Ведущая деятельность ребенка: ключ к развитию и обучению

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок гармонично развивался и был счастлив. Однако не все знают, что ключом к правильному развитию и обучению является понимание ведущей деятельности ребенка на каждом возрастном этапе.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру в детском саду

Сущность понятия "ведущая деятельность ребенка"

Понятие "ведущая деятельность" было введено в психологию российским ученым Львом Выготским. Он определил ее как деятельность, которая является главной движущей силой психического развития ребенка на каждом конкретном возрастном этапе.

То есть ведущая деятельность - это та активность, участие в которой обуславливает возникновение наиболее значимых изменений в психологических особенностях и поведении ребенка. Например, в раннем возрасте такой деятельностью являются манипуляции с предметами и игры, в дошкольном - сюжетно-ролевые игры, в младшем школьном - учеба.

Ведущая деятельность - деятельность, определяющая возникновение и образование главных психологических основ личности в определенной возрастной категории.

Основные компоненты структуры ведущей деятельности:

  • потребности
  • осознание потребностей и формирование мотивации
  • постановка целей
  • выбор способов достижения целей
  • планирование конкретных действий
  • выполнение действий
  • удовлетворение потребностей

К признакам ведущей деятельности относят:

  1. В ней закладываются основы для возникновения новых видов деятельностей
  2. В ходе нее происходит формирование и перестройка психических функций ребенка
  3. От нее зависят важнейшие личностные изменения в развитии
Дети идут в школу в первый класс

Виды ведущей деятельности детей по возрастам

У детей разного возраста ведущая деятельность имеет свои особенности.

В раннем и дошкольном детстве такими видами деятельности являются:

  • Эмоциональное общение с близкими (от 0 до 1 года) - через общение со взрослыми ребенок познает себя и окружающий мир
  • Манипуляция с предметами (1-3 года) - интенсивное взаимодействие с окружающими предметами формирует практическое мышление ребенка
  • Сюжетно-ролевые игры (3-6/7 лет) - в ходе игры ребенок моделирует деятельность взрослых, у него развивается воображение и формируются коммуникативные навыки

Постепенно игра готовит дошкольника к переходу к учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность . Ребенок овладевает системой научных понятий, у него интенсивно развиваются психические функции, связанные с учебной работой - внимание, память, мышление. Также продолжает совершенствоваться речь и коммуникативные способности.

В подростковом возрасте ведущей становится деятельность общения со сверстниками. У ребенка возникает потребность найти свое место в социуме, появляется интерес к собственной личности. Общение со сверстниками помогает подростку в поиске ответов на эти важные вопросы.

Влияние ведущей деятельности на развитие ребенка

Как уже отмечалось, ведущая деятельность играет определяющую роль в психическом развитии и становлении личности ребенка.

Во-первых, в ходе ведущей деятельности происходит формирование базовых психологических новообразований возраста. Например, в общении со взрослыми у младенца складывается представление о себе, в игре у дошкольника возникают такие важные качества как воображение, произвольность и др.

Во-вторых, эта деятельность влияет на развитие отдельных психических функций ребенка - внимания, памяти, мышления. Так учебная работа стимулирует рост познавательных и интеллектуальных способностей.

В-третьих, ведущая деятельность формирует мотивационную сферу и направленность личности. У ребенка появляется интерес к тем видам активности, которые являются для него актуальными на данном этапе развития.

Рекомендации родителям и педагогам

Для гармоничного развития ребенка родители и педагоги должны:

  • Понимать особенности ведущей деятельности на каждом этапе, учитывать их при воспитании и обучении
  • Создавать условия для реализации актуальных потребностей ребенка
  • Ненавязчиво поддерживать переход от одной деятельности к другой

Практические советы для разных возрастов

Для детей 1-3 лет

В этом возрасте важно:

  • Предоставить много разнообразных и безопасных предметов для исследования и манипулирования
  • Комментировать действия ребенка, тем самым стимулируя речевое развитие
  • Играть в простые сюжетные игры (кормление кукол, укладывание спать и т.д.) - это подготовит почву для последующего перехода ребенка к сюжетно-ролевым играм

Для детей 3-6 лет

На этапе дошкольного детства нужно:

  • Поощрять стремление ребенка к ролевым играм, создавать для них условия - игрушки, атрибуты, костюмы
  • Играть вместе с ребенком, брать на себя в игре какие-то роли
  • Постепенно вводить ребенка в мир учебной деятельности: рассматривать картинки, читать книжки, учить счет и т.д. Но без принуждения и в форме игры

Последствия нарушения закономерностей смены ведущих деятельностей

Если по каким-то причинам ребенок "застревает" на этапе одной деятельности и не переходит к следующей возрастной, это может негативно отразиться на его психологическом и личностном развитии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.