Что должны уметь дети в 1 год
Первый год жизни - удивительно важный период в развитии малыша. За эти 12 месяцев происходит колоссальный скачок в физическом, психическом и социальном становлении ребенка. Из беспомощного новорожденного он превращается в активное маленькое существо, готовое исследовать окружающий мир.
Физическое развитие
Физическое развитие годовалого ребенка идет бурными темпами. Его рост и вес значительно увеличиваются. К концу первого года жизни рост малыша обычно достигает 75 см, а вес - около 10 кг. При этом девочки немного отстают от мальчиков в темпах прибавки веса и роста.
Главным достижением в развитии двигательных функций в этом возрасте является то, что ребенок начинает самостоятельно сидеть, вставать на ноги и ходить. Этому предшествует длительный период тренировки мышц и координации движений. Сначала малыш учится удерживать голову, затем переворачиваться со спины на живот и обратно. Далее он ползает, подтягивается на руках и встает у опоры. И в конце концов делает первые самостоятельные шаги. Этот процесс у каждого ребенка индивидуален.
К 1 году большинство детей уверенно стоит на ногах и способно пройти несколько шагов без поддержки взрослого. Но некоторые начинают ходить только к полутора годам, и это тоже нормально. Главное - стимулировать физическую активность и не ограничивать подвижность малыша длительным нахождением в коляске, кроватке или других приспособлениях.
Психическое и речевое развитие
Не менее впечатляющие изменения в течение первого года жизни происходят в психике и интеллекте ребенка. Если при рождении малыш в основном только ест и спит, то к 1 году он превращается в любознательное существо, жаждущее изучать окружающий мир.
Важнейшим показателем психического развития в этом возрасте является появление активной речи. До года малыш издает лишь нечленораздельные звуки, но затем постепенно произносит свои первые слова. Сначала это, как правило, «мама» и «папа». Затем появляются обращения к близким людям, названия игрушек, слова «да» и «нет». К 1 году в активном словаре здорового ребенка уже должно быть около 10 слов, хотя у некоторых слабо развитая речь компенсируется использованием жестов и мимики.
Также в течение первого года жизни интенсивно развиваются познавательные и игровые навыки малыша. Если новорожденный может лишь хаотично схамать игрушку, то к концу первого года ребенок целенаправленно манипулирует предметами, складывает кубики в башенку, листает книжки, кормит куклу. Эти действия не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют мышление.
Социальное развитие
За первый год жизни ребенок приобретает важнейшие социальные навыки, необходимые для гармоничного существования в обществе. Прежде всего это эмоциональная привязанность к матери и другим близким людям. Малыш узнает родных, радуется при их появлении и огорчается в случае разлуки. Так формируется чувство доверия к окружающему миру.
Кроме того, ребенок постепенно усваивает некоторые нормы поведения в обществе. Он начинает понимать слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо» и соответственно реагировать на поощрения и порицания взрослых. Формируются элементарные культурно-гигиенические навыки (адекватно реагировать на подгузник, есть ложкой, пользоваться чашкой и т.д.) Эти достижения значительно повышают адаптационные способности ребенка к окружающей среде.
Подводя итог, можно сказать, что за первый год жизни малыш проходит колоссальный путь - от беспомощного существа до小енького, но полноценного члена общества. При этом важно понимать, что развитие каждого ребенка индивидуально. Не стоит паниковать, если ваш малыш не в полной мере соответствует каким-то общепринятым возрастным нормативам. Гораздо важнее создать ему комфортные условия для роста и обеспечить заботливый уход.
Сенсорное развитие
В возрасте 1 года активно развиваются сенсорные способности ребенка. Он начинает лучше видеть, различать цвета и формы, ориентироваться в пространстве. Малыш с интересом изучает различные предметы, ощупывая, пробуя на вкус, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Это не просто любопытство, а важнейший этап познания окружающего мира.
В задачи родителей входит расширение сенсорного опыта ребенка с помощью специальных развивающих игр и занятий. Можно показывать малышу предметы разных цветов и форм, учить соотносить их и группировать по общим признакам. Полезны игры с музыкальными инструментами, запахами, фактурами материалов. Главное на этом этапе - дать возможность активно исследовать все доступные органам чувств стимулы.
Навыки самообслуживания
Еще одно важное направление развития ребенка в возрасте 1 года - это формирование элементарных навыков самообслуживания. Конечно, пока малыш не в состоянии полноценно заботиться о себе сам. Но можно и нужно поощрять попытки проявления самостоятельности.
Например, предложить ребенку пить из чашки, а не из бутылочки, дать возможность самому есть ложкой мягкую пищу, похвалить за попытки одеть носочки или колготки. Даже если эффективность таких действий пока невысока, главное - поддерживать стремление малыша к независимости. Со временем это перерастет в полноценные навыки.
Игровая деятельность
Игра является ведущим видом деятельности в раннем возрасте. Именно в игре развиваются высшие психические функции ребенка, происходит активное познание окружающей действительности. Поэтому так важно обеспечить 1-годовалому малышу достаточно игрового материала для полноценного развития.
В этом возрасте дети особенно любят катать, ставить, складывать и разбирать игрушки. Полезно предоставить им крупный развивающий конструктор, чтобы малыш мог конструировать башенки, машинки, домики. Также эффективны простые сюжетные игры с куклами, мишками, машинками, в процессе которых у ребенка развивается воображение и связная речь.
Подготовка к детскому саду
Многие родители задумываются о подготовке ребенка к детскому саду уже с 1 года. Конечно, ранняя социализация не помешает, однако в этом возрасте она должна быть очень плавной и щадящей.
Можно приучать малыша к кратковременному общению с другими детьми на детской площадке, в гостях. Полезно посещать специальные адаптационные группы в детском саду, чтобы ребенок привык к обстановке и персоналу. Но не стоит форсировать процесс отделения от матери, так как в 1 год он еще очень сильно к ней привязан эмоционально.
Главная подготовка к детскому саду в этом возрасте - это продолжение интенсивного общего развития малыша дома. Чем больше он будет уметь к моменту регулярного посещения яслей, тем легче адаптируется.
Эмоциональное развитие
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональная сфера. Если раньше малыш выражал чувства преимущественно плачем, то теперь его эмоциональный мир значительно обогащается. Ребенок радуется, смеется, грустит, сердится. При этом он все еще не умеет контролировать свои эмоции и быстро переходит от одного состояния к другому.
Задача родителей - помочь малышу в освоении богатой эмоциональной палитры жизни. Необходимо комментировать его чувства, давать им названия, объяснять причины эмоций. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в собственных переживаниях и со временем научиться управлять ими.
Кризис 1 года
Многие родители сталкиваются с тем, что ближе к 1 году их послушный малыш вдруг превращается в капризное и неуправляемое существо. Это нормальное явление, обусловленное бурным скачком в развитии, именуемое "кризисом 1 года".
В этот период ребенок активно осознает себя как отдельную личность со своими желаниями и потребностями. Он пытается отстаивать свою независимость, зачастую вступая в противостояние со взрослым. Задача родителей - с пониманием относиться к "попыткам сепарации", но в то же время твердо обозначать допустимые границы поведения.
Речевое развитие
Продолжается бурное развитие речи. Если в 1 год в активном словаре ребенка было около 10 слов, то к полутора годам он вырастает до 50-100слов. Малыш начинает соединять слова в простые фразы. Важно поощрять эти первые высказывания, подсказывать недостающие слова.
Полезно вводить в обиход новую лексику, читать книжки, рассматривать картинки. Звукопроизношение пока еще далеко не совершенно, но это нормально для данного возраста. Главное в речевом развитии сейчас - желание ребенка общаться с помощью слов.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
В 1-1,5 года traditional активно приучать малыша к опрятности и соблюдению элементарных правил гигиены. Он уже способен с помощью взрослого умывать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, носовым платком.
Постепенно ребенок начинает реагировать на подгузник, изъявляя желание сесть на горшок. Не нужно форсировать процесс приучения к туалету, достаточно предложить горшок и поощрить попытки его использования.
Также важно приучать малыша к соблюдению правил безопасности при приеме пищи, во время прогулки, игры и другой деятельности. Формирование культурно-гигиенических навыков в этом возрасте - хорошая профилактика многих детских болезней.
Развитие мелкой моторики
В возрасте 1-1,5 лет активно развивается мелкая моторика ребенка. Его движения становятся более скоординированными, ловкими. Малыш может захватывать мелкие предметы двумя пальцами или тремя пальцами, перекладывать их из руки в руку.
Чтобы стимулировать развитие мелкой моторики, родителям рекомендуется предлагать ребенку различные игры с мелкими деталями: мозаика, конструкторы, пирамидки. Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, лепить из пластилина, рисовать карандашами. Это не только разовьет движения пальцев, но и окажет позитивное влияние на развитие речи.
Физическое воспитание
Физическое воспитание играет огромную роль в гармоничном развитии ребенка 1-1,5 лет. В этом возрасте очень важно регулярно заниматься различными подвижными играми и физическими упражнениями, проводить как можно больше времени на свежем воздухе.
Полезно делать с малышом простейшую зарядку, ходить с ним за ручку, катать на мяче, играть в подвижные игры "Догонялки", "Прятки" и другие. Это улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивает крупные мышцы тела. Кроме того, спорт укрепляет нервную систему ребенка и улучшает сон и аппетит.
Музыкальное развитие
Музыка играет важную роль в стимуляции общего развития детей. Уже в 1-1,5 года ребенка можно приобщать к восприятию и элементарному музицированию. Малыши с удовольствием слушают детские песенки, пляшут под ритмичную музыку.
Для музыкального развития в этом возрасте большое значение имеет игра звучащими игрушками. Можно подарить малышу музыкальные кубики, погремушки, дудочки, колокольчики, барабаны. Совместные игры и музицирование не только развлекут ребенка, но и послужат хорошей основой для дальнейшего музыкально-эстетического воспитания.
Подготовка к введению твердой пищи
В возрасте около 1 года детский организм постепенно подготавливается к переходу на твердую пищу. К этому моменту у малыша уже достаточно молочных зубов, чтобы пережевывать нежесткую пищу.
Обычно первой твердой пищей становится овощное пюре. Затем постепенно вводят мясные и фруктовые пюре, каши. Важно начинать с небольших порций и наблюдать за реакцией пищеварительной системы ребенка. При правильном подходе к прикорму это облегчит его адаптацию к взрослому рациону питания.
Привитие социальных навыков
На втором году жизни продолжается активное приобретение важных социальных навыков. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми, соблюдать элементарные правила поведения, выполнять просьбы взрослых.
В общении со сверстниками малыши пока играют "рядом, но не вместе". Однако уже можно приучать их делиться игрушками, оказывать помощь друг другу. Это заложит основы для дальнейшего командного взаимодействия.
Расширение кругозора
Познание окружающего мира активно продолжается. Ребенок многое узнает и запоминает из того, что ему говорят и показывают взрослые. Поэтому очень важно в доступной форме рассказывать малышу обо всем новом, что его окружает.
Чтение художественной литературы
Хорошим источником новых знаний и впечатлений служат детские стихи, сказки, рассказы. Читая малышу, важно выразительно произносить текст, показывать иллюстрации. Это разовьет не только речь ребенка, но и его эмоциональную сферу.
Творческое развитие
В 1,5 года можно активно развивать творческие способности ребенка. Для этой цели подходят занятия лепкой, аппликацией, рисованием. Пусть малыш творит так, как ему нравится, поощряйте любое проявление фантазии.
Формирование полезных привычек
На втором году жизни закладываются и активно закрепляются привычки поведения - полезные или вредные. Поэтому так важна позиция родителей. Следует поощрять и подкреплять только желательное поведение.
Подготовка к новорожденному
Если в семье планируется или уже наступила беременность, важно психологически подготовить первенца к появлению младшего братика или сестрички. Нужно объяснить, что маме предстоит ухаживать за грудным ребенком, поэтому на старшего может не всегда хватать внимания. Лучше заблаговременно приучить малыша к относительной самостоятельности, чтобы снизить ревность при появлении новорожденного.