Датчик кислорода "Нивы-Шевроле": описание, принцип работы, возможные неисправности, ремонт и настройка

Датчик кислорода является важным элементом системы управления двигателем в автомобилях "Нива-Шевроле". От его исправной работы зависят расход топлива, токсичность отработавших газов и мощностные показатели двигателя. Рассмотрим подробнее устройство и принцип действия датчика кислорода на "Ниве-Шевроле", возможные неисправности и способы их устранения.

Устройство датчика кислорода

Датчик кислорода "Нивы-Шевроле" представляет собой электрохимический сенсор, расположенный на выходе из выпускного коллектора. Внутри корпуса сенсора находится керамический элемент с платиновыми электродами, разделенный пористой керамической мембраной. Мембрана проницаема для кислорода и изолирует электроды от отработавших газов. При нагревании до рабочей температуры (около 300°C) мембрана становится электропроводной, на электродах возникает разность потенциалов, зависящая от концентрации кислорода в выхлопных газах.

Принцип работы

Блок управления определяет сигнал с датчика кислорода и корректирует состав топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя. При избытке кислорода (обедненная смесь) сигнал датчика уменьшается, блок управления увеличивает продолжительность впрыска топлива. При недостатке кислорода (обогащенная смесь) сигнал датчика возрастает, блок управления уменьшает продолжительность впрыска. Таким образом поддерживается оптимальный состав смеси, обеспечивающий эффективное сгорание.

Возможные неисправности

Наиболее распространенные неисправности датчика кислорода "Нивы-Шевроле":

  • Замыкание на корпус. Происходит из-за пробоя изоляции нагревательного элемента.
  • Обрыв цепи нагревателя. Возникает при механическом повреждении нагревательного элемента.
  • Высокое внутреннее сопротивление. Причина – загрязнение контактов, старение материалов.
  • Низкий выходной сигнал. Вызван отложением нагара на защитной мембране сенсора.

Признаки неисправного датчика кислорода: повышенный расход топлива, трудный запуск двигателя, неравномерная работа на холостом ходу, детонация при разгоне. Коды ошибок также указывают на проблемы с датчиком.

Ремонт и замена датчика кислорода

Диагностика датчика кислорода начинается с проверки контактов электрических цепей. Затем с помощью мультиметра измеряют сопротивление нагревателя (должно быть в пределах нормы) и амплитуду сигнала с выхода датчика. При обнаружении неисправностей датчик либо ремонтируют (чистят контакты, устраняют замыкания), либо заменяют на новый. Рекомендуется устанавливать оригинальный датчик производителя. После замены требуется kalibrovka системы управления с помощью диагностического сканера.

Отзывы о датчике кислорода "Нивы-Шевроле"

В целом датчик кислорода на "Ниве-Шевроле" показывает надежность при условии соблюдения периодичности замены. Средний срок службы составляет 80-100 тыс. км пробега. Основные претензии владельцев связаны с дороговизной оригинальных датчиков по сравнению с аналогами. При выборе датчика важно учитывать его совместимость с конкретной моделью "Нивы-Шевроле" и комплектацией двигателя. На форумах рекомендуют датчики Bosch, Denso, Valeo, Delphi как наиболее качественные заменители.

Типы датчиков кислорода на "Ниве-Шевроле"

На автомобилях "Нива-Шевроле" устанавливаются два типа датчиков кислорода:

  • Датчик кислорода 1-го типа - устанавливается перед каталитическим нейтрализатором. Имеет один выходной сигнал (напряжение). Обеспечивает регулирование состава топливовоздушной смеси.
  • Датчик кислорода 2-го типа - располагается после каталитического нейтрализатора. Имеет два выходных сигнала - для обратной связи системы нейтрализации отработавших газов.

На двигателях старых моделей "Нивы" устанавливался только датчик 1-го типа. Начиная с 2012 года на автомобилях с двигателем Евро 5 стал использоваться дополнительный датчик 2-го типа.

Диагностика датчиков кислорода

Для проверки исправности датчиков кислорода на "Ниве-Шевроле" используются следующие методы: Визуальный осмотр на наличие внешних повреждений, следов перегрева. Проверка электрических цепей (короткое замыкание, обрыв) с помощью мультиметра. Измерение напряжения сигнала с датчика на холостом ходу и при разгоне двигателя. Анализ показаний датчиков с использованием диагностического сканера. Прогрев датчика до рабочей температуры с помощью газовой горелки или паяльной лампы. Сравнение показаний первого и второго датчиков кислорода.

Замена датчика кислорода на "Ниве-Шевроле"

При необходимости замены вышедшего из строя датчика кислорода на "Ниве-Шевроле" рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий: Отсоединить разъем датчика и снять его с выхлопной трубы (ключ "на 10"). Установить новый датчик кислорода и затянуть резьбовое соединение рекомендуемым моментом. Подсоединить разъем датчика, убедиться в надежности контакта. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Провести адаптацию системы управления с помощью диагностического сканера. После замены рекомендуется проверить работу двигателя на всех режимах.

Фирмы-производители датчиков кислорода

Среди производителей датчиков кислорода для "Нивы-Шевроле" можно выделить следующие известные фирмы: Bosch (Германия) - оригинальные датчики, устанавливаемые на конвейере. Отличаются высоким качеством и надежностью. Denso (Япония) - высокотехнологичные датчики из японской стали. Поставщик комплектующих для Toyota, Nissan. NGK (Япония) - производитель свечей зажигания, выпускает надежные датчики кислорода. Delphi (США) - крупнейший поставщик автокомпонентов, датчики Delphi отличаются стабильностью работы.

Советы по эксплуатации датчиков кислорода

Чтобы продлить срок службы датчиков кислорода на "Ниве-Шевроле", рекомендуется: Соблюдать периодичность замены датчиков (80-100 тыс. км). Использовать качественное моторное масло, регулярно менять масляный фильтр. Не эксплуатировать автомобиль с сильно изношенными свечами зажигания. При появлении кодов ошибок своевременно диагностировать датчики кислорода. Не отключать и не модифицировать систему управления двигателем. Использовать высококачественный бензин без примесей. Регулярное техобслуживание двигателя - залог долгой и бесперебойной работы датчиков кислорода.

Признаки неисправностей датчика кислорода

К основным признакам неисправностей датчика кислорода на "Ниве-Шевроле" относятся: Повышенный расход топлива. При плохом сигнале с датчика система управления не может точно регулировать состав смеси. Нестабильная работа двигателя на холостом ходу, частое "глохание". Связано с нарушением обратной связи по составу смеси. Детонация и "пропуски" при разгоне. Причина - неправильное соотношение воздуха и топлива в цилиндрах из-за неисправного датчика. Затрудненный холодный пуск двигателя. Датчик не может точно определить состав обогащенной пусковой смеси. Повышенная токсичность отработавших газов. Свидетельствует о нарушении процесса дожигания из-за неправильной коррекции по сигналу датчика.

Проверка датчика кислорода мультиметром

Для экспресс-проверки датчика кислорода на "Ниве-Шевроле" часто используется мультиметр. Измеряют следующие параметры: Сопротивление нагревателя датчика. Должно соответствовать норме для данной модели в холодном состоянии. Сопротивление между выводами датчика и корпусом. Показывает наличие замыкания на массу. Напряжение сигнала с датчика на холостом ходу и при увеличении оборотов. Должно изменяться в пределах 0,1-0,9 В. Однако полная диагностика датчика кислорода невозможна только с помощью мультиметра. Требуется проверка на профессиональном стенде или с использованием сканера.

Коды ошибок датчиков кислорода

Система самодиагностики двигателя "Нивы-Шевроле" при обнаружении неисправностей датчиков кислорода выдает следующие коды:

  • P0130 - низкий уровень сигнала с датчика кислорода до нейтрализатора
  • P0131 - высокий уровень сигнала с датчика кислорода до нейтрализатора
  • P0132 - низкий уровень сигнала с датчика кислорода после нейтрализатора
  • P0133 - высокий уровень сигнала с датчика кислорода после нейтрализатора
  • P0135 - неисправность нагревателя датчика кислорода до нейтрализатора
  • P0141 - неисправность нагревателя датчика кислорода после нейтрализатора

Расшифровать коды ошибок и определить точную причину неисправности поможет диагностический сканер.

Расположение датчиков кислорода на двигателе Нивы

Датчики кислорода на двигателях автомобилей "Нива-Шевроле" располагаются следующим образом: Датчик кислорода 1-го типа монтируется на выпускной трубе перед каталитическим нейтрализатором. Датчик кислорода 2-го типа устанавливается после каталитического нейтрализатора на выходе выпускного коллектора. Точное месторасположение датчиков зависит от модели двигателя и комплектации выпускной системы. Необходимо ориентироваться на схему расположения компонентов в подкапотном пространстве конкретного автомобиля.

Особенности выбора датчика кислорода для Нивы

При выборе нового датчика кислорода для "Нивы-Шевроле" следует учитывать: Тип датчика (1-го или 2-го типа) в зависимости от места установки. Комплектацию двигателя - рабочий объем, мощность, экологический стандарт. Диаметр резьбового соединения (M18x1.5 или M12x1). Длину монтажной части датчика. Количество выводов в разъеме (для датчиков 2-го типа). Температурный диапазон работы датчика. Неправильный подбор датчика может привести к снижению эффективности работы двигателя и возникновению ошибок.

Последствия неисправности датчика кислорода

Эксплуатация автомобиля "Нива-Шевроле" с неисправным датчиком кислорода чревата следующими последствиями: Увеличение расхода топлива из-за неоптимального состава смеси. Снижение мощности и динамики разгона двигателя. Ухудшение экологических показателей, повышение токсичности отработавших газов. Повышенный износ двигателя из-за перегрева и детонации. Выход из строя элементов системы выпуска (нейтрализатора). Затрудненный пуск двигателя. Нестабильная работа двигателя, "пропуски" при разгоне.

Периодичность замены датчиков кислорода

Производители рекомендуют менять датчики кислорода на "Ниве-Шевроле" каждые 60-80 тысяч километров пробега. Датчики 1-го типа обычно служат 60-70 тысяч км. Срок службы датчиков 2-го типа несколько выше - 70-80 тысяч км. При эксплуатации в тяжелых условиях, с частыми поездками по городу, срок службы датчиков снижается. Необходимо ориентироваться на данные диагностики и симптомы неисправностей.

Стоимость датчиков кислорода для Нивы

Стоимость датчиков кислорода для "Нивы-Шевроле" составляет: Оригинальный датчик Bosch - от 5 до 10 тысяч рублей. Датчики Denso, Delphi, NGK - 3-6 тысяч рублей. Датчики Воссток, Ирбис - 1,5-3 тысячи рублей. Аналоги неизвестных брендов - от 500 рублей. Цена зависит от производителя, типа датчика, комплектации автомобиля. Выбирая датчик, важно соотношение цена/качество.

Датчик кислорода играет ключевую роль в системе управления двигателем "Нивы-Шевроле". Своевременная диагностика и замена вышедшего из строя датчика позволит избежать серьезных неисправностей, обеспечит оптимальную работу двигателя и максимальный срок службы автомобиля. При выборе датчика необходимо учитывать все нюансы комплектации конкретного автомобиля.

Теперь вы знаете, где находится датчик кислорода на "Ниве Шевроле" и что делать в случае его поломки.

Комментарии