Метро в Ростове-на-Дону: мечта или реальность?

Метро в Ростове-на-Дону - мечта, которая уже полвека не дает покоя горожанам. Проект подземки обсуждается с 1970-х, но так и не воплотился в жизнь. Будет ли когда-нибудь построено метро в Ростове? Давайте разберемся в этом непростом вопросе.

История вопроса

Впервые о строительстве метро в Ростове-на-Дону заговорили еще в 1970-х годах. Причиной этому послужил тот факт, что в 1987 году Ростов официально получил статус города-миллионника. Согласно тогдашним правилам, в крупных городах с населением более 1 млн человек должен быть метрополитен.

Уже в 1980 году в Ростове начались геологические изыскания для строительства подземки. Планировалось за 8 лет построить 8 станций первой линии, которая прошла бы через центр города с запада на восток - от железнодорожного вокзала до района Сельмаш. Однако дальше подготовительных работ дело так и не пошло. Причины остановки проекта до сих пор вызывают споры.

Многие считают, что препятствием к строительству стали грунтовые воды, которые размывают почву в Ростове и ставят под угрозу безопасность пассажиров будущего метро.

Существует и альтернативная версия - что выделенные на ростовскую подземку средства в итоге решили потратить на строительство метрополитена в Красноярске. Как бы то ни было, ни одной станции метро в Ростове-на-Дону в советские времена так и не появилось.

Идея возродилась уже в 2000-х годах, когда в городе было создано специальное МКУ "Управление Метро Ростова". В 2008-2013 годах велись работы по подготовке нового проекта первой линии метро. Были проведены инженерные изыскания, разработаны технические детали и сметы. Общая стоимость оценивалась почти в 80 млрд рублей, так что

для реализации столь масштабного и дорогостоящего проекта требовалось привлечь средства федерального бюджета и инвесторов.

В 2013 году, наконец, был официально утвержден проект первой ветки протяженностью 16 км от площади Дружинников до площади Карла Маркса.

Однако проведение тендера на проектирование затянулось, а сроки реализации переносились. В итоге в 2015 году Управление Метро Ростова было расформировано, так и не успев построить ни одной станции. Проект метро в Ростове вновь зашел в тупик.

Текущее положение дел

В последние годы мнения экспертов о целесообразности строительства классического метрополитена в Ростове разделились. С одной стороны, приводятся аргументы в пользу метро - например, опыт городов со сходными гидрогеологическими условиями или проблема автомобильных пробок, которые не решить без развития подземного транспорта.

С другой стороны, есть и серьезные доводы против полноценного метро. Это прежде всего колоссальная стоимость проекта при отсутствии достаточного пассажиропотока. Как более реалистичную альтернативу называют строительство легкого наземного метро, трамвайных или железнодорожных линий.

Несмотря на споры вокруг подземки, власти Ростова периодически заявляют о намерении вернуться к этому проекту. Так, в 2017 году губернатор Ростовской области

подчеркнул, что развитие транспортной инфраструктуры является приоритетной задачей.

Предполагалось, что строительство метро начнется после чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в том числе и в Ростове.

В новом генплане Ростова-на-Дону до 2035 года также прописано создание развернутой сети метрополитена общей длиной 75-80 км. Однако пока это лишь декларация о намерениях, а конкретного решения по реализации проекта нет. Так что вопрос о том, будет ли когда-нибудь построено метро в Ростове, остается открытым.

Взгляд в будущее

По мнению экспертов-урбанистов, историческая застройка центра Ростова сохранится и через 100 лет. В то же время сам город значительно разрастется за счет присоединения пригородов.

Прогнозируется, что Ростов, Батайск и Аксай объединятся в одну сплошную агломерацию площадью как Москва внутри МКАД.

При этом плотность населения будет гораздо ниже, чем в столице. А значит, по мнению аналитиков, даже через 100 лет Ростов вряд ли сможет претендовать на полноценный метрополитен по образцу крупнейших мегаполисов.

Скорее всего, основу транспортной системы "Большого Ростова" будущего составят трамваи, электрички, возможно отдельные наземные или надземные линии "легкого" метро. Подземных же линий в классическом виде вряд ли удастся избежать, учитывая масштабы и стоимость проекта.

Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, как именно будет развиваться инфраструктура Ростова в долгосрочной перспективе. Но можно предположить, что у города есть и другие варианты модернизации транспортной системы помимо дорогостоящего строительства полноценного метрополитена.

А как считаете вы? Какие транспортные решения необходимы Ростову-на-Дону? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Комментарии