Ведущая деятельность ребенка: ключ к развитию и обучению
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок гармонично развивался и был счастлив. Однако не все знают, что ключом к правильному развитию и обучению является понимание ведущей деятельности ребенка на каждом возрастном этапе.
Сущность понятия "ведущая деятельность ребенка"
Понятие "ведущая деятельность" было введено в психологию российским ученым Львом Выготским. Он определил ее как деятельность, которая является главной движущей силой психического развития ребенка на каждом конкретном возрастном этапе.
То есть ведущая деятельность - это та активность, участие в которой обуславливает возникновение наиболее значимых изменений в психологических особенностях и поведении ребенка. Например, в раннем возрасте такой деятельностью являются манипуляции с предметами и игры, в дошкольном - сюжетно-ролевые игры, в младшем школьном - учеба.
Ведущая деятельность - деятельность, определяющая возникновение и образование главных психологических основ личности в определенной возрастной категории.
Основные компоненты структуры ведущей деятельности:
- потребности
- осознание потребностей и формирование мотивации
- постановка целей
- выбор способов достижения целей
- планирование конкретных действий
- выполнение действий
- удовлетворение потребностей
К признакам ведущей деятельности относят:
- В ней закладываются основы для возникновения новых видов деятельностей
- В ходе нее происходит формирование и перестройка психических функций ребенка
- От нее зависят важнейшие личностные изменения в развитии
Виды ведущей деятельности детей по возрастам
У детей разного возраста ведущая деятельность имеет свои особенности.
В раннем и дошкольном детстве такими видами деятельности являются:
- Эмоциональное общение с близкими (от 0 до 1 года) - через общение со взрослыми ребенок познает себя и окружающий мир
- Манипуляция с предметами (1-3 года) - интенсивное взаимодействие с окружающими предметами формирует практическое мышление ребенка
- Сюжетно-ролевые игры (3-6/7 лет) - в ходе игры ребенок моделирует деятельность взрослых, у него развивается воображение и формируются коммуникативные навыки
Постепенно игра готовит дошкольника к переходу к учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность . Ребенок овладевает системой научных понятий, у него интенсивно развиваются психические функции, связанные с учебной работой - внимание, память, мышление. Также продолжает совершенствоваться речь и коммуникативные способности.
В подростковом возрасте ведущей становится деятельность общения со сверстниками. У ребенка возникает потребность найти свое место в социуме, появляется интерес к собственной личности. Общение со сверстниками помогает подростку в поиске ответов на эти важные вопросы.
Влияние ведущей деятельности на развитие ребенка
Как уже отмечалось, ведущая деятельность играет определяющую роль в психическом развитии и становлении личности ребенка.
Во-первых, в ходе ведущей деятельности происходит формирование базовых психологических новообразований возраста. Например, в общении со взрослыми у младенца складывается представление о себе, в игре у дошкольника возникают такие важные качества как воображение, произвольность и др.
Во-вторых, эта деятельность влияет на развитие отдельных психических функций ребенка - внимания, памяти, мышления. Так учебная работа стимулирует рост познавательных и интеллектуальных способностей.
В-третьих, ведущая деятельность формирует мотивационную сферу и направленность личности. У ребенка появляется интерес к тем видам активности, которые являются для него актуальными на данном этапе развития.
Рекомендации родителям и педагогам
Для гармоничного развития ребенка родители и педагоги должны:
- Понимать особенности ведущей деятельности на каждом этапе, учитывать их при воспитании и обучении
- Создавать условия для реализации актуальных потребностей ребенка
- Ненавязчиво поддерживать переход от одной деятельности к другой
Практические советы для разных возрастов
Для детей 1-3 лет
В этом возрасте важно:
- Предоставить много разнообразных и безопасных предметов для исследования и манипулирования
- Комментировать действия ребенка, тем самым стимулируя речевое развитие
- Играть в простые сюжетные игры (кормление кукол, укладывание спать и т.д.) - это подготовит почву для последующего перехода ребенка к сюжетно-ролевым играм
Для детей 3-6 лет
На этапе дошкольного детства нужно:
- Поощрять стремление ребенка к ролевым играм, создавать для них условия - игрушки, атрибуты, костюмы
- Играть вместе с ребенком, брать на себя в игре какие-то роли
- Постепенно вводить ребенка в мир учебной деятельности: рассматривать картинки, читать книжки, учить счет и т.д. Но без принуждения и в форме игры
Последствия нарушения закономерностей смены ведущих деятельностей
Если по каким-то причинам ребенок "застревает" на этапе одной деятельности и не переходит к следующей возрастной, это может негативно отразиться на его психологическом и личностном развитии.