Классы в JavaScript: синтаксис и возможности

JavaScript долгое время обходился без классов, используя прототипное наследование. Но с появлением стандарта ES6 язык получил новую конструкцию - класс. Так существуют ли в JavaScript классы в привычном понимании этого термина? Давайте разберемся.

История появления классов в JavaScript

Классы как способ организации кода широко используются в таких объектно-ориентированных языках как Java, C# и других. Классы позволяют описывать структуру объектов и создавать их экземпляры со схожим поведением. Однако изначально в JavaScript не было понятия классов. Вместо этого использовалось прототипное наследование .

При прототипном наследовании объекты могут наследовать свойства и методы от других объектов через ссылку __proto__. Это позволяло организовывать цепочки наследования без использования классов. Но в то же время прототипы требовали написания большего объема кода и не были интуитивно понятны для многих разработчиков.

Прототипное наследование в JavaScript гибкое и мощное, но в то же время довольно сложное для понимания решение.

По этим причинам разработчики JavaScript долгое время запрашивали добавление в язык более привычных классов. Это позволило бы сделать код более лаконичным и доступным для специалистов из других языков программирования.

В итоге поддержка классов была добавлена в стандарт ECMAScript 2015 (ES6). Теперь разработчики получили альтернативу прототипам в виде более привычного и интуитивно понятного синтаксиса классов.

При создании классов используется ключевое слово class, после которого указывается имя класса. В качестве примера я создам класс с названием Task, или задача. Тело класса находится в фигурных скобках и в нем будут находиться члены класса, методы и свойства.

Синтаксис классов в JavaScript

Для объявления класса в JavaScript используется ключевое слово class:

 class MyClass { constructor() { // ... } method1() { // ... } method2() { // ... } } 

В примере выше определен класс MyClass с конструктором и двумя методами. Конструктор вызывается при создании экземпляра класса через new:

 let obj = new MyClass(); 

Помимо конструктора, класс может содержать其他 методы, которые становятся доступны для объектов этого класса.

Также в классах можно определять статические методы и свойства с помощью ключевого слова static:

 class MyClass { static prop = "test"; static staticMethod() { // ... } } MyClass.staticMethod(); // Вызов статического метода 

Статические члены доступны на самом классе, а не на его экземплярах.

Другие возможности классов в JavaScript:

  • Геттеры и сеттеры
  • Вычисляемые свойства
  • Наследование с помощью extends
  • Абстрактные классы

Таким образом, классы существенно упрощают организацию кода по сравнению с конструкторами и прототипами. Но в то же время они не являются полной заменой прототипному наследованию, а лишь дополняют его.

Подробнее о синтаксисе и возможностях классов мы поговорим далее.

Создание экземпляров и наследование

Объекты класса создаются стандартным образом через оператор new:

 class User { // ... } const user = new User(); 

При этом автоматически вызывается конструктор класса, в котором можно произвести инициализацию объекта.

Наследование реализуется с помощью ключевого слова extends:

 class Admin extends User { //... } 

В подклассах можно переопределять методы, добавлять новые и т.д. Также для вызова родительского конструктора используется super().

 class Admin extends User { constructor(username, accessLevel) { super(username); this.accessLevel = accessLevel; } logAccessLevel() { console.log(this.accessLevel); } } 

Таким образом, классы позволяют лаконично описывать иерархии объектов.

Однако наследование в JavaScript имеет важные особенности, отличающие его от классических объектно-ориентированных языков. Рассмотрим их в следующем разделе.

"javascript классы" "javascript класс элемента" "javascript добавить класс" "javascript изменить класс" "добавить класс элементу javascript"

Создание экземпляров и наследование

Как мы видели, объекты класса в JavaScript создаются стандартным способом через оператор new. При этом вызывается конструктор, где можно проинициализировать поля объекта.

Рассмотрим более подробно, что происходит при вызове конструктора:

  1. Создается новый пустой объект, который является экземпляром класса.
  2. Новый объект связывается с функцией-конструктором через ссылку [[Prototype]].
  3. Конструктор вызывается с ключевым словом this, указывающим на новый объект.
  4. Конструктор может инициализировать свойства объекта.
  5. Если конструктор не вернул другой объект, то возвращается новый объект.

Таким образом, при вызове new MyClass() создается новый объект, проинициализируется конструктором и возвращается для использования.

Вызов родительского конструктора

В подклассах для вызова конструктора родительского класса используется ключевое слово super:

 class Child extends Parent { constructor() { super(); // вызов конструктора Parent } } 

Это необходимо для корректной инициализации объекта наследника.

Переопределение методов

В подклассах можно переопределять методы, унаследованные от родительского класса:

 class Parent { sayHi() { console.log("Hello from Parent"); } } class Child extends Parent { sayHi() { console.log("Hello from Child"); } } 

Здесь метод sayHi() в классе Child переопределит одноименный метод родителя.

Геттеры и сеттеры

Аналогично методам, в наследниках можно переопределить геттеры и сеттеры:

 class Parent { get prop() { // getter } set prop(value) { // setter } } class Child extends Parent { get prop() { // переопределенный getter } set prop(value) { // переопределенный setter } } 

Это позволяет изменить логику доступа к свойствам в подклассах.

Классы в JavaScript - синтаксический сахар?

Итак, мы рассмотрели основные возможности классов в JavaScript. Но что они представляют собой на самом деле?

Как известно, JavaScript изначально использовал прототипное наследование вместо классов. И с введением классов это не изменилось.

По сути, классы в JavaScript - это синтаксический сахар поверх прототипного наследования. Рассмотрим различия между классами и обычными конструкторами.

Отличия классов от конструкторов

Хотя классы компилируются в обычные функции-конструкторы, между ними есть важные различия:

  • Классы имеют признак [[IsClassConstructor]]
  • Классы нельзя вызывать без new
  • Классы не подвержены подъему
  • Классы нельзя переопределить

Это делает поведение классов более предсказуемым и менее подверженным ошибкам.

Дополнительные возможности

В то же время синтаксис классов предоставляет разработчикам удобные возможности:

  • Поля классов
  • Вычисляемые имена методов
  • Private классовые элементы
  • Статические классовые элементы

Эти возможности позволяют писать более лаконичный и понятный код.

Когда использовать классы в JavaScript?

Итак, мы выяснили, что классы в JavaScript - это "синтаксический сахар" поверх прототипов. Они упрощают код, но не меняют основы языка.

Возникает вопрос - когда все-таки стоит использовать классы, а когда обходиться конструкторами и прототипами?

Давайте рассмотрим критерии выбора.

Плюсы использования классов

  • Более высокий уровень абстракции
  • Код проще для восприятия
  • Удобно для разработчиков из Java, C#

Минусы классов

  • Нестатичность
  • Сложность отладки
  • Менее гибкие, чем конструкторы

Таким образом, для простых задач, где нужен более высокий уровень абстракции, удобнее использовать классы. А в сложных случаях, требующих полного контроля и гибкости, лучше применять конструкторы и прототипы.

Комментарии