Эксперимент в психологии - что это такое?

Эксперимент в психологии - это возможность заглянуть за завесу человеческого сознания и лучше понять природу психики. Данная статья подробно рассмотрит суть психологического эксперимента, его виды, особенности, преимущества и недостатки.

Определение психологического эксперимента

Роберт Вудвортс, автор классического учебника по экспериментальной психологии, дал следующее определение:

Эксперимент - это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор, поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

В этом определении речь идет о двух важнейших переменных:

  • Независимая переменная - фактор, который экспериментатор варьирует по своему усмотрению. Например, сила предъявляемого стимула.
  • Зависимая переменная - результат, который наблюдается в ответ на изменение независимой переменной. Например, скорость реакции испытуемого.

Цель экспериментатора - установить функциональную связь R=f(St(r)) между зависимой (R) и независимой (St(r)) переменными. Однако на практике в психологическом эксперименте присутствуют и другие переменные, которые приводят к ошибкам измерения.

St(r) релевантный (основной) стимул
St(1) иррелевантные (систематические) стимулы
St(2) случайные стимулы

Таким образом, общая схема экспериментального процесса:

St(r) + St(1) + St(2) → R

Для уменьшения влияния ошибок экспериментатор пытается:

  • учесть систематические стимулы St(1)
  • провести серию опытов для выявления закономерностей

Общая задача психологических экспериментов - установить связь:

R = f(S, P),

где R - реакция испытуемого, S - ситуация, P - личность испытуемого (психика, "внутренние процессы").

Для достоверности результатов большое значение имеет валидность эксперимента - насколько он действительно измеряет то, что задумал исследователь. Различают конструктную, внутреннюю и внешнюю валидность.

Основные виды экспериментов в психологии

В психологии используются разные виды экспериментов:

  • Констатирующий эксперимент - исследователь не изменяет испытуемого необратимо, а лишь наблюдает его реакции.
  • Формирующий эксперимент - испытуемый подвергается целенаправленному воздействию, формирующему у него новые свойства и качества.
  • Патопсихологический эксперимент - акцент делается на качественном анализе особенностей мышления испытуемого.
  • Естественный эксперимент - проводится в обычных жизненных условиях испытуемого с минимальным вмешательством.

Каждый из этих видов имеет свои преимущества и ограничения. Например, в естественном эксперименте сложно контролировать посторонние переменные, зато поведение испытуемого остается максимально естественным.

"Безупречный эксперимент" как эталон

Р. Готтсданкер ввел понятие "безупречного эксперимента" - недостижимого на практике идеала, к которому должны стремиться исследователи.

"Безупречный эксперимент" должен удовлетворять трем критериям:

  1. Идеальность планирования и контроля
  2. Бесконечное число испытуемых
  3. Полное соответствие модели реальности

Однако достичь полного совершенства невозможно по ряду причин:

  • Невозможно учесть все дополнительные переменные
  • Ресурсы экспериментатора ограничены

Тем не менее "безупречный эксперимент" задает ориентиры для совершенствования методологии исследований.

Эксперимент в психологии

Взаимодействие экспериментатора и испытуемого

Важную роль в эксперименте играет инструкция - средство связи между экспериментатором и испытуемым. Она призвана обеспечить понимание требований и задач эксперимента. Однако люди могут различаться:

  • возрастом и опытом;
  • уровнем интеллекта и образования;
  • особенностями восприятия.

Поэтому важен индивидуальный подход. Инструкция должна быть:

  • понятной, четкой и недвусмысленной;
  • лаконичной, но достаточной;
  • одинаковой для всех испытуемых.

Кроме того, важно правильно сформировать выборку испытуемых так, чтобы она была репрезентативной. Часто формируют контрольную и экспериментальную группы. Но возможна систематическая ошибка отбора, поэтому следует:

  • случайным образом распределять участников по группам;
  • соблюдать однородность групп по ключевым параметрам.

Этапы проведения психологического эксперимента

Проведение полноценного экспериментального исследования включает следующие этапы:

  1. Формулирование проблемы, цели и задач
  2. Выдвижение гипотез
  3. Планирование эксперимента
  4. Подбор испытуемых и формирование выборки
  5. Подготовка стимульного материала и оборудования
  6. Проведение эксперимента
  7. Сбор и первичная обработка данных
  8. Анализ и интерпретация результатов
  9. Формулирование выводов

Остановимся подробнее на некоторых ключевых этапах.

Выдвижение гипотез - важный момент, определяющий вектор всего исследования. Гипотезы должны быть обоснованными и проверяемыми. Рекомендуется сформулировать рабочую и нулевую гипотезы.

На этапе планирования продумываются детали экспериментальной процедуры с учетом имеющихся ресурсов. Важно минимизировать влияние посторонних факторов и обеспечить валидность.

При анализе данных полученные результаты соотносятся с гипотезами. Применяются методы математической статистики. Делаются обоснованные и объективные выводы.

Эксперимент в психологии

Достоинства метода эксперимента в психологии

Эксперимент имеет следующие преимущества:

  • Позволяет устанавливать причинно-следственные связи, в отличие от корреляционных исследований
  • Дает точные количественные данные, поддающиеся измерению и оценке
  • Обеспечивает высокую внутреннюю валидность при правильном контроле условий

Например, в опытах Милграма удалось выявить влияние авторитета на готовность человека причинять вред другим, что было бы невозможно без активного экспериментального воздействия.

Критика экспериментального метода в психологии

Вместе с тем, метод имеет ограничения:

  • Этические риски при активном вмешательстве в психику человека
  • Сложно воспроизвести все многообразие реальной жизни в лабораторных условиях

Так, в случае Милграма подверглась сомнению экологическая валидность его выводов.

Психолого-педагогический эксперимент

Этот вид эксперимента нацелен на активное формирование или развитие психологических качеств и свойств личности. Например, можно повышать мотивацию к обучению, развивать креативность и т.д. Обязательно сравнение с контрольной группой. Требуется высокая квалификация экспериментатора, чтобы свести к минимуму возможный вред.

Лабораторный эксперимент в психологии

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, позволяющих максимизировать контроль за переменными. Это достигается путем:

  • Стандартизации процедуры и стимульного материала
  • Использования специальной аппаратуры для предъявления стимулов и регистрации реакций
  • Подбора участников с соблюдением необходимых критериев

Так, Д. Хьюбел и Т. Визель проводили в своей знаменитой лаборатории точные электрофизиологические измерения активности нервных клеток кошек при раздражении их сетчатки световыми импульсами.

Особенности патопсихологического эксперимента

Патопсихологический эксперимент отличается от традиционных психологических и психометрических методов рядом особенностей:

  • Отсутствуют жесткие временные рамки выполнения заданий
  • Анализируется не только результат, но и сам процесс решения проблемы
  • Используется помощь экспериментатора в случае необходимости
  • Учитываются качественные характеристики ответов и поведения испытуемого

По словам Л.С. Выготского, "протокол - душа эксперимента". Именно качественный анализ важен для глубокого понимания нарушений психики.

Перспективы развития экспериментального метода в психологии

Совершенствуются подходы к стимуляции мозга, например методы транскраниальной магнитной стимуляции. Это позволяет точечно воздействовать на нужные зоны мозга, не причиняя вреда.

Новые методы регистрации биопотенциалов, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, дают все более детальную картину работы мозга в реальном времени.

Применение методов искусственного интеллекта открывает возможности для анализа огромных массивов экспериментальных данных в поисках скрытых закономерностей.

Методологические проблемы психологического эксперимента

Несмотря на достигнутый прогресс, ряд методологических проблем остается нерешенным:

  • Сложность моделирования сложных психических процессов
  • Угрозы этическим нормам при активных воздействиях
  • Трудности экстраполяции лабораторных данных на реальную жизнь

Это требует от исследователей высочайшей осторожности и ответственности при планировании и проведении психологических экспериментов.

Психологический эксперимент в исторической ретроспективе

Первые психологические опыты проводили еще в античные времена. Но по-настоящему экспериментальный метод утвердился в XIX веке усилиями В. Вундта и его учеников, основавших первые психологические лаборатории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество