Беляевский мост через реку Большая Охта - важный объект транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Его история насчитывает почти 20 лет. За это время мост неоднократно реконструировался и модернизировался. Какова предыстория строительства этого моста? Какие этапы прошло его строительство? Какие проблемы возникали и как их решали? Ответы на эти и другие вопросы - в нашей подробной статье.
История строительства Беляевского моста
Идея строительства Беляевского моста возникла в рамках проекта создания Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Эта магистраль должна была разгрузить улицы города от транзитного транспорта.
Место для строительства моста через реку Большая Охта выбрали в районе деревни Беляевка, отсюда и название переправы. Это позволяло оптимально вписать мост в структуру КАД.
Проектирование Беляевского моста началось в 2001 году. Разработкой занимался Институт «Гипростроймост». Уже в 2002 году проект был утвержден и получил положительное заключение государственной экспертизы.
Строительство первой очереди Беляевского моста стартовало в 2004 году. Подрядчиком выступило ОАО «Мостостроительный отряд No 19». Работы велись в сложных погодных условиях, но, несмотря на трудности, в 2006 году первая очередь моста была сдана в эксплуатацию.
«Открытие первой очереди Беляевского моста стало важной вехой в реализации проекта КАД», - подчеркнул глава Федерального дорожного агентства.
Уже в 2007 году началось строительство второй очереди Беляевского моста. На этот раз подрядчиком выступило ОАО «Мостострой No 6». Несмотря на начавшийся экономический кризис, работы велись высокими темпами. И вот 30 октября 2008 года состоялось торжественное открытие второй очереди моста.
«Открытие второй очереди Беляевского моста завершило формирование полноценной кольцевой магистрали вокруг Санкт-Петербурга», - писали журналисты.
Особенности конструкции Беляевского моста
Общая длина Беляевского моста составляет 1021 метр. Мост имеет 8 полос для движения автотранспорта. Первая очередь моста включает 4 полосы, вторая - еще 4 полосы. Конструкция моста - арочная, стальная, с ездой понизу. Пролеты вантовые, с двухпилонными металлическими арками по схеме "А".
Всего на мосту 15 пролетов. Пролетное строение выполнено в виде комбинированной системы из стальных балок, установленных на поперечные балки-фермы, которые в свою очередь опираются на арочные фермы. Для моста использовали высокопрочную легированную сталь. Части конструкции соединены на высокопрочных болтах.
Длина моста | 1021 м |
Количество полос | 8 |
Количество пролетов | 15 |
Такая конструкция отличается высокой надежностью и долговечностью по сравнению с другими мостами Санкт-Петербурга.
Реконструкция и модернизация моста
С момента открытия и по сей день Беляевский мост периодически реконструировался и модернизировался, чтобы соответствовать растущим нагрузкам.
- В 2011 году было полностью обновлено дорожное покрытие на мосту. Старое асфальтобетонное покрытие заменили на новое, более прочное и износостойкое.
- В 2013 году на мосту произвели замену всего освещения на энергоэффективные светодиодные светильники. Это повысило качество освещения и снизило затраты на электроэнергию.
- В 2015 году выполнили работы по усилению пролетного строения моста для повышения его грузоподъемности. Была увеличена толщина стенок балок и ферм.
«Проведенная в 2015 году модернизация позволила увеличить срок службы Беляевского моста еще минимум на 15 лет», - рассказал главный инженер проекта.
- В 2017 году на мосту проводились ремонтные работы с введением временных весовых ограничений для проезда тяжелой техники. Были усилены деформационные швы и подферменные площадки.
- В 2018 году выполнили масштабное усиление опор моста, чтобы повысить сейсмостойкость сооружения. Работы велись на высоте, но без остановки движения по мосту.
- В 2019 году в рамках повышения безопасности на мосту установили дополнительные камеры видеонаблюдения, датчики метеоусловий, новые дорожные знаки и разметку.
Беляевский мост в цифрах
- Длина моста - 1021 метр
- Ширина моста - 29,5 метров
- Количество полос - 8
- Высота основных опор - 54 метра
- Вес металлоконструкций - 18 000 тонн
- Пропускная способность - 100 000 автомобилей в сутки
- Среднегодовая интенсивность движения - 50 000 автомобилей в сутки
- Максимальная скорость - 100 км/ч
Стоимость строительства первой очереди моста составила 4,1 млрд рублей. Вторая очередь обошлась в 12 млрд рублей. На реконструкцию и модернизацию за все годы было потрачено свыше 3 млрд рублей.
Беляевский мост и КАД
Беляевский мост играет важную роль в структуре Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга. Он расположен на 38-м километре КАД. Первая очередь моста является частью внутреннего кольца КАД, вторая очередь - внешнего кольца. Мост связывает южные и северные участки КАД, пересекая реку Большая Охта.
Через Беляевский мост проходят маршруты, соединяющие многие ключевые районы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Рядом с мостом расположены крупные транспортные развязки. Благодаря Беляевскому мосту существенно улучшилась транспортная доступность парков, торговых и деловых центров в этой части города. Например, от моста можно легко добраться до парка 300-летия Санкт-Петербурга. В целом Беляевский мост разгрузил КАД на сложном участке через Охту и стал важным звеном кольцевой магистрали Санкт-Петербурга.
«Без Беляевского моста трудно представить нынешнюю структуру движения на КАД», - подчеркивают в ГИБДД.
Будущее Беляевского моста
Согласно прогнозам, в ближайшие годы интенсивность движения по Беляевскому мосту будет расти. Уже сейчас в часы пик возникают заторы. Для решения проблем пропускной способности рассматриваются варианты расширения моста за счет дополнительных полос. Также изучается возможность строительства развязок на подходах к мосту.
Планируется дальнейшее улучшение систем безопасности - установка полос отвода, новых ограждений, дорожных знаков. Обсуждается идея сделать мост более эстетичным, разместив световое оформление. В перспективе рядом с Беляевским мостом может появиться еще один мост через Охту. Это позволит распределить транспортные потоки.
Таким образом, Беляевский мост будет и дальше играть ключевую роль в развитии дорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга и останется одной из визитных карточек города.