Направленность личности в психологии: определение, виды

Направленность личности - важнейшая характеристика человека, определяющая его поведение и жизненный путь. Рассмотрим это понятие подробнее.

Определение понятия

Направленность личности - это система устойчивых мотивов, потребностей и ценностных ориентаций, которые определяют поведение и деятельность человека. Она отражает то, к чему стремится личность, что для нее наиболее значимо.

Можно сказать, что направленность - это своеобразный внутренний компас, задающий жизненный путь человека. От того, что именно лежит в основе этой направленности, зависит успешность самореализации личности.

Компоненты направленности личности

В структуре направленности личности можно выделить следующие основные компоненты:

  • Потребности и мотивы
  • Интересы и склонности
  • Мировоззрение и убеждения
  • Идеалы и ценности

Все эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему, которая определяет направление развития и жизнедеятельности человека.

Типы направленности личности

По преобладающей направленности психологи выделяют несколько основных типов личности:

  1. Личность с гуманистической направленностью. Для нее характерна ориентация на интересы и благополучие других людей. Такие люди, как правило, выбирают профессии, связанные с заботой о людях и помощи им.
  2. Личность с деловой, или прагматической направленностью. Главные ценности таких людей - успех, карьера, достижение конкретных жизненных целей. Они выбирают активные виды деятельности, позволяющие реализовать их потенциал.
  3. Личность с эгоистической направленностью. Для такого человека собственное благополучие и интересы стоят на первом месте. Он готов ради своей выгоды пожертвовать интересами и потребностями других.

Конечно, в чистом виде эти типы встречаются редко. У большинства людей представлены черты сразу нескольких типов направленности, но какой-то один из них обычно доминирует.

Мужчина стоит на перекрестке, изображая кризис карьерной направленности

Виды направленности личности

Помимо типов направленности, также выделяют различные ее виды. К основным относят:

  • Положительная направленность - ориентация на социально одобряемые, конструктивные цели и способы поведения.
  • Отрицательная направленность - склонность к асоциальным, разрушительным формам самовыражения.
  • Нейтральная направленность - сочетание как конструктивных, так и неконструктивных тенденций. Такая двойственность часто связана с возрастными изменениями.

Также различают широту направленности - насколько разнообразны интересы и увлечения человека. Одни имеют узкую сферу приложения сил, другие интересуются практически всем на свете.

Еще один параметр - устойчивость направленности во времени. Одни сохраняют верность избранным целям на протяжении всей жизни, другие меняют свои интересы и приоритеты, "переключаясь" с одного вида деятельности на другой.

Виды направленности личности

Ключевыми видами направленности личности, выделяемыми в психологии, являются:

  • Деловая направленность - ориентация на решение практических задач, достижение материального результата.
  • Творческая направленность - стремление к нестандартным, оригинальным решениям и открытию нового.
  • Гуманистическая направленность - ориентация на интересы и развитие других людей.
  • Познавательная направленность - стремление изучать мир, приобретать новые знания и опыт.
  • Художественная направленность - склонность к эстетическому освоению мира через искусство.

В зависимости от того, какой из видов направленности у человека доминирует, происходит его самоопределение и выбор жизненного пути.

Портрет пожилой женщины, оглядывающей пройденный жизненный путь

Формирование направленности

Направленность личности начинает формироваться с раннего детства под влиянием таких факторов как:

  • Воспитание в семье
  • Школьное обучение
  • Круг общения и друзья
  • Средства массовой информации
  • Культурно-исторические условия общества

Значительное влияние на выбор жизненных ориентиров оказывают авторитетные для ребенка взрослые. Их одобряемые ценности и модели поведения усваиваются и становятся собственными установками растущего человека.

В подростковом и юношеском возрасте под влиянием самопознания, общения со сверстниками и освоения различных видов деятельности (учебной, спортивной, художественной и др.) происходит дальнейшее развитие личностной направленности.

К окончанию старшей школы у большинства молодых людей она приобретает относительно устойчивые формы, позволяющие определить дальнейший жизненный путь и профессиональное призвание.

Значение направленности

Итак, направленность личности - крайне важная индивидуальная характеристика, во многом предопределяющая судьбу человека. От того, что заложено в основе этой направленности, как она сформировалась в процессе воспитания, зависит:

  • Выбор человеком сферы деятельности
  • Его ценностные ориентации и мировоззрение
  • Характер взаимодействия с другими людьми
  • Общий облик личности

Поэтому так важно понимать и учитывать направленность ребенка, помогая ему найти то дело, которому он сможет себя посвятить.

Диагностика направленности личности

Для выявления преобладающего типа и вида направленности личности используются специальные психодиагностические методики. К ним относятся:

  • Опросник диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере
  • Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
  • Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича
  • Определение направленности личности Б. Басса

С помощью этих методик выявляется содержательное ядро направленности - ведущие потребности, мотивы, интересы и ценности человека. На этой основе делается заключение о типе и характере его направленности.

Формирование направленности в образовании

Большое значение для становления направленности личности имеет система образования. Школа призвана не только давать академические знания, но и способствовать выявлению интересов и склонностей учащихся, определению жизненных ориентиров и идеалов.

Эта задача решается посредством:

  • Профориентационной работы
  • Факультативных занятий и кружков по интересам
  • Индивидуального консультирования
  • Психологических тренингов личностного роста

Таким образом, школа призвана оказывать учащимся психолого-педагогическую поддержку в процессе их самоопределения и выстраивания своей направленности.

Изменение направленности

Хотя направленность личности относится к устойчивым характеристикам, определенная динамика в этой сфере со временем происходит. Это может быть связано со следующими факторами:

  • Кризисы личностного развития
  • Смена социального окружения
  • Глубокие потрясения и стрессы
  • Переоценка жизненных ценностей

В такие переломные моменты у человека может возникнуть потребность изменить вектор своей направленности, отказавшись от одних и обретя новые смыслы. Это сопровождается личностными трансформациями.

Итак, направленность представляет собой важнейшую характеристику зрелой личности, которая определяет особенности ее самореализации в жизни. Знание и учет направленности необходимы как при оказании психологической помощи отдельным людям, так и при выработке молодежной политики в масштабах всего общества.

Развитие направленности в зрелом возрасте

После юношеского самоопределения и выбора жизненного пути наступает период реализации и развития уже сформировавшейся направленности личности. Это может проявляться в:

  • Постановке и достижении все более масштабных целей в избранной сфере деятельности
  • Продвижении по карьерной лестнице
  • Повышении профессионального мастерства
  • Трансляции накопленного опыта молодым последователям

Так человек, опираясь на сложившуюся ранее направленность своей личности, актуализирует и реализует свой потенциал.

Кризисы направленности

Вместе с тем, на определенных этапах зрелой жизни возможны кризисы направленности личности. Их причинами могут стать:

  • Нереализованность смысложизненных ориентиров
  • Потеря интереса к изначально избранному пути
  • Обесценивание прежних жизненных целей и идеалов

Это порождает потребность в переосмыслении и корректировке сложившейся ранее направленности личности, поиске новых объектов самореализации.

Направленность на разных этапах жизни

Характер направленности личности несколько различается на разных возрастных этапах:

  • В детстве доминирует игровая и познавательная направленность
  • В юности - ценностное и профессиональное самоопределение
  • В зрелости - реализация избранных целей и смыслов
  • В пожилом возрасте - подведение жизненных итогов на основе пройденного пути

При этом по мере социализации и взросления личности ее направленность обретает все более осознанные и устойчивые формы.

Соотношение направленности и способностей

Один из важных вопросов - насколько направленность личности соотносится с ее способностями и одаренностью. Возможны несколько вариантов этого соотношения:

  1. Направленность адекватна имеющимся способностям
  2. Способности выше, чем избранная направленность
  3. Направленность не подкреплена достаточными способностями

Психологи утверждают, что оптимальный и наиболее благоприятный для личности вариант - первый, обеспечивающий гармонию между этими сторонами психики.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.