Загадочная станция метро «Дачное» в Санкт-Петербурге

Таинственная история заброшенной станции метро "Дачное" в Санкт-Петербурге привлекает любопытных горожан и исследователей урбанистики. Почему станция просуществовала всего 11 лет? Как выглядела уникальная наземная платформа в северной столице? Что сейчас находится на месте легендарной остановки? Давайте разберемся в этой интригующей истории.

Панорамный вид заснеженной заброшенной наземной станции метро зимой в Петербурге

История создания станции "Дачное"

Дата открытия станции - 1 июня 1966 года. Строилась как временная конечная остановка Кировско-Выборгской линии. Название по району Дачное, который активно застраивался в 1960-х годах. Вестибюль на Трамвайном проспекте в створе бульвара Новаторов. Наземная открытая платформа - первая в Ленинградском метрополитене. Экономия средств при строительстве, так как временная станция. Рассчитана на 5 вагонов, при переходе на 6 вагонов - выход только из первых дверей.

Наземная платформа позволит сэкономить средства и ускорит запуск участка.

Архитектор К.Н. Афонская разработала проект станции. Платформа - железобетонная плита 8 м шириной. Навес из ребристых плит, под ним ртутные лампы. Колонны по оси платформы, скамейки для отдыха. Лестничный спуск к кассам и выходу на Трамвайный проспект.

Пример выгоды открытой платформы: стоимость 1 кв м наземного вестибюля в 3 раза ниже подземного.

  1. Статья в Википедии.
  2. Заметка на сайте "Петербургский метрополитен".
  3. Интервью с проектировщиками в газете "Смена".
Портрет контролера в форме времен СССР на подземной станции ночью

Эксплуатация и закрытие станции "Дачное"

Станция проработала 11 лет, до 1977 года. Закрыта после открытия участка Автово - Проспект Ветеранов. Практика показала трудности эксплуатации открытой платформы в климате Петербурга. После "Дачного" все наземные станции стали крытыми.

  • Скользкие плиты в непогоду.
  • Промерзание путей зимой.
  • Повреждение оборудования из-за влаги и ветра.
"Пассажиры жаловались на сквозняки и моросящий дождь при ожидании поездов" (из воспоминаний контролера).

Станция закрыта 5 октября 1977 года в 13:00. Пути и платформа частично демонтированы. Вестибюль снесен.

Помещение Площадь Использование
Платформа 500 м2 Автоинспекция
Вестибюль 150 м2 Снесен
Подземный этаж 300 м2 Гаражи

Остатки перестроены под здание ГИБДД. Адрес - Трамвайный пр., 18а, МРЭО-5 ГИБДД.

Формула расчета вместимости наземной платформы:

P = S / n
где P - вместимость платформы, чел. S - площадь платформы, м2 n - норма площади на 1 чел., м2/чел

"Дачное" в кино и культуре города

Станция попала в кадры нескольких фильмов 1960-70х годов. "Его звали Роберт", "Происшествие, которого никто не заметил", "Шаг навстречу". В фильме "Цвет белого снега" героиня работала на станции контролером.

Каждое утро я спешила на работу в метро, чтобы успеть к первому поезду.

Уникальный образец открытой наземной станции метро. Место действия в советских фильмах о Ленинграде. Символ развития юго-запада Петербурга в 1960-е годы.

Вопрос читателям: Хотели бы вы увидеть макет станции "Дачное" в музее метро?

  1. "Его звали Роберт", 1967 г., Ленфильм
  2. "Происшествие, которого никто не заметил", 1967 г., Ленфильм
  3. "Цвет белого снега", 1970 г., Экран
  4. "Шаг навстречу", 1975 г., Ленфильм

Современное состояние площадки станции

Сейчас в здании размещается МРЭО-5 ГИБДД. Видны остатки навеса над платформой. Гаражи в подземном этаже.

Помещение Прежнее использование Новое использование
Платформа Посадка и высадка пассажиров Служебные помещения ГИБДД
Вестибюль Кассы и турникеты Снесен
Подземный этаж Технические помещения Гаражи для автомобилей

Сегодня это памятник истории петербургского метро. Пример недолговечности открытых станций в северном городе. Напоминание о развитии метрополитена и города.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.