Бизнес-план - это документ, в котором содержатся основные сведения о реализации финансовой программы. Он разрабатывается для обоснования инвестиционного проекта, а также текущей деятельности по управлению предприятием. В рамках документа прописываются цели деятельности, пути их достижения и средства.
Зачем нужен бизнес-план: цели составления
Прежде чем разбираться, из каких разделов бизнес-план должен состоять, нужно понять, зачем нужен этот документ. Итак, у его составления есть две ключевые цели:
- Является чем-то вроде руководства или инструкции для непосредственного руководителя предприятия. Периодически возвращаясь к данному документу, менеджер понимает, в правильном ли направлении движется проект.
- Является обоснованием для инвестора, который сомневается, стоит ли вкладывать деньги в предложенный проект. Документ должен содержать убедительные доводы, подкрепленные математическими расчетами.
На какие вопросы должен отвечать бизнес-план
Составление бизнес-плана - это сложный продолжительный процесс, который требует глубоких фундаментальных знаний, практических навыков и полного погружения в процесс. Порой, начинающий предприниматель не знает с чего начать разработку документа. Первым делом, нужно составить для себя перечень вопросов, на которые должен отвечать бизнес-план. Вот ключевые из них:
- Каким видом предпринимательства заняться или какой новый вид продукции (услуг) начать выпускать в рамках существующей организации?
- Будут ли продукты (услуги) пользоваться спросом, как показатель востребованности будет изменяться с течением времени?
- Какие ресурсы (а главное - в каких количествах) потребуются для реализации и запуска проекта в намеченные сроки?
- Где достать необходимые для производства продукции (оказания услуг) ресурсы по оптимальной цене?
- Какой будет сумма издержек на организацию, непосредственное производство и сбыт произведенной продукции (оказание услуг)?
- Какова оптимальная цена на производимую продукцию, и как на данный показатель влияет внешняя рыночная среда и деятельность конкурентов?
- Каковы ожидаемые доходы от проекта, и по какой схеме они будут распределены между участниками?
- Каковы ожидаемые показатели эффективности производства, а также, какие меры можно предпринять для их повышения?
Этапы разработки документа
Прежде чем переходить к характеристике разделов бизнес-плана, стоит определить алгоритм, в соответствии с которым происходит разработка и составление данного документа. Процесс включает в себя следующие этапы:
- Сбор и анализ данных о востребованности продуктов или услуг, которые станут основой инвестиционного проекта.
- Разработка стратегии маркетинга.
- Анализ имеющихся ресурсов и потенциальных источников их поступления.
- Построение финансовой стратегии.
- Разработка организационной структуры предприятия и обзор кадрового потенциала.
- Группировка полученных данных и оформление документа.
Титульная страница
Всем разделам бизнес-плана предшествует титульный лист. Может показаться, что это совершенно незначительный атрибут. Тем не менее, именно по "обложке" потенциальный инвестор составляет первое впечатление о проекте. Конечно, будет лишним говорить, что титульный лист должен быть оформлен четко и аккуратно. Уместнее упомянуть о том, что он должен быть содержательным. Итак, на титульной странице должно быть обозначено следующее:
- Наименование организации или проекта.
- Полный юридический адрес предприятия.
- Контактная информация для связи с руководством (телефоны, электронная почта, факс).
- ФИО руководителя предприятия и составителя бизнес плана (полностью).
- Дата составления документа.
- ФИО инвестора (если документ подается на рассмотрение нескольким потенциальным партнерам).
Раздел №1 "Резюме"
Первый раздел бизнес-плана - это резюме. По сути, это сокращенная обобщенная версия самого документа, которая умещается на 3-4 страницах. Несмотря на то, что резюме находится в начале документа, составляется оно уже после того, как весь план будет готов. Таким образом, инвестор может быстро ознакомиться с основными положениями. Резюме должно включать в себя такие моменты:
- Цель и стратегия проекта.
- Средства, благодаря которым эти цели будут достигнуты.
- Характеристика выпускаемой (или планируемой к выпусканию) продукции или услуг.
- Сравнение продукции (услуги) с аналогичными позициями, представленными на рынке.
- Финансовые показатели на текущий момент и в перспективе.
- Потребность в материальных ресурсах, а также направления их использования.
- Прогноз по объемам выпуска и реализации продукции (оказания услуг), уровню рентабельности вложений и ожидаемый период их окупаемости.
Раздел №2 "Описание предприятия"
Второй раздел бизнес-плана - это развернутое описание самого предприятия и специфики его деятельности. В данном пункте должны быть освещены такие моменты:
- Наименование предприятия (полное и сокращенное).
- Дата государственной регистрации.
- Описание видов деятельности.
- Организационно-правовая форма и форма собственности.
- Доля государства в капитале.
- Вышестоящий орган.
- Юридический и фактический адрес.
- Географические масштабы развития бизнеса.
- Сведения о стадии развития (не указывается для вновь образованных предприятий).
- Краткие сведения об ассортиментном ряде.
Раздел №3 "Товары и услуги"
В третьем разделе бизнес-плана, описывая товары и услуги, вы должны доказать инвестору их исключительность и привлекательность. Вот что должно быть оговорено в данном разделе:
- Физические характеристики продукции и способы ее использования.
- Привлекательность для потенциального потребителя.
- Свойства, выделяющие товар или услугу среди аналогичных, представленных на рынке.
Раздел №4 "План маркетинга"
Раздел бизнес-плана "Маркетинг" убеждает кредиторов или инвесторов в том, что продукт или услуга будет пользоваться спросом на рынке. По сути, результатом составления данного раздела должна стать финансовая проектировка по продажам в целом, и по каждой ассортиментной единице. Вот какие составляющие включает маркетинговый план:
- Исследование целевого рынка с выявлением и описанием целевых сегментов.
- Оценка степени конкуренции с определением доли каждого "соперника" в целевом сегменте.
- Описание маркетинговой стратегии предприятия с отображением механизма достижения желаемого объема продаж.
- Описание рекламных инструментов. Определение ключевого параметра финансовых расчетов (как правило, это объем продаж по ассортименту и цена).
- Обоснование прогнозного значения объема продаж и цен.
- Детализация структуры цены и рассмотрение ее колебаний в динамике.
- Определение перспектив сбыта.
- Мероприятия по наиболее полному удовлетворению потребностей и требований потребителей.
- Конкретный перечень потенциальных покупателей продукции.
- Мероприятия по стимулированию сбыта.
- Разработка нескольких сценариев сбыта, в зависимости от возможных состояний внутренней и внешней среды в будущем периоде (пессимистичный, оптимистичный и реалистичный планы).
Раздел №5 "Производственный план"
Среди основных разделов бизнес-плана выделяется производственный план. Здесь рассчитывается такой существенный показатель, как себестоимость продукции. Важно наиболее подробно проработать каждую составляющую, а именно:
- Описание технологического процесса.
- Производственные мощности.
- Сырье и материалы (с точки зрения поставщиков и расценок).
- Потребности в трудовых ресурсах.
- Уровень послепродажного сервиса.
- Экологическая ответственность и мероприятия по минимизации пагубного влияния на окружающую среду.
Раздел №6 "Организация управления"
Анализ разделов бизнес-плана продолжается описанием организации управления. Это все, что касается функционирования предприятия или проекта, описанного в документе. Вот на каких моментах стоит заострить внимание:
- Количественная и качественная оценка имеющихся кадров.
- Потребность в привлечении новых сотрудников.
- Описание организационной структуры, распределяющей ответственность между производственными и управленческими звеньями.
- Разъяснение по поводу принципов подбора и подготовки кадров.
- Подход к формированию оплаты труда.
- Структура заработной платы и системы материальной мотивации.
- Оценка затрат на управленческий персонал.
Раздел №7 "Капитал и организационно-правовая форма"
Следующий раздел бизнес-плана (проекта инвестиций) описывает организационно-правовую форму предприятия, а также особенности капитала. Здесь нужно сделать акцент на таких моментах:
- Обоснование и целесообразность выбора текущей организационно-правовой формы предприятия.
- Необходимый объем капитала для бесперебойного функционирования организации.
- Основные направления использования капитала.
- Определение возможных источников увеличения капитала.
Раздел №8 "Финансовый план"
Финансовый раздел бизнес-плана является самым трудоемким в смысле составления. Это ключевой элемент документа, который дает потенциальным инвесторам ответы на вопросы о целесообразности вложения средств. Итак, финансовый раздел бизнес-плана включает в себя такие пункты:
- Финансовый анализ состояния предприятия в ретроспективе с учетом 3-5 предыдущих лет работы (не проводится для вновь создаваемого предприятия).
- Анализ текущего финансового положения на момент планирования и подготовки нового инвестиционного проекта (для вновь создаваемого предприятие происходит описание текущей финансовой базы).
- Прогнозирование денежных потоков и прибыли.
- Оценка эффективности проекта.
На основании проведенного анализа нужно разработать и приложить к бизнес-плану три документа:
- план доходов и расходов;
- план движения денежных средств;
- баланс активов и пассивов.
Раздел №9 "Анализ рисков"
Один из существенных разделов бизнес-плана предприятия - это анализ рисков предпринимательской деятельности. В нем должны быть приведены такие данные:
- Оценка степени неопределенности в вопросах достижения запланированных экономических показателей.
- Возможное время, место и финансовые последствия наступления нежелательного экономического кризиса с указанием наиболее вероятных причин.
- Перечень профилактических мероприятий по недопущению рисков или снижению потерь от их наступления.
Принципы целеполагания
Рассматривая содержание основных разделов бизнес-плана, отдельное внимание нужно уделить целям. Этот пункт играет одну из определяющих ролей в процессе принятия инвестором решения о целесообразности инвестирования. Целеполагание должно осуществляться в соответствии с такими принципами:
- Конкретность. Результаты деятельности должны иметь конкретное числовое выражение (например, увеличить объемы продаж на 15% к концу отчетного периода).
- Измеримость. Показатели должны измеряться в денежном, процентном или натуральном измерении. Например, это может быть объем производства, доля рынка, чистая прибыль и так далее.
- Достижимость. Формирование целей осуществляется исходя из имеющихся ресурсов и существующих условий на рынке без каких-либо допущений.
- Реалистичность. Цель должна быть соизмерима уровню развития предприятия.
- Привязка ко времени. Для достижения целей должны быть указаны конкретные временные рамки.
Перечень приложений к бизнес-плану
Когда структура разделов бизнес-плана соблюдена, можно переходить к "последнему штриху", а именно - приложениям. Их состав и количество определяется, исходя из направленности проекта и содержания документа. Но обязательными являются такие:
- Копии документов, свидетельствующих о государственной регистрации (кроме вновь создаваемых предприятий).
- Копии документов, характеризующих работу предприятия или квалификацию автора бизнес-плана (дипломы, сертификаты и так далее).
- Демонстрационные материалы, дающие представление о новом товаре или услуге (графические изображения, схемы, фотографии).
- Документы, свидетельствующие о значимости проекта (данные социальных опросов и фокус-групп, результаты исследования целевого сегмента рынка).
- Краткая характеристика основных конкурентов (желательно, в табличной форме).
- Расчеты, калькуляции, сметы, графики - все, что касается финансового раздела документа.
- Каталоги, прайсы (или их приблизительные макеты).
- Резюме руководителя проекта или составителя бизнес-плана.
- Заключение экспертиз и так далее.
Полезные советы по бизнес-планированию
Грамотно составленный подробный бизнес-план - это уже половина успеха на пути к реализации проекта. Чтобы ваш документ произвел впечатление на инвестора, запомните несколько полезных советов:
- Не надейтесь сделать все за один день. И даже в один месяц вам, скорее всего не уложиться. Подойдите к вопросу добросовестно, занимайтесь теоретическими изысканиями, постоянно анализируйте и корректируйте уже готовые разделы.
- Структурируйте записи. Инвестор легче воспримет документ, разбитый на множество логических пунктов и подпунктов, чем на сплошную "простыню" текста. К тому же, вам намного легче будет работать в рамках детализированного плана.
- Не пренебрегайте оформлением. Бизнес-план обязан легко читаться, а значит, он должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом (12-14) с достаточным междустрочным интервалом (полуторным). Диаграммы и графики лучше делать цветными.
- Прочитайте несколько чужих бизнес-планов. Проанализируйте эти документы. Выделите то, что вам нравится и не нравится. Сделанные выводы обязательно примените на практике.
- Начните с самого простого. Первым сформулируйте тот раздел бизнес-плана, в котором вы хорошо разбираетесь, в рамках которого у вас есть идеи и наработки. Остальные разделы выстраивайте на основе базового.