшить экологические показатели. Но из-за большего хода поршня мощность ВАЗ-2123 была немного ниже, чем у "атмосферного" 21214.
Двигатели 16-клапанных "Нив"
В конце 90-х годов на автомобилях ВАЗ стали применяться 16-клапанные двигатели, разработанные совместно с французской компанией Renault.
В 1997 году на переднеприводную "Ниву" устанавливался мотор ВАЗ-21126 объемом 1.7 л и мощностью 106 л.с. А для "Нивы" 2131 с задним приводом в 1998 году была подготовлена специальная версия - ВАЗ-21129.
Основные характеристики 16-клапанных "атмосферников":
- Рабочий объем - 1.7 л
- Количество цилиндров - 4
- Количество клапанов - 16
- Мощность ВАЗ-21126 - 106 л.с. при 5400 об/мин
- Мощность ВАЗ-21129 - 95 л.с. при 5200 об/мин
- Крутящий момент - 145 Нм при 3000 об/мин
- Система впрыска топлива - центральная, многоточечная
16-клапанные двигатели отличались повышенной мощностью, эластичностью и культурой работы. Но из-за сложности конструкции были дороже в производстве.
Появление инжекторных "Нив" с гидроусилителем руля
А с какого года пошли инжекторные нивы с гидроусилителем? С 2001 года на переднеприводных "Нивах" 2121 стал применяться гидроусилитель рулевого управления, что значительно облегчило управление автомобилем.
Гидроусилитель работал от отдельного насоса, приводимого клиновым ремнем от коленвала двигателя. Давление рабочей жидкости создавало дополнительный крутящий момент на валу рулевого механизма, уменьшая усилие на рулевом колесе.
Применение гидроусилителя вместе с более мощными двигателями значительно улучшило комфорт и управляемость автомобиля.
Последние модификации
В последние годы выпуска на "Нивы" ставились следующие инжекторные двигатели:
- ВАЗ-21114 (1.6 л, 82 л.с.) - для модели 2121
- ВАЗ-21116 (1.6 л, 90 л.с.) - для модели 2131
- ВАЗ-21126 (1.7 л, 106 л.с.) - для модели 21214
А с какого года пошли инжекторные нивы 2131? С 2006 года стала доступна версия "Нивы" 2131 с инжекторным турбодизелем модели ВАЗ-31512 (1.5 л, 61 л.с.).
В 2012 году производство "Нивы" было прекращено в связи с переходом ВАЗа на выпуск новых моделей семейства LADA. За время производства было выпущено более 2,7 млн инжекторных "Нив".
Таким образом, на протяжении двух десятилетий "Нивы" с инжекторными двигателями постоянно совершенствовались, получая более современные и экономичные моторы. Это позволило сохранить конкурентоспособность легендарной модели ВАЗа вплоть до завершения ее производства.
Особенности двигателей ВАЗ
Двигатели, устанавливавшиеся на "Нивы", обладали рядом конструктивных особенностей, присущих моторам ВАЗа.
Во-первых, это блочная компоновка, когда двигатель и трансмиссия объединены в единый узел. Это упрощало сборку и обслуживание.
Во-вторых, применение чугунного блока цилиндров, отличавшегося прочностью и долговечностью. Как правило, ресурс таких двигателей превышал 250-300 тысяч километров.
В-третьих, распределенный впрыск топлива, когда форсунки устанавливались около каждого цилиндра. Это позволяло обеспечить хорошее распыление бензина.
Наконец, простая система охлаждения с термостатом и небольшим радиатором была приспособлена к эксплуатации в суровых российских условиях.
Эволюция трансмиссии
Помимо двигателей, на протяжении выпуска менялась и трансмиссия "Нив".
На ранних моделях стояла простая 4-ступенчатая коробка передач. С середины 90-х она была заменена на 5-ступенчатую КПП с более плавным переключением.
"какого" - С 2001 года на переднеприводных "Нивах" стали использоваться литые алюминиевые КПП собственной разработки ВАЗа.
Кроме того, получили распространение механические 5-ступенчатые трансмиссии итальянской фирмы Fabbrica Italiana Automobili Torino.
Благодаря этому улучшились динамические качества автомобилей и снизился расход топлива.
Экспортные модификации
Помимо поставок на внутренний рынок, часть выпущенных "Нив" экспортировалась в страны Западной и Восточной Европы.
Для экспорта подготавливались специальные модификации, отличавшиеся двигателями, оснащением и соответствием европейским нормам токсичности.
Например, на экспорт в Финляндию шла модель 2121 Niva Cossack с дизельным двигателем Peugeot объемом 1.9 л. А для Германии выпускалась версия 2131 по стандарту Евро-2.
"пошли" - С середины 2000-х годов на экспорт стали поставляться "Нивы" с двигателями Renault.
Благодаря "европеизации" автомобилей, удалось расширить их продажи на западных рынках.
Особенности эксплуатации
Благодаря простой и надежной конструкции, "Нивы" обладали высокой ремонтопригодностью и неприхотливостью в эксплуатации.
Многие узлы и агрегаты унифицировались с другими моделями ВАЗа, что упрощало поиск запчастей. Ремонт в условиях гаража или СТО не требовал дорогостоящего оборудования.
Несложная подвеска позволяла легко регулировать углы установки колес. А благодаря высокому дорожному просвету можно было ездить по бездорожью.
Вместе с тем, конструкция автомобиля допускала и некоторую модернизацию - например, установку лебедки, защиты картера,snorkel и другого оборудования.
Спортивные модификации
На базе "Нивы" создавалось немало спортивных и гоночных автомобилей.
Такие машины оснащались модернизированными подвесками, двигателями увеличенного объема, rollcage для безопасности экипажа.
Они участвовали в ралли-рейдах, таких как "Дакар", Московское международное ралли "Шелковый путь" и многих других.
Гоночные версии "Нивы" неоднократно занимали призовые места в зачетах внедорожников, подтверждая надежность оригинальной конструкции.
Преемники модели
Хотя классическая "Нива" больше не выпускается, ее преемниками можно считать новые модели LADA 4x4.
Они сохранили проверенную рамную конструкцию, высокий дорожный просвет, просторный салон и хорошую проходимость.
Современные двигатели, усиленная подвеска, улучшенная шумоизоляция салона сделали эти автомобили более комфортабельными.
Таким образом, лучшие традиции "Нивы" продолжают развиваться в новых поколениях отечественных внедорожников.
Перспективы развития модели
Несмотря на завершение серийного производства, "Нива" продолжает пользоваться спросом у российских автолюбителей.
Рассматриваются различные варианты возвращения этой модели, с сохранением классического дизайна, но с применением современных технологий и материалов.
Возможно, на базе "Нивы" будет создана новая линейка бюджетных off-road автомобилей, ориентированных как на внутренний, так и на экспортный рынок.
Так что история легендарного российского внедорожника, возможно, еще не закончена.