Ребенок разговаривает сам с собой: тревожный сигнал или норма развития?
Часто родители задаются вопросом: если их ребенок разговаривает сам с собой – это повод для беспокойства или нормальное явление в развитии? Давайте разберемся.
Почему дети разговаривают сами с собой
По словам детского психолога Ивановой А.Б., «существует три основные причины, почему ребенок может разговаривать сам с собой»:
- Нехватка внимания со стороны родителей;
- Проблемы в общении со сверстниками;
- Развитие воображения и речи.
Рассмотрим каждую причину подробнее.
Недостаток внимания
Если ребенку не хватает общения с близкими, он компенсирует это, разговаривая сам с собой. Это помогает ему хоть как-то удовлетворить потребность во внимании и общении. Например, когда мама занята домашними делами и не реагирует на попытки ребенка поделиться с ней своими впечатлениями.
Проблемы со сверстниками
Если у ребенка не складываются отношения с ровесниками, он также может компенсировать это с помощью «разговоров с собой». Особенно это касается замкнутых, стеснительных детей или детей с особенностями развития. Им тяжело находить общий язык со сверстниками, поэтому они предпочитают фантазировать и разговаривать с воображаемыми героями или даже самими собой.
"Речь для себя"
Согласно исследованиям психологов, ребенок, разговаривая сам с собой, таким образом развивает свою речь и воображение. Это нормальное и важное явление, которое психолог Жан Пиаже назвал «эгоцентрической речью». Он выделил три ее основные стадии:
- Ребенок комментирует совершенное действие: «Я слепил хороший пирожок».
- Речь сопровождает сам процесс деятельности: «Сейчас я буду рисовать радугу».
- Речь предваряет действие: «Хочу слепить снеговика, возьму вот этот снег».
Такая «речь для себя» помогает ребенку развивать мышление, концентрацию, управлять своим поведением. Постепенно она трансформируется во внутренний диалог.
В каком возрасте это нормально
Пик активных «разговоров с собой» приходится на 4-5 лет. К 8 годам интенсивность этого явления постепенно снижается. Рассмотрим особенности его проявления в разные возрастные периоды.
3-4 года
В этом возрасте дети активно осваивают речь, повторяют вслух новые слова, подражают взрослым. Разговоры «сами с собой» - обычное дело. Например, ребенок комментирует свои действия во время игры: «Кукла хочет пить, я налью ей чайку».
4-5 лет
Пик активности. Ребенок постоянно что-то обсуждает со своими игрушками, фантазирует вслух. Это помогает ему лучше понимать происходящее и планировать дальнейшие действия: «А теперь пойдем гулять, возьму свою любимую машинку».
6-7 лет
К этому возрасту активные «разговоры сам с собой» встречаются реже. Начинается школьная жизнь, появляется много сверстников для общения. Ребенку уже не нужно компенсировать недостаток общения при помощи воображаемых собеседников.
Возраст | Нормальные проявления |
3-4 года | Комментирует вслух свои действия |
4-5 лет | Активно разговаривает с игрушками, фантазирует |
6-7 лет | Частота снижается |
Однако у некоторых детей привычка разговаривать с собой сохраняется и в более старшем возрасте. Это может быть связано с особенностями характера (например, ребенок - интроверт), но иногда является поводом насторожиться.
Когда стоит насторожиться
Родителям следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- Резкое учащение или изменение характера разговоров с собой после 5 лет;
- Появление в речи ребенка вымышленных героев, голосов;
- Речь отличается странностью, малопонятна окружающим;
- Сопровождается нарушениями поведения, сном, аппетитом.
В таких случаях желательно проконсультироваться с детским психологом или психиатром. Возможно, потребуются обследование и лечение.
Какие обследования проводят
Для постановки точного диагноза и выбора терапии могут понадобиться:
- Психологическое тестирование;
- Обследование психиатром;
- Анализ крови, мочи;
- ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Это поможет определить, с чем связана проблема - патологией головного мозга, наследственностью, психическим расстройством или особенностями развития.
Что делать родителям
Если причиной частых разговоров ребенка с собой является недостаток внимания, родителям стоит:
- Уделять ему больше времени, не отмахиваться, когда он пытается о чем-то рассказать.
- Чаще интересоваться его делами, жизнью, увлечениями.
- Приглашать в гости друзей ребенка или искать ему компанию в кружках по интересам.
Не стоит ругать или запрещать ребенку фантазировать вслух во время игры. Но важно прислушиваться к содержанию разговоров, чтобы вовремя заметить тревожные симптомы.
Если ребенок часто уходит в фантазии, чтобы сбежать от стрессов или конфликтов, нужна помощь психолога в освоении методов расслабления и саморегуляции.
При возникновении явных отклонений в поведении и речи обращайтесь к врачу-психиатру.