Волюнтаризм в истории - что это такое и почему раньше об этом мало говорили

Волюнтаризм - это идея о том, что все формы человеческого объединения должны быть добровольными. Эта идея имеет давнюю историю, но почему-то раньше о ней мало говорили. Давайте разберемся, откуда берет начало волюнтаризм, кто был его сторонниками в прошлом и почему это учение оказалось непопулярным в течение долгого времени.

Истоки волюнтаризма в идеях левеллеров в Англии 17 века

Первые идеи, близкие к волюнтаризму, появились в среде левеллеров - политического движения в Англии 17 века. Левеллеры выступали за отделение церкви от государства и считали, что церковь должна быть добровольным объединением равных людей. Они писали в своих петициях:

«Церковные десятины и другие принудительные выплаты могут быть отменены навсегда без замены какими-либо другими, однако всем министрам могут платить те, кто добровольно их выбрал и сотрудничает с ними»

Левеллеры отстаивали право каждого человека на собственное суждение в религиозных вопросах. Их идеалом было добровольное объединение людей как в церкви, так и в обществе.

Борьба волюнтаристов против государственной церкви в Англии в 19 веке

В 19 веке последователи идей волюнтаризма в Англии активно выступали против государственной поддержки официальной Англиканской церкви. Они считали, что навязывание религии и обязательных пожертвований нарушает свободу совести граждан.

Известный волюнтарист Эдуард Майалл писал:

Когда я читал и размышлял над его науками, новое окно открылось в моем сознании. Я потерял свое доверие к большой машине; я видел, что принятие решений и действия за других мешало настоящему прогрессу; что все формы принуждения заглушали жизненную силу нации

Волюнтаристы считали, что принуждение в вопросах веры противоречит самой сути религии и мешает духовному развитию общества.

Взгляды Генри Торо и других мыслителей в США 19 века

Идеи, созвучные волюнтаризму, высказывали в 19 веке и американские мыслители.

Например, Генри Дэвид Торо в 1838 году отказался платить налог в пользу местной церкви, чьи службы он не посещал. За это штат Массачусетс чуть не арестовал 21-летнего Торо. Этот случай укрепил его убеждение в том, что обязательный церковный налог противоречит свободе совести.

Другой "противник правительства" Уильям Ллойд Гаррисон, издававший газету The Liberator, тоже разделял идеи волюнтаризма. Аболиционисты вообще считали, что каждый человек имеет право на независимость и никто не может насильно контролировать другого. Это перекликается с основной идеей волюнтаризма о добровольном объединении людей.

Мирные протестующие

Причины забвения идей волюнтаризма в течение десятилетий

Несмотря на то, что идеи волюнтаризма периодически возникали в разных странах, они никогда не были популярны среди широких масс. Возможно, это происходило по следующим причинам:

  • Идеалистический характер. Волюнтаризм предлагал радикальный разрыв с традиционным устройством общества, основанным на принуждении и иерархии.
  • Нехватка практических механизмов реализации. Сторонники волюнтаризма мало говорили о том, как перейти к добровольному устройству, не используя насилие и политическую борьбу.
  • Противоречия среди самих волюнтаристов по вопросам собственности и рынка. Одни считали необходимым сохранить частную собственность, другие выступали за коллективное пользование ресурсами.

Из-за этих и других причин волюнтаризм так и не стал массовым течением ни в одной стране на протяжении нескольких веков.

Возрождение термина "волюнтаризм" в 20 веке Джорджем Смитом

Хотя само слово "волюнтаризм" надолго исчезло из общественного дискурса, идеи добровольного объединения людей продолжали витать в воздухе. И в конце 20 века произошло их новое возрождение.

В 1982 году американский либертарианец Джордж Смит предложил вернуть термин "волюнтаризм", чтобы обозначить тех сторонников свободы, кто считает политическую борьбу и участие в выборах противоречащими либертарианским целям. В своей "Декларации о намерениях" волюнтаристы провозгласили отказ от насилия и демократических процедур.

Поселенцы в лесу

Современные последователи волюнтаризма

Сегодня идеи волюнтаризма разделяют многие либертарианцы, анархо-капиталисты и сторонники свободного рынка. Они выступают за мирный, ненасильственный демонтаж государства путем отказа людей от послушания властям и сотрудничества с репрессивными структурами.

Один из ведущих современных волюнтаристов Карл Уотнер пишет:

Волюнтаристы используют для разрушения государства просвещение, мы пропагандируем отказ от сотрудничества и молчаливого согласия, от которого в конечном счете зависит государственная власть

Таким образом, волюнтаристы отказываются от насильственных методов борьбы с государством, ставя во главу угла просвещение, убеждение и ненасильственное сопротивление угнетению.

Волюнтаризм в России: история и перспективы

В России идеи волюнтаризма и анархизма тоже периодически возникали на протяжении истории. В частности, Лев Толстой выступал за ненасильственный отказ от повиновения государству, что перекликается с позицией волюнтаристов.

Однако массовой поддержки эти идеи в нашей стране пока не получили. С одной стороны, в России сильны традиции этатизма и патернализма. С другой стороны, нигилистические настроения тоже имеют распространение, что мешает восприятию позитивной программы волюнтаристов.

Тем не менее, по мере роста среднего класса и развития гражданского общества, идеи добровольности и свободы могут обрести большую популярность в России в 21 веке.

Волюнтаризм в истории - это путь к свободному будущему

Подводя итог, можно сказать, что волюнтаризм в истории - это постоянно возрождающаяся мечта человечества о добровольном сосуществовании людей без принуждения. Несмотря на то, что эта идея никогда не воплощалась в жизнь в чистом виде, она продолжает вдохновлять сторонников свободы в разных странах на протяжении столетий.

Поэтому есть основания полагать, что волюнтаризм в истории - это не просто утопия, но реальная альтернатива авторитарному устройству общества, которая может получить шанс в будущем при определенных исторических условиях.

Критика волюнтаризма со стороны марксистов и социалистов

Несмотря на привлекательность идей свободы и добровольности, волюнтаризм всегда имел и критиков слева. Марксисты и социалисты упрекали сторонников чистого волюнтаризма в чрезмерном идеализме и игнорировании материальных условий жизни людей.

Они считали, что простого призыва к ненасилию и отказу от коллаборационизма с властью недостаточно для реальных перемен. По их мнению, необходимы коренная ломка социально-экономических отношений и захват политической власти трудящимися.

Волюнтаристы уповают на «просвещение», однако просвещение без изменения объективных условий жизни - пустой звук. Необходим революционный подход.

Таким образом, со стороны социалистов волюнтаризм подвергался критике за чрезмерный уклон в сторону идеализма и недооценку роли экономических факторов в жизни общества.

Дискуссии волюнтаристов с минималистскими либертарианцами

Помимо критики слева, сторонники волюнтаризма вели полемику и с более умеренными либертарианцами, которые выступали за минимальное ограниченное государство.

Волюнтаристы утверждали, что любое государство в принципе является институтом принуждения, поэтому оно несовместимо с подлинной свободой. А сторонники минималистского государства возражали, что оно нужно хотя бы для защиты от внешних и внутренних угроз.

Эта дискуссия между радикальным и умеренным крылом либертарианцев не утихает до сих пор. Хотя есть и попытки примирения этих позиций, например, идея добровольного налогообложения.

Эволюция взглядов волюнтаристов

Сами волюнтаристы тоже эволюционировали со временем в своих воззрениях. Если первоначально они были сфокусированы в основном на борьбе с государственным вмешательством в религиозную и культурную жизнь, то со временем стали уделять больше внимания экономическим вопросам.

Современные волюнтаристы выступают за свободный рынок без госрегулирования, частную собственность и добровольный обмен взаимовыгодными услугами. То есть их позиция сблизилась с классическим либерализмом.

В то же время сохраняется и радикальное крыло волюнтаристов, отрицающее частную собственность и товарно-денежные отношения как таковые. Но основное течение все больше тяготеет к принятию свободного рынка как естественной основы для реализации идей добровольности.

Перспективы практической реализации идей волюнтаризма

Остается открытым вопрос - а насколько реалистично воплощение проекта волюнтаризма в реальной жизни? С оней стороны, растет критическое отношение людей к этатизму и патернализму. С другой стороны, большинство по-прежнему не готово к кардинальному сокращению госаппарата и переходу к самоорганизации.

Тем не менее, отдельные элементы волюнтаристской модели могут постепенно внедряться на практике. Например, система частных арбитражей, добровольное страхование, свободные экономические зоны и т.д. Пока рано говорить о полной реализации этой утопии, но отдельные шаги в этом направлении вполне осуществимы уже в обозримом будущем.

Концепция волюнтаризма в трудах Мюррея Ротбарда

Важный вклад в развитие идей волюнтаризма в 20 веке внес американский экономист и политический философ Мюррей Ротбард. Он считал несовместимыми государство и свободное общество, так как первое базируется на принуждении, а второе - на добровольном сотрудничестве.

Ротбард полагал, что морально оправданным является только такое действие, которое не предполагает инициирования насилия в отношении другого лица или его имущества.

Исходя из этого принципа ненападения, Ротбард выступал за ликвидацию института государства и замену его сетью добровольных ассоциаций и рыночных структур.

Дискуссия волюнтаристов с объективистами

Острые дебаты у сторонников идей свободы вызывает позиция последователей Айн Рэнд - так называемых объективистов. В отличие от анархо-капиталистов вроде Ротбарда, они оправдывают существование государства, пусть и минимального по функциям.

С точки зрения волюнтаристов, это непоследовательная позиция, ведь налогообложение и монополия на силу сама по себе есть акт агрессии против личности и собственности. Объективисты же полагают, что в некотором госаппарате есть необходимость для защиты частной собственности и обеспечения исполнения контрактов.

Эта дискуссия поднимает сложные вопросы о природе государства и его взаимоотношениях с обществом, так что единого мнения пока нет и в среде самих либертарианцев.

Волюнтаризм в интерпретации Дэвида Фридмана

Известный экономист и правовед Дэвид Фридман, также известный сторонник идей анархо-капитализма, предлагает свой оригинальный взгляд на переход к волюнтаристскому устройству.

По его мнению, постепенный демонтаж государства может произойти путем шаг за шагом замещения его институтов и услуг частными компаниями. Например, независимые фирмы по охране правопорядка, частные суды по альтернативному разрешению споров и т.д.

Фридман полагает, что его эволюционный подход к волюнтаризму более реалистичен, чем радикальный отказ от сотрудничества с государством, на котором настаивают некоторые идеологи этого течения.

Волюнтаристские эксперименты на практике

В разные эпохи предпринимались и практические попытки воплотить отдельные идеи волюнтаризма в жизнь, создавая автономные поселения или сообщества. Наиболее известный пример - анархистский эксперимент в революционной Испании 1930-х годов.

Впрочем, в чистом виде волюнтаристская модель нигде и никогда полностью не реализовывалась на практике. Всегда имели место какие-либо компромиссы и отступления от ортодоксальных принципов этой идеологии.

Тем не менее, практический интерес к волюнтаризму и поиски путей его воплощения продолжаются по сей день в среде либертарианцев разных направлений.

Децентрализованные автономные сообщества как прообраз волюнтаристского устройства

В последние годы идеи волюнтаризма пересекаются с трендом на децентрализацию и создание автономных сообществ. Этот подход можно рассматривать как один из путей практической реализации волюнтаристской модели.

Речь идет о добровольных объединениях людей, которые отказываются от крупных централизованных структур в пользу самоуправляемых поселений. Примеры включают экопоселки, кохаузинги, микрогосударства.

Преимущества децентрализованных сообществ:

  • Высокий уровень самоорганизации и взаимопомощи
  • Принятие решений снизу вверх на основе консенсуса
  • Возможность для каждого реализовать свой потенциал и таланты

Сложности на пути реализации:

  1. Нехватка ресурсов и финансирования
  2. Сложность масштабирования такой модели на большие территории
  3. Угроза внешнего давления и репрессий со стороны властей

Тем не менее, по мере развития технологий и роста сознательности людей, перспективы децентрализованных автономий в духе волюнтаризма выглядят все более реалистично.

Блокчейн как инструмент реализации идей волюнтаризма

Еще одно многообещающее направление для воплощения волюнтаристских принципов на практике - использование технологии блокчейн. Распределенные реестры позволяют создавать децентрализованные платформы для координации и взаимодействия в обход посредников.

С помощью смарт-контрактов можно формализовать разные виды соглашений на добровольной основе. А криптовалюты дают возможность проводить транзакции за рамками традиционной финансовой системы, контролируемой государствами и банками.

Таким образом закладывается инфраструктура для постепенного перехода к децентрализованной волюнтаристской модели социально-экономических отношений в глобальном масштабе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.