Кто из великих композиторов был глухим: история гения, превозмогшего недуг

Музыкальный гений не знает преград. Когда судьба лишила слуха великого Бетховена, он не сломался, а создавал шедевры, "слыша" музыку душой. Эта история вдохновляет всех, кто сталкивается с трудностями в жизни. Кто еще из композиторов преодолел недуг глухоты ради великого искусства?

I. Как Бетховен творил, не слыша музыки

"Кто из великих композиторов был глухим" Бетховен начал терять слух примерно в 26 лет. Сначала он стал отмечать шум и жужжание в ушах. Это было проявлением болезни внутреннего уха, которая постепенно прогрессировала.

К 30 годам слух Бетховена значительно ухудшился - он уже не различал высокие ноты музыкальных инструментов и голоса певцов. "Иногда я также почти не слышу тихих людей", - писал великий композитор.

Причины потери слуха Бетховеном до конца не ясны. Высказывались разные версии - от сифилиса до резкого приступа гнева, во время которого он лишился сознания.

Однако современные исследования обнаружили в останках композитора большое содержание свинца. Скорее всего, это тяжелый металл, кумулировавшийся в организме из посуды для вина, и стал причиной заболевания внутреннего уха.

Бетховен скрывал свою болезнь

Долгое время Бетховен скрывал нарастающую глухоту от окружающих. Он опасался, что известие о его недуге разрушит успешно складывающуюся карьеру композитора и пианиста.

В попытках расслышать собственную музыку Бетховен с такой силой бил по клавишам фортепиано во время репетиций, что ломал инструменты. Из-за жалоб соседей на шум он часто менял квартиры.

Только в 1814 году, когда Бетховену исполнилось уже 45 лет, о его глухоте стало известно широкой публике. К этому моменту он практически полностью утратил слух.

"В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что для меня невозможно сказать людям: «Я глухой»...", - признавался Бетховен в письмах друзьям.

II. Трансформация творчества Бетховена из-за потери слуха

Постепенно нарастающая глухота не могла не сказаться на творчестве великого композитора.

Его более ранние произведения, когда слух еще не был утрачен полностью, отличаются легкостью и изяществом. В них преобладают высокие ноты.

Однако в поздних работах Бетховена, созданных уже в состоянии практически полной глухоты, заметно изменение стиля. Музыка становится более мрачной, преобладают низкие ноты, которые композитор еще способен различать.

Именно в "глухой" период творчества были созданы такие шедевры, как "Лунная соната" , опера "Фиделио" и последние симфонии Бетховена.

Как Бетховен "слышал" собственную музыку

Лишившись возможности контролировать звучание музыки с помощью слуха, Бетховен использовал необычный, но действенный способ.

Он клал карандаш в зубы одним концом, а другим концом прижимал его к деке рояля. Таким образом композитор ощущал вибрацию струн и "слышал" мелодию.

Кроме того, обладая абсолютным слухом от рождения, Бетховен хорошо знал "язык" музыки. Он мог представлять звучание своих произведений, "играя" их в уме при сочинении.

Однако, по мнению американского профессора Теодора Альбрехта, Бетховен в последние годы жизни еще сохранял остаточный слух левым ухом. Свидетельством тому могут служить высокие ноты, использованные в Последней, Девятой симфонии.

III. Последнее выступление Бетховена на премьере 9-й симфонии

Несмотря на почти полную глухоту к концу жизни, Бетховен участвовал в премьере своей Девятой симфонии в 1824 году. Это было первое публичное выступление композитора за последние 12 лет.

Бетховен настоял на том, чтобы лично выйти на сцену к дирижерскому пульту. Хотя официально симфонию дирижировал Михаэль Умлауф, Бетховен разделил с ним сцену.

Согласно партитуре и воспоминаниям очевидцев, Бетховен отбивал такт своими движениями, не слыша исполняемой музыки. В то же время Умлауф незаметно для зрителей корректировал оркестр, который должен был игнорировать за формальными дирижерскими жестами почти полностью глухого Бетховена.

Премьера имела оглушительный успех. Публика несколько минут стоя аплодировала, с восторгом встречая музыкального гения Людвига Бетховена. Со сцены в партер летели платки и шляпы в знак всенародного признания.

Однако Бетховен, поглощенный процессом, продолжал отбивать такт. Тогда певица Каролина Унгер взяла его за руку и развернула лицом к публике. Так композитор смог увидеть плоды пятиминутной стоячей овации, разразившейся на премьере Девятой симфонии, если уже не мог расслышать грома аплодисментов.

IV. Другие композиторы, преодолевшие недуг глухоты

"кто из великих композиторов был глухим" Бетховен - далеко не единственный, кто сумел преодолеть этот недуг ради служения высокому искусству музыки. Ряд других известных композиторов тоже столкнулись с проблемой потери слуха, но продолжали творить.

Норвежская пианистка Агата Бэккесгор

Эта талантливая пианистка потеряла слух в 30-летнем возрасте, но продолжала концертную деятельность. Она объездила с гастролями многие страны. Наибольшую известность ей принесло исполнение в 1878 году фортепианного концерта Эдварда Грига на Всемирной выставке в Париже.

Ральф Воан-Уильямс - основатель английского музыкального ренессанса

Этого выдающегося английского композитора, дирижера и педагога называют основоположником ренессанса английской музыки в XX веке. Несмотря на глухоту, Ральф Воан-Уильямс внес огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры.

Перкуссионистка Эвелин Гленни

Эта перкуссионистка и композитор стала полностью глухой в 12-летнем возрасте. Тем не менее, она сумела достичь мировой славы, активно гастролирует и записывает альбомы в жанрах от классики до рок-музыки.

V. Венгерский композитор Ференц Эркель

Эркель также столкнулся с проблемой потери слуха, причем уже в пожилом возрасте. Но даже будучи глухим, он продолжал активно сочинять музыку, оставив после себя 9 опер, 4 симфонии и множество других произведений.

VI. Немецкий композитор Роберт Шуман

"кто" еще из великих "музыкант" оглох, но не сдался? Это немецкий композитор, пианист и музыкальный критик Роберт Шуман. Он лишился слуха в 46-летнем возрасте, однако до этого успел оставить яркий след в истории мировой музыки.

VII. Русский композитор Александр Касьянов

Среди русских композиторов, столкнувшихся с проблемой глухоты, можно выделить Александра Касьянова. Этот советский композитор, пианист и педагог потерял слух уже в пожилом возрасте.

Несмотря на недуг, Касьянов продолжал активно работать, сочинял музыку для спектаклей и кинофильмов, песни и романсы. Он написал две оперы - "Степан Разин" и "Ермак". Дважды композитор участвовал в конкурсе на гимн РСФСР.

Признание заслуг Касьянова

За вклад в развитие музыкальной культуры Александр Касьянов был удостоен множества наград - орденов, медалей, почетных званий. Несмотря на тяжелый недуг, этот человек посвятил жизнь служению прекрасному.

VIII. Другие композиторы с проблемами слуха

Помимо перечисленных выше, недуг глухоты или тугоухости в той или иной степени затрагивал и других известных композиторов разных эпох.

Это Франц Шуберт, Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Габриэль Форе, Клод Дебюсси. Они тоже столкнулись с вызовом, когда музыка перестала быть для них доступной в полной мере.

IX. Преодоление трудностей во имя искусства

История всех этих великих композиторов учит нас мужеству и стойкости. Столкнувшись с таким серьезным недугом, как глухота, они не опустили руки, а продолжали посвящать свою жизнь служению высокому искусству музыки.

Их пример вдохновляет всех нас преодолевать жизненные трудности и идти к своей мечте, несмотря ни на что.

X. Влияние глухоты на личную жизнь композиторов

Помимо творчества, глухота оказывала влияние и на личную жизнь музыкантов. Многие становились замкнутыми, раздражительными, подверженными депрессиям.

Одиночество и депрессии

Из-за проблем со слухом общение с людьми для композиторов становилось затруднительным. Это вело к одиночеству, отчужденности и угнетенному состоянию.

Прекращение публичных выступлений

Поскольку композиторы больше не могли контролировать исполнение своей музыки и полноценно взаимодействовать с публикой, им приходилось отказываться от концертных выступлений.

Уход из общественной жизни

Многим пришлось оставить преподавание, руководство музыкальными коллективами и другую работу, требовавшую хорошего слуха. Композиторы уходили от активной деятельности в тишину и уединение.

XI. Признание заслуг композиторов после смерти

Парадоксально, но творческое наследие некоторых великих композиторов было по достоинству оценено только после их кончины. При жизни они не получали должного признания.

Нищета при жизни и слава после смерти

Так, Роберт Шуман и Франц Шуберт жили в бедности, их музыка не пользовалась популярностью. Лишь после смерти их талант был оценен по заслугам и они вошли в когорту великих классиков.

Комментарии