Направленность личности в психологии: определение, виды
Направленность личности - важнейшая характеристика человека, определяющая его поведение и жизненный путь. Рассмотрим это понятие подробнее.
Определение понятия
Направленность личности - это система устойчивых мотивов, потребностей и ценностных ориентаций, которые определяют поведение и деятельность человека. Она отражает то, к чему стремится личность, что для нее наиболее значимо.
Можно сказать, что направленность - это своеобразный внутренний компас, задающий жизненный путь человека. От того, что именно лежит в основе этой направленности, зависит успешность самореализации личности.
Компоненты направленности личности
В структуре направленности личности можно выделить следующие основные компоненты:
- Потребности и мотивы
- Интересы и склонности
- Мировоззрение и убеждения
- Идеалы и ценности
Все эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему, которая определяет направление развития и жизнедеятельности человека.
Типы направленности личности
По преобладающей направленности психологи выделяют несколько основных типов личности:
- Личность с гуманистической направленностью. Для нее характерна ориентация на интересы и благополучие других людей. Такие люди, как правило, выбирают профессии, связанные с заботой о людях и помощи им.
- Личность с деловой, или прагматической направленностью. Главные ценности таких людей - успех, карьера, достижение конкретных жизненных целей. Они выбирают активные виды деятельности, позволяющие реализовать их потенциал.
- Личность с эгоистической направленностью. Для такого человека собственное благополучие и интересы стоят на первом месте. Он готов ради своей выгоды пожертвовать интересами и потребностями других.
Конечно, в чистом виде эти типы встречаются редко. У большинства людей представлены черты сразу нескольких типов направленности, но какой-то один из них обычно доминирует.
Виды направленности личности
Помимо типов направленности, также выделяют различные ее виды. К основным относят:
- Положительная направленность - ориентация на социально одобряемые, конструктивные цели и способы поведения.
- Отрицательная направленность - склонность к асоциальным, разрушительным формам самовыражения.
- Нейтральная направленность - сочетание как конструктивных, так и неконструктивных тенденций. Такая двойственность часто связана с возрастными изменениями.
Также различают широту направленности - насколько разнообразны интересы и увлечения человека. Одни имеют узкую сферу приложения сил, другие интересуются практически всем на свете.
Еще один параметр - устойчивость направленности во времени. Одни сохраняют верность избранным целям на протяжении всей жизни, другие меняют свои интересы и приоритеты, "переключаясь" с одного вида деятельности на другой.
Виды направленности личности
Ключевыми видами направленности личности, выделяемыми в психологии, являются:
- Деловая направленность - ориентация на решение практических задач, достижение материального результата.
- Творческая направленность - стремление к нестандартным, оригинальным решениям и открытию нового.
- Гуманистическая направленность - ориентация на интересы и развитие других людей.
- Познавательная направленность - стремление изучать мир, приобретать новые знания и опыт.
- Художественная направленность - склонность к эстетическому освоению мира через искусство.
В зависимости от того, какой из видов направленности у человека доминирует, происходит его самоопределение и выбор жизненного пути.
Формирование направленности
Направленность личности начинает формироваться с раннего детства под влиянием таких факторов как:
- Воспитание в семье
- Школьное обучение
- Круг общения и друзья
- Средства массовой информации
- Культурно-исторические условия общества
Значительное влияние на выбор жизненных ориентиров оказывают авторитетные для ребенка взрослые. Их одобряемые ценности и модели поведения усваиваются и становятся собственными установками растущего человека.
В подростковом и юношеском возрасте под влиянием самопознания, общения со сверстниками и освоения различных видов деятельности (учебной, спортивной, художественной и др.) происходит дальнейшее развитие личностной направленности.
К окончанию старшей школы у большинства молодых людей она приобретает относительно устойчивые формы, позволяющие определить дальнейший жизненный путь и профессиональное призвание.
Значение направленности
Итак, направленность личности - крайне важная индивидуальная характеристика, во многом предопределяющая судьбу человека. От того, что заложено в основе этой направленности, как она сформировалась в процессе воспитания, зависит:
- Выбор человеком сферы деятельности
- Его ценностные ориентации и мировоззрение
- Характер взаимодействия с другими людьми
- Общий облик личности
Поэтому так важно понимать и учитывать направленность ребенка, помогая ему найти то дело, которому он сможет себя посвятить.
Диагностика направленности личности
Для выявления преобладающего типа и вида направленности личности используются специальные психодиагностические методики. К ним относятся:
- Опросник диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере
- Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
- Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича
- Определение направленности личности Б. Басса
С помощью этих методик выявляется содержательное ядро направленности - ведущие потребности, мотивы, интересы и ценности человека. На этой основе делается заключение о типе и характере его направленности.
Формирование направленности в образовании
Большое значение для становления направленности личности имеет система образования. Школа призвана не только давать академические знания, но и способствовать выявлению интересов и склонностей учащихся, определению жизненных ориентиров и идеалов.
Эта задача решается посредством:
- Профориентационной работы
- Факультативных занятий и кружков по интересам
- Индивидуального консультирования
- Психологических тренингов личностного роста
Таким образом, школа призвана оказывать учащимся психолого-педагогическую поддержку в процессе их самоопределения и выстраивания своей направленности.
Изменение направленности
Хотя направленность личности относится к устойчивым характеристикам, определенная динамика в этой сфере со временем происходит. Это может быть связано со следующими факторами:
- Кризисы личностного развития
- Смена социального окружения
- Глубокие потрясения и стрессы
- Переоценка жизненных ценностей
В такие переломные моменты у человека может возникнуть потребность изменить вектор своей направленности, отказавшись от одних и обретя новые смыслы. Это сопровождается личностными трансформациями.
Итак, направленность представляет собой важнейшую характеристику зрелой личности, которая определяет особенности ее самореализации в жизни. Знание и учет направленности необходимы как при оказании психологической помощи отдельным людям, так и при выработке молодежной политики в масштабах всего общества.
Развитие направленности в зрелом возрасте
После юношеского самоопределения и выбора жизненного пути наступает период реализации и развития уже сформировавшейся направленности личности. Это может проявляться в:
- Постановке и достижении все более масштабных целей в избранной сфере деятельности
- Продвижении по карьерной лестнице
- Повышении профессионального мастерства
- Трансляции накопленного опыта молодым последователям
Так человек, опираясь на сложившуюся ранее направленность своей личности, актуализирует и реализует свой потенциал.
Кризисы направленности
Вместе с тем, на определенных этапах зрелой жизни возможны кризисы направленности личности. Их причинами могут стать:
- Нереализованность смысложизненных ориентиров
- Потеря интереса к изначально избранному пути
- Обесценивание прежних жизненных целей и идеалов
Это порождает потребность в переосмыслении и корректировке сложившейся ранее направленности личности, поиске новых объектов самореализации.
Направленность на разных этапах жизни
Характер направленности личности несколько различается на разных возрастных этапах:
- В детстве доминирует игровая и познавательная направленность
- В юности - ценностное и профессиональное самоопределение
- В зрелости - реализация избранных целей и смыслов
- В пожилом возрасте - подведение жизненных итогов на основе пройденного пути
При этом по мере социализации и взросления личности ее направленность обретает все более осознанные и устойчивые формы.
Соотношение направленности и способностей
Один из важных вопросов - насколько направленность личности соотносится с ее способностями и одаренностью. Возможны несколько вариантов этого соотношения:
- Направленность адекватна имеющимся способностям
- Способности выше, чем избранная направленность
- Направленность не подкреплена достаточными способностями
Психологи утверждают, что оптимальный и наиболее благоприятный для личности вариант - первый, обеспечивающий гармонию между этими сторонами психики.