Авиабаза "Белая": история и роль в структуре Военно-воздушных сил и Воздушно-космических сил России

Авиабаза "Белая" имеет почти вековую историю, неразрывно связанную с развитием отечественной авиации. Проследив основные вехи становления этой уникальной военной базы, мы лучше поймем ее роль и место в российских Вооруженных Силах на современном этапе.

1. Истоки авиабазы "Белая"

История авиабазы "Белая" началась еще в довоенный период. По одним данным, первые строения на ее территории появились в 1930-х годах. Согласно другим источникам, авиабаза была построена уже в годы Великой Отечественной войны как вспомогательный аэродром для знаменитого авиазавода No 39 имени Сталина в Иркутске.

Известно, что "Белая" тесно связана с двумя другими аэродромами - Северным и Южным. Отсюда и произошло название поселка Средний, где располагалась авиабаза. Он находился как раз посередине между Северным и Южным аэродромами.

В годы войны мощностей завода No 39 не хватало для выпуска самолетов, и часть из них перегоняли для доработки и облета на аэродром "Белая". Здесь же формировались экипажи перед отправкой на фронт.

По некоторым данным, в строительстве авиабазы принимали участие японские военнопленные. Они жили в землянках за поселком на месте нынешней школы.

Основное население гарнизона в военные и первые послевоенные годы проживало в поселке Степной, расположенном ближе к аэродрому. Численность гражданского населения там достигала 500 человек.

2. Расцвет в советский период

Настоящий расцвет авиабазы "Белая" начался в середине 1950-х годов, когда она стала одной из баз стратегической авиации СССР. В 1954-1957 гг. здесь были сформированы два тяжелых бомбардировочных авиационных полка - 1225-й и 1229-й. Они получили на вооружение реактивные бомбардировщики Ту-16, а затем Ту-22М2 и Ту-22М3.

В 1982 г. на базе двух полков была создана 31-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. Штаб дивизии размещался на авиабазе "Белая", а ее командир стал главой гарнизона.

В 1980-е годы авиабаза переживала период расцвета. Активно велось строительство жилья, росло население поселка, достигшее 10 тысяч человек. Развивалась культурная и спортивная жизнь. Накануне распада СССР началось возведение нового здания школы и детского сада.

3. Упадок в 1990-е годы

С распадом СССР авиабаза "Белая", как и многие военные объекты того времени, пришла в упадок. Резко сократилось финансирование и учебные полеты. Заброшенное жилье заселяли посторонние люди. Многие офицеры покинули военную службу.

В 1994 г. на авиабазу был передислоцирован 200-й гвардейский авиационный полк из Белоруссии. Он заменил расформированные местные полки. Командирами полка в разные годы были Абакумов, Бушуев, Андреев, Коновалов.

Благодаря стойкости молодых летчиков, решивших продолжить службу, авиабазе каким-то чудом удалось пережить трудности 1990-х.

Вид сверху на ВПП авиабазы Белая в солнечный летний день

4. Возрождение в 2000-е годы

С наступлением 2000-х годов положение на авиабазе "Белая" постепенно стало улучшаться. Восстанавливалось финансирование, возобновились регулярные учебные полеты. На смену списанным Ту-22М2 стали поступать новые Ту-22М3.

Летчики авиабазы принимали участие в парадах авиации в небе над Москвой и озером Байкал. Получил известность ансамбль "Голубые береты", гастролировавший по всей стране.

В 1991 году наконец открылось новое здание средней школы поселка Средний, а в 2008 году заработал долгострой детского сада.

На авиабазу стали приходить молодые офицеры, для которых военная служба вновь обрела смысл и престиж.

Панорама стоянки самолетов Ту-22М в тумане осенним утром

5. Преобразование в ВКС

С 2009 года в России началась масштабная реформа Вооруженных Сил. Были созданы Воздушно-космические силы, куда вошла и авиабаза "Белая". Она стала именоваться авиагруппой 6952-й авиабазы ВКС.

При этом на вооружении авиагруппы остались самолеты Ту-22М3, а также сохранился 200-й гвардейский авиационный полк.

В рамках реформы весь жилой фонд авиабазы был передан в муниципальную собственность поселка Средний. Сам гарнизон стал более открытым для посещения гражданских лиц.

6. Авиабаза "Белая" в Иркутской области

К сожалению, фото авиабазы "Белой" в Иркутской области не представлены, так как доступ гражданских лиц на ее территорию сильно ограничен. Однако в сети можно найти некоторые исторические фото:

  • Самолеты Ту-22М3 на аэродроме
  • "фото" взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек
  • Старые снимки 1950-60-х годов с летчиками в форме того времени

Эти редкие кадры позволяют представить, как выглядела авиабаза в разные периоды своей истории.

6. Авиабаза сегодня

В настоящее время авиабаза "Белая" входит в состав ВКС России. Летчики несут боевое дежурство, повышают квалификацию. Авиатехника постоянно совершенствуется.

Проводятся учения с различными родами войск. Ведется подготовка военных кадров. Авиабаза тесно взаимодействует с местным населением и властями.

7. Будущее авиабазы

Что ждет авиабазу "Белая" в будущем? Скорее всего, она сохранит свое предназначение как одна из ключевых баз дальней авиации ВКС России. Возможно расширение авиапарка новейшими самолетами при условии финансирования.

Предстоит модернизация инфраструктуры аэродрома и сопутствующих объектов. Будет продолжена работа по патриотическому воспитанию молодежи и привлечению ее на военную службу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.