Автомобили с автоматической коробкой передач набирают популярность. Однако многие водители, особенно новички, испытывают трудности с тем, как правильно трогаться на автомате. В этой статье мы рассмотрим все нюансы и дадим ценные советы, как без проблем и поломок научиться ездить на автоматической коробке передач.
Принцип работы автоматической коробки передач
Автоматическая коробка передач (АКПП) отличается от «механики» тем, что переключение передач происходит автоматически, без участия водителя. Вместо педали сцепления в автомобиле с АКПП установлен гидротрансформатор, который плавно передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии.
Переключение передач осуществляется специальным гидравлическим блоком управления. Он определяет оптимальный момент перехода на повышенную или пониженную передачу в зависимости от нагрузки на двигатель и текущей скорости автомобиля.
Подготовка к движению
Прежде чем тронуться на автоматической коробке передач, необходимо выполнить ряд подготовительных действий:
- Занять правильное положение на водительском сиденье, отрегулировать его и зеркала заднего вида.
- Пристегнуть ремень безопасности.
- Убедиться, что селектор АКПП находится в положении «P» (Парковка).
- Включить стояночный тормоз, чтобы избежать самопроизвольного движения автомобиля.
- При низких температурах прогреть двигатель на холостых оборотах и дать поработать несколько минут, чтобы прогрелось масло в АКПП.
После выполнения этих действий можно переходить непосредственно к началу движения.
Алгоритм трогания с места
Чтобы плавно и правильно тронуться на автоматической КПП, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Нажать на педаль тормоза и удерживать ее в этом положении.
- Перевести селектор АКПП в режим «D» (Drive). На некоторых автомобилях возможен режим «L» (Low) для трогания с места.
- Дождаться, когда обороты двигателя упадут до холостых.
- Плавно отпустить педаль тормоза и одновременно начать медленно нажимать на педаль акселератора.
- Автомобиль плавно тронется с места. Можно продолжать разгоняться, постепенно увеличивая нажатие на педаль газа.
Основные ошибки при трогании на автомате:
- Резкое нажатие на педаль газа сразу после отпускания тормоза. Это приводит к рывкам и пробуксовке колес.
- Отпускание тормоза раньше, чем двигатель сбросил обороты. Машина может резко рвануться вперед.
- Одновременное отпускание тормоза и резкое нажатие на газ. Такое совмещение действий опасно.
Чтобы избежать этих ошибок, действуйте плавно и последовательно, контролируя обороты двигателя.
Разгон и переключение передач
После того как автомобиль тронулся с места, можно начинать разгоняться. Увеличивайте скорость постепенно, плавно нажимая на педаль акселератора. Не нужно «давить в пол», это приведет к резкому рывку и неправильной работе АКПП.
Переключение на повышенные передачи будет происходить автоматически по мере набора скорости. При необходимости перейти на низшую передачу (например, перед обгоном), можно резко нажать на педаль газа до упора, чтобы сработал режим кик-даун. После завершения обгона автоматика сама вернется к прежнему режиму работы.
На некоторых автомобилях возможен ручной режим переключения передач. Однако для новичков рекомендуется использовать полностью автоматический режим «D».
В целом, в том, как ехать на автомате - ничего сложного нет, главное избегать резких нажатий педали газа и действовать плавно.
Торможение на автомате
Чтобы плавно затормозить на автоматической коробке передач, используйте следующий алгоритм:
- Перестаньте нажимать на педаль акселератора и дайте машине сбросить скорость.
- Когда скорость снизится до требуемой, начинайте плавное нажатие на педаль тормоза.
- Увеличивайте усилие на педали по мере притормаживания, не допуская блокировки колес.
- Полностью остановите автомобиль, удерживая педаль тормоза нажатой.
Такой алгоритм позволяет плавно затормозить в любой ситуации. На крутом спуске можно дополнительно использовать торможение двигателем, переведя АКПП в режим "L".
Резкое нажатие на педаль тормоза допустимо только в экстренных случаях, чтобы максимально быстро остановить автомобиль.
Одной из распространенных ошибок является торможение. Как трогаться на автомате? неправильный вариант не той ногой - левой. Это может привести к резким рывкам и даже заносу. Тормозить на автомате нужно только правой ногой.

Движение на подъемах и спусках
При движении в гору на автомобиле с автоматической КПП особых сложностей не возникает. Автоматика сама выберет оптимальную передачу и обеспечит плавное движение без рывков и пробуксовки.
Однако на крутом подъеме рекомендуется перед началом движения переключить АКПП в режим "L" или "1", чтобы обеспечить максимальный крутящий момент. Кроме того, следует нажимать на педаль газа плавно, не резко.
При спуске по крутому уклону важно использовать торможение двигателем, чтобы контролировать скорость. Для этого нужно перевести селектор в режим "L" и сбросить газ. Также периодически притормаживайте, чтобы избежать неконтролируемого разгона.
Повороты и развороты
При прохождении поворотов на автоматической коробке передач особых действий не требуется. Главное - контролировать скорость и проходить повороты плавно, без резких маневров рулем и педалью газа.
Перед разворотом или крутым поворотом рекомендуется заблаговременно сбросить скорость. В самом повороте двигаться нужно на минимальной скорости, чтобы сохранить контроль и устойчивость автомобиля.
Движение задним ходом
Чтобы начать движение задним ходом на автоматической КПП:
- Полностью остановите автомобиль, нажав на тормоз.
- Переведите селектор в положение "R".
- Проконтролируйте обзор через зеркала заднего вида.
- Медленно отпускайте педаль тормоза и начинайте движение, следя за препятствиями.
Важно двигаться назад медленно, с частыми остановками для контроля ситуации. Не трогаться резко и не ускоряться.
Парковка и стоянка
Чтобы припарковать автомобиль с АКПП параллельно тротуару:
- Остановитесь рядом с местом для парковки, включите указатель поворота.
- Оцените размеры свободного пространства.
- Начинайте движение задним ходом, поворачивая руль в нужную сторону.
- Как только задняя часть встанет параллельно, выровняйте руль.
- Аккуратно заедьте в место для парковки.
При перпендикулярной парковке заезжайте задним ходом строго перпендикулярно кромке тротуара, контролируя бамперы и колеса.
На стоянке обязательно включите стояночный тормоз и переведите АКПП в режим "P".
Трогаться после длительной стоянки
Если автомобиль простоял на месте более суток, перед началом движения рекомендуется:
- Прогреть двигатель на холостых оборотах несколько минут.
- Проверить уровень масла в двигателе и АКПП.
- Плавно трогаться автомате, избегая резких разгонов.
Такая процедура позволит минимизировать риск возникновения неисправностей после продолжительного простоя.

Движение в пробках
При движении в плотном потоке на автоматической КПП важно контролировать дистанцию и избегать резких маневров. На остановках удерживайте автомобиль нажатием на тормоз, не переходя на нейтральную передачу.
Чтобы предотвратить перегрев трансмиссии в пробке:
- Используйте кондиционер для охлаждения салона.
- При длительных остановках переводите АКПП в режим "P".
- Следите за температурой двигателя и охлаждающей жидкости.
Буксировка на автомате
Буксировка прицепа на автоматической КПП возможна, но с ограничениями по весу. Рекомендуется использовать режим "L" для снижения нагрузки.
Буксировка другого автомобиля допускается только на жесткой сцепке или эвакуаторе. Ни в коем случае нельзя буксировать на тросе с выключенным двигателем.
Зимняя эксплуатация автомата
В зимний период автоматическую КПП нужно прогревать после запуска двигателя. Для этого дайте поработать на холостых оборотах и затем последовательно включите все режимы на несколько секунд.
Трогаться рекомендуется на пониженных передачах, не форсируя разгон. Избегайте пробуксовки колес на скользком покрытии.
После поездки обязательно дайте двигателю поработать несколько минут, чтобы масло в АКПП не загустело.
Предотвращение неисправностей АКПП
Чтобы минимизировать риск поломок автоматической коробки передач:
- Избегайте перегрева трансмиссии.
- Своевременно меняйте масло в АКПП.
- Не перегружайте автомобиль и не буксуйте прицепы большой массы.
- Не игнорируйте посторонние шумы из подкапотного пространства.
Соблюдая правила эксплуатации и своевременное обслуживание, вы значительно продлите ресурс автоматической коробки передач.
Полезные советы опытных водителей
Опытные водители рекомендуют при движении на автомате:
- Трогаться без резких стартов и рывков.
- Вести автомобиль плавно, не "качая" педаль газа.
- Избегать кикдаунов при невысокой скорости.
- Следить за температурой двигателя и АКПП.
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете комфортно и безопасно управлять автомобилем с автоматической коробкой передач.
Подготовка к поездке
Перед длительной поездкой на автоматической коробке передач рекомендуется:
- Проверить уровни моторного масла, охлаждающей жидкости, тормозной жидкости.
- Осмотреть шины, давление в них должно соответствовать норме.
- Убедиться в исправности элементов подвески и рулевого управления.
- Проверить работу систем освещения и сигнализации.
Такая подготовка позволит избежать возможных неприятных ситуаций в пути.
Правила движения в пути
Во время поездки на автомате рекомендуется:
- Соблюдать скоростной режим и дистанцию.
- Не допускать резких разгонов и торможений.
- Делать остановки через каждые 2-3 часа для отдыха.
- Контролировать температуру двигателя и трансмиссии.
Правильная манера вождения обеспечит комфорт и безопасность поездки.
Действия в нештатных ситуациях
Если в пути возникли проблемы с автоматической КПП:
- При перегреве остановитесь и дайте трансмиссии остыть.
- При вибрациях и стуках немедленно сбавьте скорость.
- В случае отказа трансмиссии двигайтесь накатом на нейтральной передаче.
По возможности устраните неисправность самостоятельно или обратитесь в сервис.
Выбор маршрута
Планируя маршрут на автомате, желательно:
- Избегать крутых подъемов и спусков.
- Выбирать дороги с качественным покрытием.
- Учитывать интенсивность движения.
Такой подход позволит снизить нагрузку на трансмиссию в пути.
Регулярное обслуживание
Для поддержания автоматической КПП в исправном состоянии необходимо:
- Своевременно менять масло в АКПП.
- Проверять уровень масла при ТО.
- Очищать фильтр и магистрали от загрязнений.
Регулярное обслуживание - залог долгой безотказной работы автоматической трансмиссии. Это, в первую очередь, безопасность водителя и пассажира, а также остальных участников движения.
Таким образом, коробка автомат- это удобно. Разумеется, требуется соблюдать ряд правил, чтобы не стояло проблемы того, как трогаться на автомате. В остальном же многие автолюбители отмечают удобство и комфорт при использовании транспортного средства с коробкой автомат.