Авиабаза "Белая": история и роль в структуре Военно-воздушных сил и Воздушно-космических сил России
Авиабаза "Белая" имеет почти вековую историю, неразрывно связанную с развитием отечественной авиации. Проследив основные вехи становления этой уникальной военной базы, мы лучше поймем ее роль и место в российских Вооруженных Силах на современном этапе.
1. Истоки авиабазы "Белая"
История авиабазы "Белая" началась еще в довоенный период. По одним данным, первые строения на ее территории появились в 1930-х годах. Согласно другим источникам, авиабаза была построена уже в годы Великой Отечественной войны как вспомогательный аэродром для знаменитого авиазавода No 39 имени Сталина в Иркутске.
Известно, что "Белая" тесно связана с двумя другими аэродромами - Северным и Южным. Отсюда и произошло название поселка Средний, где располагалась авиабаза. Он находился как раз посередине между Северным и Южным аэродромами.
В годы войны мощностей завода No 39 не хватало для выпуска самолетов, и часть из них перегоняли для доработки и облета на аэродром "Белая". Здесь же формировались экипажи перед отправкой на фронт.
По некоторым данным, в строительстве авиабазы принимали участие японские военнопленные. Они жили в землянках за поселком на месте нынешней школы.
Основное население гарнизона в военные и первые послевоенные годы проживало в поселке Степной, расположенном ближе к аэродрому. Численность гражданского населения там достигала 500 человек.
2. Расцвет в советский период
Настоящий расцвет авиабазы "Белая" начался в середине 1950-х годов, когда она стала одной из баз стратегической авиации СССР. В 1954-1957 гг. здесь были сформированы два тяжелых бомбардировочных авиационных полка - 1225-й и 1229-й. Они получили на вооружение реактивные бомбардировщики Ту-16, а затем Ту-22М2 и Ту-22М3.
В 1982 г. на базе двух полков была создана 31-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. Штаб дивизии размещался на авиабазе "Белая", а ее командир стал главой гарнизона.
В 1980-е годы авиабаза переживала период расцвета. Активно велось строительство жилья, росло население поселка, достигшее 10 тысяч человек. Развивалась культурная и спортивная жизнь. Накануне распада СССР началось возведение нового здания школы и детского сада.
3. Упадок в 1990-е годы
С распадом СССР авиабаза "Белая", как и многие военные объекты того времени, пришла в упадок. Резко сократилось финансирование и учебные полеты. Заброшенное жилье заселяли посторонние люди. Многие офицеры покинули военную службу.
В 1994 г. на авиабазу был передислоцирован 200-й гвардейский авиационный полк из Белоруссии. Он заменил расформированные местные полки. Командирами полка в разные годы были Абакумов, Бушуев, Андреев, Коновалов.
Благодаря стойкости молодых летчиков, решивших продолжить службу, авиабазе каким-то чудом удалось пережить трудности 1990-х.
4. Возрождение в 2000-е годы
С наступлением 2000-х годов положение на авиабазе "Белая" постепенно стало улучшаться. Восстанавливалось финансирование, возобновились регулярные учебные полеты. На смену списанным Ту-22М2 стали поступать новые Ту-22М3.
Летчики авиабазы принимали участие в парадах авиации в небе над Москвой и озером Байкал. Получил известность ансамбль "Голубые береты", гастролировавший по всей стране.
В 1991 году наконец открылось новое здание средней школы поселка Средний, а в 2008 году заработал долгострой детского сада.
На авиабазу стали приходить молодые офицеры, для которых военная служба вновь обрела смысл и престиж.
5. Преобразование в ВКС
С 2009 года в России началась масштабная реформа Вооруженных Сил. Были созданы Воздушно-космические силы, куда вошла и авиабаза "Белая". Она стала именоваться авиагруппой 6952-й авиабазы ВКС.
При этом на вооружении авиагруппы остались самолеты Ту-22М3, а также сохранился 200-й гвардейский авиационный полк.
В рамках реформы весь жилой фонд авиабазы был передан в муниципальную собственность поселка Средний. Сам гарнизон стал более открытым для посещения гражданских лиц.
6. Авиабаза "Белая" в Иркутской области
К сожалению, фото авиабазы "Белой" в Иркутской области не представлены, так как доступ гражданских лиц на ее территорию сильно ограничен. Однако в сети можно найти некоторые исторические фото:
- Самолеты Ту-22М3 на аэродроме
- "фото" взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек
- Старые снимки 1950-60-х годов с летчиками в форме того времени
Эти редкие кадры позволяют представить, как выглядела авиабаза в разные периоды своей истории.
6. Авиабаза сегодня
В настоящее время авиабаза "Белая" входит в состав ВКС России. Летчики несут боевое дежурство, повышают квалификацию. Авиатехника постоянно совершенствуется.
Проводятся учения с различными родами войск. Ведется подготовка военных кадров. Авиабаза тесно взаимодействует с местным населением и властями.
7. Будущее авиабазы
Что ждет авиабазу "Белая" в будущем? Скорее всего, она сохранит свое предназначение как одна из ключевых баз дальней авиации ВКС России. Возможно расширение авиапарка новейшими самолетами при условии финансирования.
Предстоит модернизация инфраструктуры аэродрома и сопутствующих объектов. Будет продолжена работа по патриотическому воспитанию молодежи и привлечению ее на военную службу.