Способности играют важную роль в жизни и деятельности человека. Они во многом определяют, насколько успешно человек может овладеть тем или иным видом деятельности и достичь определенных высот.
Понятие способностей
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Иными словами, это то, что отличает одного человека от другого в плане возможностей освоения и выполнения какой-либо деятельности.
Основные признаки способностей:
- Индивидуально-психологические особенности личности.
- Обуславливают успешность выполнения деятельности.
- Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.
Таким образом, способности - это не врожденные, а развивающиеся в деятельности и социальном взаимодействии качества личности.
Структура способностей
Принято выделять три основных компонента в структуре способностей:
- Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и организма в целом. Задатки задают лишь потенциальные предпосылки для формирования способностей.
- Склонности - избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая активно заниматься ею.
- Умения, навыки и знания, приобретенные в процессе деятельности. Для развития способностей требуется овладение соответствующими знаниями и умениями.
Таким образом, способности формируются в деятельности на основе задатков при наличии склонностей и по мере овладения необходимыми знаниями и умениями.
Способности не сводятся ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, хотя и предполагают их наличие на определенном уровне развития.
Виды способностей
Различают общие и специальные способности.
Специальные способности проявляются в конкретных видах деятельности. К ним относятся математические, музыкальные, литературные, актерские и другие способности.
К общим способностям относят, например, умственные способности, проявляющиеся в разных видах интеллектуальной деятельности. К общим способностям также относят креативность (творческие способности).
Таким образом, если специальные способности "работают" в рамках конкретных видов деятельности, то общие способности могут проявляться в различных видах деятельности и обеспечивать более высокие достижения.
Виды специальных способностей
Существует множество специальных способностей, проявляющихся в определенных профессиональных сферах. К основным относят:
- Математические.
- Музыкальные.
- Литературные.
- Художественные.
- Актерские.
- Педагогические.
- Организаторские.
- Исследовательские.
Развитие и проявление специальных способностей требует целенаправленной деятельности в соответствующей сфере, а также наличия необходимых задатков.
Способности и одаренность
Понятие одаренности тесно связано со способностями, однако одаренность - более широкое понятие.
Одаренность включает:
- Высокий уровень развития общих и специальных способностей.
- Внутреннюю мотивацию к творческой деятельности.
- Высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности.
То есть одаренность предполагает не только наличие выдающихся способностей, но и внутренней потребности их реализации и развития.
Специальные способности и профессиональная пригодность
Наличие или отсутствие определенных специальных способностей во многом определяет профессиональную пригодность человека к конкретным видам деятельности.
Например, для успешной деятельности программиста важны:
- Логическое и абстрактное мышление.
- Способность к концентрации внимания.
- Усидчивость.
Для профессии учителя важнейшими являются коммуникативные и организаторские способности. А для профессии переводчика - лингвистические способности.
Таким образом, специальные способности во многом определяют, насколько успешно человек сможет работать в той или иной профессиональной сфере.
Развитие способностей
Важно понимать, что любые способности не возникают на пустом месте. Для их формирования необходимы:
- Благоприятные наследственные задатки.
- Активная познавательная деятельность ребенка.
- Стимулирующая предметно-развивающая среда.
- Поддержка и направляющее воздействие взрослых.
Таким образом, способности формируются и развиваются в деятельности при активном взаимодействии наследственности, среды и воспитания.
Выявление и диагностика способностей
Для определения уровня развития и выявления способностей используют различные психодиагностические методики:
- Тесты интеллекта.
- Тесты креативности.
- Личностные опросники.
- Проективные методики.
- Метод экспертной оценки.
Комплексная диагностика позволяет определить способности и склонности ребенка, а также наметить оптимальные пути их дальнейшего развития.
Способности и карьера
При выборе профессии очень важно учитывать имеющийся у человека набор способностей. В противном случае существует риск оказаться неудовлетворенным работой и не достичь в карьере желаемых высот.
Для гармоничного профессионального развития важно:
- Знать свои сильные и слабые стороны.
- Выбрать сферу деятельности, соответствующую имеющемуся набору способностей и склонностей.
- Постоянно развивать востребованные в данной профессии качества.
Способности и творчество
Развитие творческих способностей имеет огромное значение для современного человека. Креативность необходима в любых сферах деятельности для генерации новых идей и нестандартных решений.
Для стимулирования творческих способностей важно:
- Поощрять любопытство и познавательную активность ребенка.
- Развивать воображение с помощью игр и упражнений.
- Не ограничивать самовыражение строгими рамками.
Саморазвитие способностей
Как уже отмечалось, любые способности требуют постоянной тренировки и развития. В современном мире человеку приходится постоянно учиться и осваивать новые навыки на протяжении всей жизни.
Для саморазвития способностей полезно:
- Ставить перед собой амбициозные цели.
- Осваивать новые знания и умения.
- Участвовать в различных тренингах и курсах.
- Не бояться экспериментировать и рисковать.
Развитие способностей
Важно понимать, что любые способности не возникают на пустом месте. Для их формирования необходимы:
- Благоприятные наследственные задатки.
- Активная познавательная деятельность ребенка.
- Стимулирующая предметно-развивающая среда.
- Поддержка и направляющее воздействие взрослых.
Таким образом, способности формируются и развиваются в деятельности при активном взаимодействии наследственности, среды и воспитания.
Выявление и диагностика способностей
Для определения уровня развития и выявления способностей используют различные психодиагностические методики:
- Тесты интеллекта.
- Тесты креативности.
- Личностные опросники.
- Проективные методики.
- Метод экспертной оценки.
Комплексная диагностика позволяет определить способности и склонности ребенка, а также наметить оптимальные пути их дальнейшего развития.
Способности и карьера
При выборе профессии очень важно учитывать имеющийся у человека набор способностей. В противном случае существует риск оказаться неудовлетворенным работой и не достичь в карьере желаемых высот.