Таинственная история заброшенной станции метро "Дачное" в Санкт-Петербурге привлекает любопытных горожан и исследователей урбанистики. Почему станция просуществовала всего 11 лет? Как выглядела уникальная наземная платформа в северной столице? Что сейчас находится на месте легендарной остановки? Давайте разберемся в этой интригующей истории.
История создания станции "Дачное"
Дата открытия станции - 1 июня 1966 года. Строилась как временная конечная остановка Кировско-Выборгской линии. Название по району Дачное, который активно застраивался в 1960-х годах. Вестибюль на Трамвайном проспекте в створе бульвара Новаторов. Наземная открытая платформа - первая в Ленинградском метрополитене. Экономия средств при строительстве, так как временная станция. Рассчитана на 5 вагонов, при переходе на 6 вагонов - выход только из первых дверей.
Наземная платформа позволит сэкономить средства и ускорит запуск участка.
Архитектор К.Н. Афонская разработала проект станции. Платформа - железобетонная плита 8 м шириной. Навес из ребристых плит, под ним ртутные лампы. Колонны по оси платформы, скамейки для отдыха. Лестничный спуск к кассам и выходу на Трамвайный проспект.
Пример выгоды открытой платформы: стоимость 1 кв м наземного вестибюля в 3 раза ниже подземного.
- Статья в Википедии.
- Заметка на сайте "Петербургский метрополитен".
- Интервью с проектировщиками в газете "Смена".
Эксплуатация и закрытие станции "Дачное"
Станция проработала 11 лет, до 1977 года. Закрыта после открытия участка Автово - Проспект Ветеранов. Практика показала трудности эксплуатации открытой платформы в климате Петербурга. После "Дачного" все наземные станции стали крытыми.
- Скользкие плиты в непогоду.
- Промерзание путей зимой.
- Повреждение оборудования из-за влаги и ветра.
"Пассажиры жаловались на сквозняки и моросящий дождь при ожидании поездов" (из воспоминаний контролера).
Станция закрыта 5 октября 1977 года в 13:00. Пути и платформа частично демонтированы. Вестибюль снесен.
Помещение | Площадь | Использование |
Платформа | 500 м2 | Автоинспекция |
Вестибюль | 150 м2 | Снесен |
Подземный этаж | 300 м2 | Гаражи |
Остатки перестроены под здание ГИБДД. Адрес - Трамвайный пр., 18а, МРЭО-5 ГИБДД.
Формула расчета вместимости наземной платформы:
P = S / n
где P - вместимость платформы, чел. S - площадь платформы, м2 n - норма площади на 1 чел., м2/чел
"Дачное" в кино и культуре города
Станция попала в кадры нескольких фильмов 1960-70х годов. "Его звали Роберт", "Происшествие, которого никто не заметил", "Шаг навстречу". В фильме "Цвет белого снега" героиня работала на станции контролером.
Каждое утро я спешила на работу в метро, чтобы успеть к первому поезду.
Уникальный образец открытой наземной станции метро. Место действия в советских фильмах о Ленинграде. Символ развития юго-запада Петербурга в 1960-е годы.
Вопрос читателям: Хотели бы вы увидеть макет станции "Дачное" в музее метро?
- "Его звали Роберт", 1967 г., Ленфильм
- "Происшествие, которого никто не заметил", 1967 г., Ленфильм
- "Цвет белого снега", 1970 г., Экран
- "Шаг навстречу", 1975 г., Ленфильм
Современное состояние площадки станции
Сейчас в здании размещается МРЭО-5 ГИБДД. Видны остатки навеса над платформой. Гаражи в подземном этаже.
Помещение | Прежнее использование | Новое использование |
Платформа | Посадка и высадка пассажиров | Служебные помещения ГИБДД |
Вестибюль | Кассы и турникеты | Снесен |
Подземный этаж | Технические помещения | Гаражи для автомобилей |
Сегодня это памятник истории петербургского метро. Пример недолговечности открытых станций в северном городе. Напоминание о развитии метрополитена и города.