Социометрия - это что в психологии

Социометрия - уникальный метод исследования отношений в группах. Он позволяет "измерить" симпатии и антипатии между людьми. А зная структуру взаимоотношений, можно повысить эффективность любого коллектива.

История возникновения социометрии

Социометрия как метод в психологии была разработана американским психиатром и социальным психологом Яковом Морено. Идея зародилась у него еще в годы Первой мировой войны, когда Морено работал врачом в австрийском лагере для беженцев.

Морено обратил внимание, что можно улучшить условия жизни переселенцев, если при размещении людей по баракам учитывать их национальность, веру и политические взгляды.

Он даже написал об этом письмо в министерство с предложением подхода, который назвал социометрией. Это слово в буквальном переводе означает "измерение общественных связей".

Позднее, уже эмигрировав в США, Морено продолжил исследования в специализированной школе для малолетних преступников. А в 1937 году он основал в Нью-Йорке Социометрический институт и окончательно оформил свое учение, которое включало 3 направления:

  • социометрия как метод исследования групп
  • социодрама
  • психодрама

Именно социометрия как особая экспериментальная методика для изучения межличностных отношений в коллективах и легла в основу одноименного направления в психологии.

Определение социометрии

Итак, что такое социометрия в психологии? По сути, это прикладная наука на стыке психологии и социологии для исследования взаимоотношений в группах.

Цель социометрии как метода - улучшить взаимодействие членов обследуемой группы. А основное средство для этого - одноименная методика с опросом участников о симпатиях и антипатиях по отношению друг к другу.

Анализируя ответы, можно выявить неформальных лидеров в коллективе, аутсайдеров, сплоченные микрогруппы и многое другое.

А зная реальную структуру группы, ее сильные и слабые стороны, можно разработать рекомендации для повышения эффективности.

Три девушки-школьницы близко, на скамейке. Общаются и смеются.

Задачи социометрического исследования

К основным задачам социометрического анализа относятся:

  1. Выявление неформальных лидеров и аутсайдеров в группе
  2. Определение уровня психологической совместимости между членами коллектива
  3. Обнаружение микрогрупп и связей между ними
  4. Диагностика общего уровня сплоченности группы

Другими словами, социометрический метод позволяет "измерить" и структурировать ту самую систему межличностных отношений, о которой говорил еще автор подхода Яков Морено.

Положение человека в группе Количество полученных выборов
Лидер Максимальное
Аутсайдер Минимальное или отрицательное

Чем больше или меньше выборов получает тот или иной участник группы, тем выше или ниже его статус в неформальной иерархии. Эту информацию как раз и "измеряет" социометрия.

Конечно, на практике все не так однозначно. Результаты опроса зависят от множества факторов, которые нужно учитывать при интерпретации. Но в целом социометрия дает довольно объективную картину расстановки сил в коллективе.

Когда применяется социометрия

К социометрии как методу прибегают в том случае, если в коллективе заметны признаки неблагоприятного психологического климата. Например:

  • Частые конфликты и разногласия между сотрудниками
  • Образование замкнутых микрогрупп, которые не взаимодействуют друг с другом
  • Снижение мотивации и производительности труда у членов коллектива

В таких ситуациях социометрический метод помогает разобраться в причинах проблем и выработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в команде.

Как проводится социометрическое исследование

Социометрия подразумевает опрос членов относительно небольшой группы численностью до 15 человек. Это связано с особенностями малых коллективов:

  1. Люди хорошо знают друг друга
  2. Активно взаимодействуют между собой
  3. Образуют устойчивую систему межличностных связей

Поэтому респондентам легко дается оценка симпатий и антипатий в группе. А психолог получает достоверные данные.

Статусы в социометрии

По результатам опроса всех участников делят на категории в зависимости от количества полученных выборов. Это их социометрические статусы:

  • "Звезды" - самый высокий статус, максимум выборов
  • "Предпочитаемые" - высокий статус, много выборов
  • "Среднестатусные" - среднее количество выборов
  • "Отверженные" - преобладание отрицательных выборов
  • "Изолированные" - нулевое количество выборов

Зная расстановку статусов, руководитель может грамотно распределить роли в коллективе, опираясь на социометрических "звезд" и лидеров.

Офисный интерьер со столами, сотрудниками. Обсуждения.

Другие методики для социометрии

Помимо опроса по социометрии, часто используют дополнительные психодиагностические методики. Например, широко известен опросник Лири, который выявляет 8 типов личности.

Он позволяет оценить участников группы еще и по двум параметрам:

  • Доминирование vs. подчинение
  • Дружелюбие vs. агрессивность

Рекомендации по оптимизации группы

Получив результаты социометрического исследования, руководитель или психолог может использовать эти данные для оптимизации группы.

Например, если речь идет о классе в школе, то по итогам опроса детей можно:

  • Пересадить зачинщиков конфликтов подальше друг от друга
  • Объединить по партам друзей для улучшения микроклимата
  • Провести внеклассное мероприятие для сплочения коллектива

А в случае с производственным коллективом варианты могут быть такими:

  • Перевести сотрудника, не ладящего с коллегами, в другой отдел
  • Посадить рядом людей со схожими интересами и ценностями
  • Организовать тимбилдинг для налаживания коммуникации между подразделениями

Достоинства социометрии как метода

Социометрия - это в психологии довольно простой в использовании инструмент. Для ее проведения не требуется ни специальная подготовка психолога, ни особые условия.

Однако методика крайне информативна. По результатам социометрического исследования можно получить развернутую картину с прорисовкой всех взаимосвязей в группе. Это ценные данные для последующей работы с коллективом.

Ограничения социометрии

У социометрии есть и определенные ограничения, о которых стоит помнить:

  1. Метод применим только к уже сложившимся группам, а не к вновь созданным
  2. Результаты отражают субъективные симпатии и антипатии участников
  3. Требуются дополнительные методики для валидации данных

Поэтому психологу важно комплексно подходить к исследованию группы и не полагаться только на социометрию.

Критика социометрии некоторыми учеными

Социометрический метод иногда подвергается критике со стороны других специалистов. Например:

Некоторые социологи сомневаются в достоверности данных, полученных методом самоотчета участников. Ведь люди могут отвечать неискренне, стесняться или ошибаться в оценке собственных чувств.

Ряд психологов считают, что "тайный" опрос о симпатиях без согласия всех членов группы этически неправилен.

А этнографы указывают на то, что результаты социометрии во многом зависят от культурных норм и не могут транслироваться между разными сообществами.

Перспективы развития социометрии

Несмотря на критику, социометрия остается востребованным инструментом для исследования малых групп. И метод продолжает развиваться в нескольких направлениях:

  1. Совершенствование математической обработки данных с применением продвинутых алгоритмов
  2. Разработка модификаций социометрии для онлайн-исследований групп
  3. Интеграция с другими методами психодиагностики для повышения валидности

В целом будущее социометрии связано с развитием компьютерных технологий. Автоматизация поможет преодолеть многие ограничения метода при сохранении его достоинств.

Пример социометрического исследования школьного класса

Рассмотрим на конкретном примере, как может выглядеть социометрическое исследование в школе. Допустим, психолог решил изучить взаимоотношения в классе из 12 человек.

  1. Сначала он проводит классический опрос. Каждый ученик получает карточку с вопросами:
    • С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
    • Кого бы ты выбрал в свою команду на спортивных соревнованиях?
  2. Затем психолог анализирует ответы и строит социометрическую матрицу, отражающую все выборы в классе
  3. На основании матрицы создается наглядная социограмма - графическое изображение взаимосвязей между учениками

Данные позволяют классному руководителю, например, рассадить детей с учетом дружеских предпочтений. Это создаст положительный микроклимат в классе.

Социометрия в организациях

Социометрическое исследование часто проводят и в трудовых коллективах различных организаций. Это помогает решить такие задачи, как:

  • Выявление конфликтов на ранних стадиях
  • Формирование рабочих групп из психологически совместимых людей
  • Поиск кандидатов на руководящие должности по социометрическим лидерам

Таким образом оптимизируется социально-психологический климат в компании, повышается лояльность и вовлеченность персонала.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.