Что является нормой для ребенка в возрасте одного года: все о развитии малыша

Каждый родитель волнуется, развивается ли его ребенок в соответствии с возрастными нормами. Давайте разберем, какие навыки должны появиться у малыша к году и когда стоит обратиться к врачу.

Физическое развитие ребенка в год

К одному году вес ребенка в среднем составляет 10-11 кг, а рост - 72-77 см. Ежемесячный прирост должен быть около 350 г по весу и 1,5 см по росту. После года темпы роста постепенно замедляются.

За первый год жизни ребенок кардинально меняется. Из беспомощного младенца он превращается в активно ползающего и делающего первые шаги человечка.

В моторном развитии ребенка выделяют 6 основных этапов:

  1. Сидение без опоры
  2. Ползание
  3. Стояние с поддержкой
  4. Ходьба с поддержкой
  5. Самостоятельное стояние
  6. Самостоятельная ходьба

К году большинство детей уверенно сидят, ползают на четвереньках, встают и ходят вдоль опоры или с поддержкой взрослого. Многие уже делают самостоятельные шаги без страховки.

Чтобы помочь ребенку в освоении ходьбы, необходимо:

  • Давать возможность самостоятельно проходить короткие расстояния
  • Страховать на расстоянии вытянутой руки
  • Хвалить за малейшие успехи
  • Не форсировать и не ругать за неудачи

Повод для беспокойства должны вызывать лишь значительные отклонения от возрастных норм. Например, если в 14,5 месяцев ребенок все еще не ходит с поддержкой или в 17,5 месяцев не может ступить и шага самостоятельно.

Психическое и умственное развитие

Годовалый малыш уже довольно неплохо ориентируется в окружающей обстановке. Он запоминает расположение предметов, узнает знакомые лица, понимает обращенную речь.

В эмоциональном плане на первый год жизни приходится так называемый кризис одного года. Он проявляется в капризах, раздражительности, нетерпении. Причина кроется в стремлении ребенка к самостоятельности и неумении контролировать эмоции. Чтобы помочь крохе преодолеть этот кризис, необходимо:

  • Не переусердствовать в опеке и контроле
  • Хвалить даже за небольшие успехи
  • Проявлять терпение
  • Уделять малышу много внимания

В игровом плане дети в год уже могут придумывать нехитрые сюжеты (например, «покормить» куклу). Развивается воображение и стремление подражать взрослым в их действиях.

Что касается речевого развития, то большинство годовалых малышей произносят первые слова «мама», «папа», «дай». Понимание обращенной речи значительно опережает активную. Дети показывают по просьбе знакомые предметы, выполняют несложные инструкции.

Социальные навыки

К году малыши уже прекрасно знают самых близких людей и радуются при их появлении. Чувство привязанности к родителям и привычному окружению уже сформировано.

Годовалые дети социально активны. Они копируют действия взрослых, общаются с помощью мимики и жестов.

В то же время по отношению к посторонним малыши ведут себя настороженно, а иногда и испуганно. Это нормальная реакция.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к окружающим людям, необходимо:

  • Не оставлять кроху наедине с малознакомыми людьми
  • Не ругать при проявлении недоверия
  • Постепенно расширять круг общения
  • Не форсировать процесс знакомства

К концу первого года жизни ребенок уже довольно активно изучает окружающий мир. Его интересуют новые игрушки, предметы, запахи, вкусы. Малыш с удовольствием принимает участие в несложных играх.

Для ребенка в возрасте одного года является нормой активно ползать, вставать у опоры, делать первые шаги. Также нормально проявлять интерес и любопытство к окружающему миру, подражать взрослым, узнавать близких людей.

Помимо эмоционального и социального развития, у ребенка активно формируются бытовые навыки и самообслуживание.

Навыки самообслуживания и гигиены

К году многие малыши уже проявляют желание есть самостоятельно. Они берут ложку и неловко пытаются зачерпнуть еду или направить ее в рот. Такие попытки нужно поощрять.

Также полезно постепенно приучать ребенка в возрасте одного года к горшку или унитазу, особенно перед сном и после. Сначала малыш будет использовать его нерегулярно, но со временем это войдет в привычку.

Развитие моторики

Важной составляющей развития ребенка в возрасте одного года является стимуляция мелкой моторики. Это можно делать с помощью специальных игрушек, таких как:

  • Пирамидки
  • Матрешки
  • Кубики

Также полезно предлагать малышу карандаши, фломастеры, пластилин. Пусть он с удовольствием трогает, ощупывает их и черкает. Это стимулирует развитие речи и интеллекта.

Критерии нормы развития

Как таковых жестких возрастных границ того, что должен уметь ребенок в возрасте одного года, не существует. Но есть ряд ориентиров, которые помогут понять, все ли идет гладко или стоит обратиться к специалистам.

К примеру, отставание в моторном развитии настораживающее, если ребенок в возрасте одного года:

  • Не может сидеть без поддержки
  • Не ползает
  • Не пытается вставать на ноги

В речевом плане тревожным сигналом является полное отсутствие лепета или попыток повторять звуки и слоги к 1 году.

Рекомендуемый режим дня

Для гармоничного развития ребенка важно придерживаться режима дня. В его состав обычно входит:

  • 5-6 приемов пищи
  • Дневной сон продолжительностью 2-3 часа
  • Ночной сон 11-12 часов
  • Игры и гигиенические процедуры днем
  • Прогулка на свежем воздухе

При этом режим должен быть индивидуальным для каждой семьи с учетом биоритмов и особенностей малыша.

Таким образом, для ребенка в возрасте одного года является нормой активное познание мира через движение, игру, общение. При этом важно следить за динамикой развития и своевременно реагировать на возможные отклонения.

Развитие памяти и мышления

На втором году жизни активно развиваются познавательные способности ребенка, в частности память и мышление.

Память становится не только зрительной и эмоциональной, но и образной. Малыш может запомнить действия с предметами, а затем воспроизвести их в игре.

Формируются элементы наглядно-действенного мышления. Ребенок пробует совершать разные манипуляции с игрушками, чтобы понять, как они работают и для чего предназначены.

Общение со сверстниками

Около полутора лет ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Если рядом есть братья, сестры или соседские крохи, можно наблюдать попытки совместных игр.

Правда, до 2-3 лет игра носит в основном параллельный характер. Но социальные навыки активно развиваются.

Продолжается бурный рост активного словарного запаса. К полутора годам он может составлять около 20-50 слов.

Ребенок начинает соединять слова в простые фразы. Речь становится одним из основных средств общения и взаимодействия с миром.

Комментарии