Новая схема метро Алматы, долгожданная жителями города, наконец представлена общественности. В статье мы подробно разберем этапы проектирования, особенности новой схемы, перспективы развития метрополитена. Узнаете историю создания подземки в Алматы, текущее состояние и что ожидает горожан в ближайшем будущем.
История проектирования метро Алматы
Первые упоминания о строительстве метро в Алматы появились в генеральном плане города в 1978 году. Решение о начале проектирования подземки было принято Советом Министров СССР в 1980 году. Год спустя институт "Метрогипротранс" разработал технико-экономическое обоснование трех линий будущего метрополитена.
Само строительство началось в 1988 году, а сдача первой очереди планировалась к 1997 году. Однако после распада СССР в 1991 году финансирование прекратилось, и работы были заморожены. В 1990-е годы предпринимались попытки привлечь иностранных инвесторов из Австрии, Канады и Германии, но они не увенчались успехом.
Только в 2003 году строительство возобновилось за счет средств республиканского бюджета Казахстана. И вот, спустя 23 года после начала работ, в 2011 году был запущен первый участок Алматинского метрополитена.
Особенности новой схемы метро Алматы
Первая линия имеет протяженность 13,4 км и включает 11 станций, из которых 6 - глубокого заложения, а 5 - мелкого. Интервал движения поездов составляет 10-12 минут.
В качестве подвижного состава используются современные вагоны южнокорейского производства Hyundai Rotem. Они оснащены кондиционерами, шумоизоляцией и системой автоведения.
В ближайших планах - продление первой линии на запад до района Барлык. Также проектируется вторая линия с пересадочными узлами на станциях Жибек Жолы и Сайран. Рассматривается вариант третьей линии метро с севера на юг от Казахфильм до Нижней Пятилетки.
При строительстве используются сейсмостойкие материалы - железобетон и чугунные тюбинги. Кроме того, планируется возведение двух электродепо для обслуживания подвижного состава.
Перспективы развития метро Алматы
С вводом в эксплуатацию новых станций и линий пассажиропоток Алматинского метрополитена может увеличиться до 40 млн человек в год. Первая линия будет расширена до 20 станций.
Открытие 14-километровой второй линии с 10 новыми станциями разгрузит существующую ветку. А 18-километровая третья линия с 13 станциями свяжет отдаленные районы города.
Сокращение интервала движения поездов до 5 минут и увеличение скорости до 80 км/час повысит привлекательность подземки для горожан. Обновление вагонного парка современными российскими поездами улучшит комфорт пассажиров.
Для удобства пользования метро планируется внедрение мобильного приложения и бесконтактной оплаты проезда. Это сделает поездки для жителей и гостей Алматы еще более комфортными.
Таким образом, новая схема метро открывает большие перспективы для развития транспортной инфраструктуры города. А главное - способствует повышению качества жизни алматинцев.