В полтора года ребенок активно развивается. Чему стоит ожидать в этом возрасте? Какие умения появляются? Что делать родителям? В этой статье мы подробно разберем особенности стремительного развития малыша на втором году жизни.
Физическое развитие ребенка в полтора года
К полутора годам у малыша значительно улучшается координация движений и равновесие. Он осваивает бег, начинает прыгать на двух ногах, самостоятельно поднимается и спускается по лестнице держась за перила или при поддержке взрослого. Активно развивается мелкая моторика рук и пальцев: ребенок может захватывать мелкие предметы кончиками указательного пальца и большого пальца, перекладывать кубики из одной руки в другую.
Какие физические упражнения будут полезны для развития ребенка в этом возрасте?
- Игры с мячом (катание, бросание, ловля)
- Лазание и ползание по гимнастическим комплексам
- Ходьба за руку по неровной поверхности
- Прыжки на месте и с продвижением вперед
- Изображение животных (птички, зайчика, мишки)
Сенсорное развитие ребенка в полтора года
В этом возрасте ребенок активно исследует окружающий мир при помощи органов чувств. Его очень привлекают яркие, движущиеся, звучащие предметы. Малыш проявляет живой интерес к новым игрушкам, предметам быта, одежде, еде. Он экспериментирует: рассматривает, ощупывает, пробует на вкус, прислушивается к издаваемым звукам. Некоторые действия повторяются многократно и приносят радость открытия причинно-следственных связей: например, если нажать на кнопку, зазвучит мелодия.
Ребенок в возрасте полтора года делает «великое лингвистическое открытие», что у каждого предмета есть свое название.
Как стимулировать сенсорное развитие ребенка дома? Вот несколько советов:
- Предоставьте возможность исследовать предметы разной формы, размера, фактуры
- Играйте в игры на развитие осязания (угадывание предметов в мешочке)
- Слушайте вместе разнообразную музыку, выполняйте под нее простые танцевальные движения
- Читайте потешки и стихи с яркой звукоподражательной окраской
Такие игры и занятия помогут накапливать сенсорный опыт ребенка, который пригодится в дальнейшем обучении.
Речевое развитие ребенка в полтора года
К полутора годам ребенок начинает понимать и выполнять несложные инструкции взрослых: «принеси мячик», «покажи, где носик», «сядь». Малыш активно использует невербальные средства коммуникации: мимику, жесты, звукоподражания. В его активном словаре появляются первые самостоятельные слова в количестве от 50 до 100. Происходит важный процесс - обобщение, когда ребенок учится объединять предметы в группы по определенным существенным признакам. Например, всех пушистых четвероногих животных он будет называть одним словом «ав-ав».
Как помочь ребенку увеличивать словарный запас? Взаимодействуйте с малышом:
- называйте предметы, действия, признаки
- читайте книжки, повторяя и закрепляя новые слова
- общайтесь с ребенком на прогулках и во время режимных моментов
- хвалите первые слова, не исправляйте ошибки
- играйте в развивающие игры и побуждайте ребенка к имитации и подражанию
Когнитивное развитие ребенка в полтора года
В области развития мышления и познавательных способностей в этом возрасте происходят важные изменения. Ребенок начинает лучше осознавать причинно-следственные связи (если сделать то-то, произойдет то-то), понимает функциональное назначение некоторых предметов быта и игрушек. У него появляются зачатки способности к элементарному планированию собственных действий для достижения конкретной цели, к решению простых задач методом «проб и ошибок». Например, чтобы достать игрушку с верхней полки, малыш может подставить стул и залезть на него.
Также в возрасте полутора лет начинает развиваться символическая функция мышления, когда одни предметы используются в качестве заменителей других в игре. Например, кубик может изображать мыло, а палочка - ложку. Постепенно игра ребенка принимает более развернутый сюжетный характер.
Рассмотрим примеры игр и занятий, стимулирующих познавательное развитие в этом возрасте:
- Игры с дидактическими игрушками (пирамидки, вкладыши). Развивают мелкую моторику, внимание, логическое мышление
- Конструирование из крупного строительного материала. Формирует навыки анализа, планирования, решения задач
- Поручения: попросить ребенка принести определенную вещь. Тренируют память и ориентацию в пространстве
Игры должны соответствовать уровню развития и интересам ребенка, тогда они действительно станут эффективным средством обучения и стимуляции его когнитивного развития.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года
В области социально-эмоционального развития в полтора года у ребенка появляется способность к подражанию взрослым. Он старается имитировать их действия, повторяет за ними характерные движения и слова. Малыш начинает проявлять инициативу, стремится к самостоятельным действиям при поддержке взрослого. У него преобладают яркие положительные эмоции - радость, восторг, удивление от открытия нового.
Однако в полтора года для ребенка характерен и так называемый кризис одного года, когда могут возникать эмоциональные вспышки от невозможности что-либо сделать. Это проявляется в повышенном упрямстве, капризах. Ребенок плачет, злится, может бросаться на пол, бить руками и ногами. В такие минуты важно проявлять терпение, понимание, поддерживать малыша. Невозможно представить нормального развития без активного участия взрослого в исследовательской деятельности ребенка.
Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями?
- Обнимите, пожалейте, скажите, что вы рядом
- Дайте выплеснуть эмоции в приемлемой форме
- Отвлеките игрой или другой деятельностью
- Не пытайтесь прекратить истерику грубой силой
Понимание, теплое отношение, поддержка и терпение взрослых помогут малышу благополучно пройти этот непростой период в его развитии.
Игровая деятельность ребенка в полтора года
Игра на втором году жизни становится ведущим видом деятельности, необходимым для психического и личностного развития малыша. Если в 1 год ребенок манипулирует игрушками бессистемно, то теперь у него появляются зачатки сюжетной игры. Он уже способен конструировать нехитрые постройки из 2-3 деталей: поставить кубик на кубик, сделать ворота из двух кирпичиков и т.д.
Также в полтора года малыш осваивает первые символико-моделирующие действия: использует замещение одних предметов другими, выполняет условные игровые движения (кормит и укладывает спать куклу, "моет" машинку и т.д.). В игре ребенок моделирует действия взрослых, подражает им, что способствует усвоению опыта, необходимых в быту и общении умений и навыков. Игра на втором году жизни становится ведущим видом деятельности, необходимым для психического и личностного развития малыша.
Развитие самообслуживания в полтора года
К полутора годам у детей активно развиваются навыки самообслуживания - самостоятельно есть, раздеваться, умываться и т.д. Малыш еще очень неумело пытается снять колготки, носки, футболку, зачастую лишь мешая взрослому в процессе. Но ему важно почувствовать свою самостоятельность, поэтому поощряйте такие попытки.
Предоставляя возможность делать некоторые простые действия самому (насколько позволяют умения), мы формируем ощущение собственной компетентности, чувство гордости за достижения.
Режим дня для ребенка в полтора года
Правильный режим дня имеет большое значение для гармоничного развития маленького ребенка. Дети в возрасте полутора лет обычно спят днем один раз после обеда в течение 1,5-2,5 часов. Ночной сон длится около 10-12 часов. Режим дня выстраивается с учетом физиологических потребностей малыша во сне, питании, игре, прогулках. Приблизительный режим может выглядеть так:
7:00 - 8:00 | Подъем, утренние гигиенические процедуры |
8:00 - 8:30 | Завтрак |
9:00 - 11:00 | Игры, занятия, прогулка |
11:00 - 12:00 | Возвращение с прогулки, обед |
12:00 - 15:00 | Дневной сон |
15:30 - 16:30 | Полдник |
16:30 - 19:00 | Прогулка |
19:00 - 19:30 | Возвращение, ужин |
19:30 - 20:30 | Спокойные игры |
20:30 - 7:00 | Ночной сон |
Индивидуальные особенности развития
Каждый ребенок уникален и имеет свой темп развития. Одни малыши в полтора года уверенно ходят и говорят по нескольку слов, другие только начинают вставать на ножки, лишь изредка произнося "мама" и "папа". Это нормально, не стоит пытаться искусственно ускорить процессы созревания или сравнивать своего малыша с другими. Важно с любовью и терпением помочь ему максимально реализовать свой потенциал.
Развитие через общение
Активно общайтесь с ребенком, комментируйте собственные действия и действия малыша. Сопровождайте режимные моменты (кормление, переодевание, умывание) речью. Читайте короткие стишки и потешки, пойте простые песенки. Используйте разнообразные игрушки и увлекательные игры. Интересы ребенка лучший ориентир для стимуляции его развития.
Обучение самостоятельности
Поощряйте стремление малыша к самостоятельным действиям: дайте ему ложку и научите есть суп, предложите вымыть руки с небольшой помощью взрослого, вместе расставьте игрушки по местам. Хвалите даже самые маленькие достижения. Ребенок будет гордиться собой, а вы поможете ему почувствовать себя умелым и успешным.
Терпение и поддержка
Помните, что в полтора года малыш еще очень эмоционален и легко возбудим. Кризисные вспышки в виде слез, капризов, истерик - нормальное явление. Не ругайте за такое поведение. Проявляйте спокойствие, обнимите, успокойте, переключите внимание. Со временем негативные реакции будут возникать все реже.
Создание безопасной среды
Хотя малыш стремится к самостоятельности, он еще очень мал и не может оценить опасности. Позаботьтесь о безопасности дома: закройте розетки, уберите мелкие и хрупкие вещи, поставьте блокираторы на двери и окна. На прогулке держите ребенка за руку. Создайте условия, чтобы любопытство и активность малыша не причиняли ему вреда.
Радость открытий
Наблюдайте, как ваш малыш развивается, каждый день узнавая для себя что-то новое. Радуйтесь его достижениям вместе с ним. Пусть период полутора лет станет для вас и ребенка временем ярких впечатлений, интересных открытий и радости взаимодействия!