Как помочь ребенку пережить кризис 6 лет

Кризис 6 лет - трудный период для ребенка и родителей. Как распознать симптомы? Какие изменения ждут семью? Что делать и чего не стоит? Узнайте в нашей статье. Мы расскажем, как пережить этот кризис с наименьшими потерями.

Причины и симптомы кризиса 6 лет у детей

В возрасте около 6 лет происходят значительные изменения в организме ребенка:

  • Ускоренный рост тела
  • Смена молочных зубов на постоянные
  • Бурное развитие головного мозга, особенно лобных долей, отвечающих за контроль поведения и планирование

Эти биологические процессы являются одной из причин кризиса 6 лет у детей. Кроме того, в этом возрасте происходит подготовка к новому этапу социализации - поступлению в школу. Ребенку предстоит кардинально сменить привычный уклад жизни и ведущий вид деятельности. Если раньше для него самым важным была игра, то теперь на первый план выходит учеба.

Все эти перемены нередко проявляются в поведении. Родители могут заметить следующие симптомы кризиса 6 лет у ребенка:

  1. Кривлянье, манерность, паясничанье
  2. Демонстративное непослушание, протестные реакции
  3. Потеря непосредственности и интереса к играм
  4. Перепады настроения, повышенная утомляемость

Помимо внешних проявлений, у ребенка возникают внутренние трудности с саморегуляцией, целеполаганием и планированием своих действий. Эти навыки только начинают формироваться, поэтому кризис 6 лет у мальчика или девочки - закономерное явление.

Что чувствует ребенок во время кризиса?

Давайте посмотрим, что происходит в душевном мире 6-7-летнего ребенка во время кризиса этого возраста.

Взрослые не понимают, почему их послушный мальчик вдруг стал себя вести. Но еще больше их беспокоит, как же он будет слушать учителей в школе, если родные для него не авторитет.

Из этой цитаты видно, что ребенок теряет ощущение безопасности и контроля над своей жизнью. Его пугают предстоящие перемены, о которых он знает очень мало. Он боится не справиться с новыми требованиями в школе и разочаровать родителей.

Кроме того, у него возникает внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и боязнью потерять любовь семьи:

В то же время дети боятся потерять любовь и принятие их семьи, если будут делать именно то, что хотят они сами.

Такие противоречивые чувства могут привести к обостренному восприятию любой критики и замечаний. Ребенку кажется, что родители его не любят и не понимают. Это вызывает обиду и протест с его стороны.

Влияние семейных отношений

Кризис 6 лет часто отягощается проблемами внутри семьи. Например, излишняя критика и контроль могут еще больше подорвать веру ребенка в себя:

Если в этот период родители меньше вмешивались в дела ребенка, передали ему ответственность за них, не «душили» гиперопекой, то тогда он взрослеет и становится сознательным.

Поэтому очень важно сохранять эмоциональную близость и доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей, которые верят в него.

Советы по общению с ребенком 6-7 лет:

  • Не критиковать резко, а тактично давать обратную связь
  • Делиться собственным опытом преодоления трудностей
  • Поощрять инициативу и самостоятельные решения

Как помочь ребенку адаптироваться к переменам

Чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, родителям стоит:

  1. Постепенно вводить школьный режим дня
  2. Записать на развивающие кружки и секции
  3. Учить навыкам самоконтроля и рефлексии

Такой плавный и поступательный подход поможет подготовиться к переменам и воспринимать их как увлекательное приключение, а не пугающее испытание.

Давайте разберем типичные сложности в поведении, с которыми сталкиваются родители 6-летних детей, и способы их преодоления.

Капризы и истерики

Частой реакцией на стресс и тревогу бывают срывы в виде слез, криков или даже агрессии. Чтобы справиться с ними, нужно:

  • Оставаться спокойными и избегать криков
  • Дать выплеснуть эмоции безопасным способом
  • Обнять и успокоить после, но не драматизировать ситуацию

Развитие 6-7 летнего ребенка после кризиса

После того как ребенок преодолевает наиболее острую фазу кризиса, у родителей появляется возможность наблюдать позитивные изменения в его развитии.

Повышение самостоятельности

Теперь, когда страхи отступили, малыш охотнее берет на себя новые обязанности, например:

  • Самостоятельно собирает портфель в школу
  • Помогает накрывать на стол или мыть посуду
  • Одевается и умывается без напоминаний

Углубление познавательных интересов

Учеба открывает целый мир новых знаний, который ребенок начинает активно исследовать:

  1. Задает много вопросов о разных предметах и явлениях
  2. С увлечением смотрит познавательные передачи
  3. Читает детские энциклопедии и справочники

Формирование учебной мотивации

Когда тревога спадает, проявляется внутренняя потребность ребенка включиться во взрослую жизнь и осваивать новые полезные навыки:

  • Старается хорошо выполнять домашние задания
  • Испытывает гордость от похвал учителя за старательность
  • Радуется отличным оценкам как показателю своих достижений

Укрепление эмоциональных связей в семье

Пережитые вместе трудности сближают родителей и детей. Ребенок чувствует, что его поддержали в сложный момент, поэтому:

  • Стал больше доверять родителям
  • Охотнее делится своими переживаниями
  • Обращается за советом в трудных ситуациях

Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школьной жизни, родителям имеет смысл позаботиться о развитии определенных навыков.

Развитие коммуникативных навыков

Умение ладить с одноклассниками и учителями поможет почувствовать себя в школе комфортно:

  • Поощрять игры и общение со сверстниками
  • Учить решать конфликты мирным путем, без драк и оскорблений
  • Объяснить правила этикета и культуры общения

Тренировка умения следовать правилам

Привыкание к дисциплине и распорядку будет полезно в школе:

  1. Регулярно выполнять домашние обязанности
  2. Следить за соблюдением расписания и режима дня
  3. Поощрять аккуратность и ответственность ребенка

Развитие навыков самоорганизации

Формирование умения самому планировать свои дела и следить за их выполнением:

  • Завести еженедельник и отмечать задания
  • Учить рационально распределять время на подготовку уроков
  • Напоминать о необходимости собирать все нужные материалы для занятий

Поддержка любознательности

Живой интерес к происходящему вокруг облегчает восприятие нового материала:

  • Отвечать на детские вопросы, поощряя познавательную активность
  • Посещать музеи, выставки, другие познавательные мероприятия
  • Покупать книги и энциклопедии по темам, интересным ребенку
Комментарии