Кто из великих композиторов был глухим: история гения, превозмогшего недуг

Музыкальный гений не знает преград. Когда судьба лишила слуха великого Бетховена, он не сломался, а создавал шедевры, "слыша" музыку душой. Эта история вдохновляет всех, кто сталкивается с трудностями в жизни. Кто еще из композиторов преодолел недуг глухоты ради великого искусства?

I. Как Бетховен творил, не слыша музыки

"Кто из великих композиторов был глухим" Бетховен начал терять слух примерно в 26 лет. Сначала он стал отмечать шум и жужжание в ушах. Это было проявлением болезни внутреннего уха, которая постепенно прогрессировала.

К 30 годам слух Бетховена значительно ухудшился - он уже не различал высокие ноты музыкальных инструментов и голоса певцов. "Иногда я также почти не слышу тихих людей", - писал великий композитор.

Причины потери слуха Бетховеном до конца не ясны. Высказывались разные версии - от сифилиса до резкого приступа гнева, во время которого он лишился сознания.

Однако современные исследования обнаружили в останках композитора большое содержание свинца. Скорее всего, это тяжелый металл, кумулировавшийся в организме из посуды для вина, и стал причиной заболевания внутреннего уха.

Бетховен скрывал свою болезнь

Долгое время Бетховен скрывал нарастающую глухоту от окружающих. Он опасался, что известие о его недуге разрушит успешно складывающуюся карьеру композитора и пианиста.

В попытках расслышать собственную музыку Бетховен с такой силой бил по клавишам фортепиано во время репетиций, что ломал инструменты. Из-за жалоб соседей на шум он часто менял квартиры.

Только в 1814 году, когда Бетховену исполнилось уже 45 лет, о его глухоте стало известно широкой публике. К этому моменту он практически полностью утратил слух.

"В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что для меня невозможно сказать людям: «Я глухой»...", - признавался Бетховен в письмах друзьям.

II. Трансформация творчества Бетховена из-за потери слуха

Постепенно нарастающая глухота не могла не сказаться на творчестве великого композитора.

Его более ранние произведения, когда слух еще не был утрачен полностью, отличаются легкостью и изяществом. В них преобладают высокие ноты.

Однако в поздних работах Бетховена, созданных уже в состоянии практически полной глухоты, заметно изменение стиля. Музыка становится более мрачной, преобладают низкие ноты, которые композитор еще способен различать.

Именно в "глухой" период творчества были созданы такие шедевры, как "Лунная соната" , опера "Фиделио" и последние симфонии Бетховена.

Как Бетховен "слышал" собственную музыку

Лишившись возможности контролировать звучание музыки с помощью слуха, Бетховен использовал необычный, но действенный способ.

Он клал карандаш в зубы одним концом, а другим концом прижимал его к деке рояля. Таким образом композитор ощущал вибрацию струн и "слышал" мелодию.

Кроме того, обладая абсолютным слухом от рождения, Бетховен хорошо знал "язык" музыки. Он мог представлять звучание своих произведений, "играя" их в уме при сочинении.

Однако, по мнению американского профессора Теодора Альбрехта, Бетховен в последние годы жизни еще сохранял остаточный слух левым ухом. Свидетельством тому могут служить высокие ноты, использованные в Последней, Девятой симфонии.

III. Последнее выступление Бетховена на премьере 9-й симфонии

Несмотря на почти полную глухоту к концу жизни, Бетховен участвовал в премьере своей Девятой симфонии в 1824 году. Это было первое публичное выступление композитора за последние 12 лет.

Бетховен настоял на том, чтобы лично выйти на сцену к дирижерскому пульту. Хотя официально симфонию дирижировал Михаэль Умлауф, Бетховен разделил с ним сцену.

Согласно партитуре и воспоминаниям очевидцев, Бетховен отбивал такт своими движениями, не слыша исполняемой музыки. В то же время Умлауф незаметно для зрителей корректировал оркестр, который должен был игнорировать за формальными дирижерскими жестами почти полностью глухого Бетховена.

Премьера имела оглушительный успех. Публика несколько минут стоя аплодировала, с восторгом встречая музыкального гения Людвига Бетховена. Со сцены в партер летели платки и шляпы в знак всенародного признания.

Однако Бетховен, поглощенный процессом, продолжал отбивать такт. Тогда певица Каролина Унгер взяла его за руку и развернула лицом к публике. Так композитор смог увидеть плоды пятиминутной стоячей овации, разразившейся на премьере Девятой симфонии, если уже не мог расслышать грома аплодисментов.

Премьера 9-й симфонии Бетховена

IV. Другие композиторы, преодолевшие недуг глухоты

"кто из великих композиторов был глухим" Бетховен - далеко не единственный, кто сумел преодолеть этот недуг ради служения высокому искусству музыки. Ряд других известных композиторов тоже столкнулись с проблемой потери слуха, но продолжали творить.

Норвежская пианистка Агата Бэккесгор

Эта талантливая пианистка потеряла слух в 30-летнем возрасте, но продолжала концертную деятельность. Она объездила с гастролями многие страны. Наибольшую известность ей принесло исполнение в 1878 году фортепианного концерта Эдварда Грига на Всемирной выставке в Париже.

Ральф Воан-Уильямс - основатель английского музыкального ренессанса

Этого выдающегося английского композитора, дирижера и педагога называют основоположником ренессанса английской музыки в XX веке. Несмотря на глухоту, Ральф Воан-Уильямс внес огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры.

Перкуссионистка Эвелин Гленни

Эта перкуссионистка и композитор стала полностью глухой в 12-летнем возрасте. Тем не менее, она сумела достичь мировой славы, активно гастролирует и записывает альбомы в жанрах от классики до рок-музыки.

Одинокий Бетховен в лесу

V. Венгерский композитор Ференц Эркель

Эркель также столкнулся с проблемой потери слуха, причем уже в пожилом возрасте. Но даже будучи глухим, он продолжал активно сочинять музыку, оставив после себя 9 опер, 4 симфонии и множество других произведений.

VI. Немецкий композитор Роберт Шуман

"кто" еще из великих "музыкант" оглох, но не сдался? Это немецкий композитор, пианист и музыкальный критик Роберт Шуман. Он лишился слуха в 46-летнем возрасте, однако до этого успел оставить яркий след в истории мировой музыки.

VII. Русский композитор Александр Касьянов

Среди русских композиторов, столкнувшихся с проблемой глухоты, можно выделить Александра Касьянова. Этот советский композитор, пианист и педагог потерял слух уже в пожилом возрасте.

Несмотря на недуг, Касьянов продолжал активно работать, сочинял музыку для спектаклей и кинофильмов, песни и романсы. Он написал две оперы - "Степан Разин" и "Ермак". Дважды композитор участвовал в конкурсе на гимн РСФСР.

Признание заслуг Касьянова

За вклад в развитие музыкальной культуры Александр Касьянов был удостоен множества наград - орденов, медалей, почетных званий. Несмотря на тяжелый недуг, этот человек посвятил жизнь служению прекрасному.

VIII. Другие композиторы с проблемами слуха

Помимо перечисленных выше, недуг глухоты или тугоухости в той или иной степени затрагивал и других известных композиторов разных эпох.

Это Франц Шуберт, Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Габриэль Форе, Клод Дебюсси. Они тоже столкнулись с вызовом, когда музыка перестала быть для них доступной в полной мере.

IX. Преодоление трудностей во имя искусства

История всех этих великих композиторов учит нас мужеству и стойкости. Столкнувшись с таким серьезным недугом, как глухота, они не опустили руки, а продолжали посвящать свою жизнь служению высокому искусству музыки.

Их пример вдохновляет всех нас преодолевать жизненные трудности и идти к своей мечте, несмотря ни на что.

X. Влияние глухоты на личную жизнь композиторов

Помимо творчества, глухота оказывала влияние и на личную жизнь музыкантов. Многие становились замкнутыми, раздражительными, подверженными депрессиям.

Одиночество и депрессии

Из-за проблем со слухом общение с людьми для композиторов становилось затруднительным. Это вело к одиночеству, отчужденности и угнетенному состоянию.

Прекращение публичных выступлений

Поскольку композиторы больше не могли контролировать исполнение своей музыки и полноценно взаимодействовать с публикой, им приходилось отказываться от концертных выступлений.

Уход из общественной жизни

Многим пришлось оставить преподавание, руководство музыкальными коллективами и другую работу, требовавшую хорошего слуха. Композиторы уходили от активной деятельности в тишину и уединение.

XI. Признание заслуг композиторов после смерти

Парадоксально, но творческое наследие некоторых великих композиторов было по достоинству оценено только после их кончины. При жизни они не получали должного признания.

Нищета при жизни и слава после смерти

Так, Роберт Шуман и Франц Шуберт жили в бедности, их музыка не пользовалась популярностью. Лишь после смерти их талант был оценен по заслугам и они вошли в когорту великих классиков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.