Ушаковский мост в Санкт-Петербурге — это уникальное инженерное сооружение с богатой историей. Расположенный в историческом центре города, он соединяет Петроградский и Приморский районы, являясь важной транспортной артерией. Давайте проследим всю историю строительства этого моста — от первого деревянного до современного металлического.
Первые мосты на этом месте
Первый мост через Большую Невку в районе современного Ушаковского моста был построен в 1786 году. Это был наплавной плашкоутный мост на 12 барках-плашкоутах. Первоначально мост назывался Вторым Каменноостровским, по расположению на Каменном острове.
В 1820-х годах наплавной мост заменили на 18-пролетный деревянный мост свайной конструкции. Ось моста сместили в створ Строгановской улицы (сейчас ул. Академика Крылова). В связи с близостью к усадьбе графа А.С. Строганова мост стал называться Строгановским.
Реконструкция деревянного моста
Между 1847 и 1853 годами деревянный мост был полностью перестроен в многопролетный разводной мост ригельно-подкосной конструкции:
- Длина моста составила 288 м
- 18 пролетов по 12,8 м, перекрывались 1 бревном, усиленным шпренгелем
- Опоры из 2 рядов свай, соединенных горизонтальными и наклонными схватками
- Полотно моста: двойной продольный дощатый настил на поперечинах через 0,9 м
В 1861 и 1870 годах мост ремонтировался. В 1876 году он был расширен и усилен для прокладки трамвайных путей. В 1886 году проведен капитальный ремонт с сохранением подкосной конструкции, длина моста уменьшилась до 261 м.
В 1906-1907 годах мост был усилен и расширен для движения трамваев и автотранспорта. В 1908 году по мосту прошло трамвайное движение. В 1910-1911 годах полностью перестроена надводная часть.
Строительство современного металлического моста
К середине XX века деревянный мост пришел в ветхое состояние. В 1935 году деревянные пролеты разводной части заменили на металлические. Но это уже не могло продлить жизнь старому мосту.
Поэтому в 1953-1955 годах на месте деревянного моста был построен новый металлический Ушаковский мост по проекту инженеров В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов П.А. Арешева, В.С. Васильковского.
Новый мост стал восьмипролетным разводным со стальными неразрезными балками в постоянных пролетах и двукрылым разводным пролетом откатно-раскрывающейся системы. Основные технические характеристики:
- Длина моста: 205 м
- Ширина: 27 м
- Проезжая часть: 4 полосы для автотранспорта, 2 трамвайных пути
Архитектурные особенности
В 1954 году мост был назван в честь выдающегося флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Архитектурный облик моста выдержан в стиле сталинского классицизма.
У въездов на мост установлены колонны с каннелюрами, увенчанные бронзовыми барельефами с изображениями ордена Ушакова на фоне знамен.
Художественное литье перил, гранитная облицовка опор, оригинальные светильники - все элементы оформления моста выполнены на высоком уровне и создают неповторимый облик сооружения.
В 2000 году мост стал частью архитектурного ансамбля "Ушаковской развязки", посвященного российскому флоту.
Ремонт и реконструкция в 20-21 веках
Несмотря на прочную металлическую конструкцию, Ушаковский мост периодически нуждается в ремонте и обновлении.
В 2000 году был выполнен капитальный ремонт моста с заменой гидроизоляции, трамвайных путей и парапетов. В 2017 году проводился ремонт дорожного полотна и разметки.
В целом техническое состояние моста удовлетворительное. Однако в перспективе может потребоваться усиление конструкции и расширение моста для разгрузки транспортных потоков.
Значение Ушаковского моста для города
Ушаковский мост играет большую роль в транспортной инфраструктуре Санкт-Петербурга, соединяя исторический центр с северными районами. По мосту проходят автомобильное и трамвайное движение.
Благодаря интересной истории и архитектурному облику мост стал популярным местом для туристов. Он органично вписан в ансамбль набережных и мостов Санкт-Петербурга.
В будущем предполагается развитие прилегающих к мосту территорий, что потребует соответствующего усиления этого важного транспортного узла города.
Разводка моста
Ушаковский мост изначально проектировался как разводной. Однако в настоящее время разводка моста не производится.
Разводной механизм представляет собой двукрылый пролет откатно-раскрывающейся системы. Каждое крыло состоит из 6 цельносварных главных балок переменной высоты.
В советское время разводку моста осуществляли 1-2 раза в навигацию, обычно ночью. Сейчас разводка не требуется, так как высота моста достаточна для пропуска всех судов.
Мост в культуре
Благодаря своему уникальному внешнему виду и историческому значению, Ушаковский мост часто изображается на картинах, фотографиях и открытках с видами Санкт-Петербурга.
Особенно живописен мост во время разведения, когда поднимаются его массивные крылья. Этот момент запечатлен на многих полотнах художников.
Мост фигурирует в художественных фильмах и книгах, его образ используется в логотипах и сувенирной продукции.
Легенды Ушаковского моста
С Ушаковским мостом связано немало городских легенд и историй. Одна из самых известных – о призраке Черной Дамы, который якобы обитает на мосту. Согласно легенде, это дух красавицы, которая покончила с собой из-за неразделенной любви.
Другая легенда рассказывает о сокровищах на дне реки под мостом – монетах и драгоценностях, которые уронили с моста пассажиры повозок. Эти и другие истории придают мосту ореол таинственности и привлекают туристов и краеведов.
Перспективы развития
Несмотря на солидный возраст, Ушаковский мост продолжает играть важную роль в транспортной инфраструктуре Петербурга. Для сохранения работоспособности моста требуется проведение регулярных ремонтов и усиление отдельных конструктивных элементов.
В будущем возможно расширение моста за счет строительства дополнительных полос для разгрузки транспортных потоков. А разводной механизм может использоваться для привлечения туристов.