Специальные способности человека и их роль в деятельности

Способности играют важную роль в жизни и деятельности человека. Они во многом определяют, насколько успешно человек может овладеть тем или иным видом деятельности и достичь определенных высот.

Понятие способностей

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Иными словами, это то, что отличает одного человека от другого в плане возможностей освоения и выполнения какой-либо деятельности.

Основные признаки способностей:

  • Индивидуально-психологические особенности личности.
  • Обуславливают успешность выполнения деятельности.
  • Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Таким образом, способности - это не врожденные, а развивающиеся в деятельности и социальном взаимодействии качества личности.

Структура способностей

Принято выделять три основных компонента в структуре способностей:

  1. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и организма в целом. Задатки задают лишь потенциальные предпосылки для формирования способностей.
  2. Склонности - избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая активно заниматься ею.
  3. Умения, навыки и знания, приобретенные в процессе деятельности. Для развития способностей требуется овладение соответствующими знаниями и умениями.

Таким образом, способности формируются в деятельности на основе задатков при наличии склонностей и по мере овладения необходимыми знаниями и умениями.

Способности не сводятся ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, хотя и предполагают их наличие на определенном уровне развития.
Психодиагностика фото

Виды способностей

Различают общие и специальные способности.

Специальные способности проявляются в конкретных видах деятельности. К ним относятся математические, музыкальные, литературные, актерские и другие способности.

К общим способностям относят, например, умственные способности, проявляющиеся в разных видах интеллектуальной деятельности. К общим способностям также относят креативность (творческие способности).

Таким образом, если специальные способности "работают" в рамках конкретных видов деятельности, то общие способности могут проявляться в различных видах деятельности и обеспечивать более высокие достижения.

Виды специальных способностей

Существует множество специальных способностей, проявляющихся в определенных профессиональных сферах. К основным относят:

  • Математические.
  • Музыкальные.
  • Литературные.
  • Художественные.
  • Актерские.
  • Педагогические.
  • Организаторские.
  • Исследовательские.

Развитие и проявление специальных способностей требует целенаправленной деятельности в соответствующей сфере, а также наличия необходимых задатков.

Способности и одаренность

Понятие одаренности тесно связано со способностями, однако одаренность - более широкое понятие.

Одаренность включает:

  • Высокий уровень развития общих и специальных способностей.
  • Внутреннюю мотивацию к творческой деятельности.
  • Высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности.

То есть одаренность предполагает не только наличие выдающихся способностей, но и внутренней потребности их реализации и развития.

Специальные способности и профессиональная пригодность

Наличие или отсутствие определенных специальных способностей во многом определяет профессиональную пригодность человека к конкретным видам деятельности.

Например, для успешной деятельности программиста важны:

  • Логическое и абстрактное мышление.
  • Способность к концентрации внимания.
  • Усидчивость.

Для профессии учителя важнейшими являются коммуникативные и организаторские способности. А для профессии переводчика - лингвистические способности.

Таким образом, специальные способности во многом определяют, насколько успешно человек сможет работать в той или иной профессиональной сфере.

Карьерный рост

Развитие способностей

Важно понимать, что любые способности не возникают на пустом месте. Для их формирования необходимы:

  • Благоприятные наследственные задатки.
  • Активная познавательная деятельность ребенка.
  • Стимулирующая предметно-развивающая среда.
  • Поддержка и направляющее воздействие взрослых.

Таким образом, способности формируются и развиваются в деятельности при активном взаимодействии наследственности, среды и воспитания.

Выявление и диагностика способностей

Для определения уровня развития и выявления способностей используют различные психодиагностические методики:

  • Тесты интеллекта.
  • Тесты креативности.
  • Личностные опросники.
  • Проективные методики.
  • Метод экспертной оценки.

Комплексная диагностика позволяет определить способности и склонности ребенка, а также наметить оптимальные пути их дальнейшего развития.

Способности и карьера

При выборе профессии очень важно учитывать имеющийся у человека набор способностей. В противном случае существует риск оказаться неудовлетворенным работой и не достичь в карьере желаемых высот.

Для гармоничного профессионального развития важно:

  • Знать свои сильные и слабые стороны.
  • Выбрать сферу деятельности, соответствующую имеющемуся набору способностей и склонностей.
  • Постоянно развивать востребованные в данной профессии качества.

Способности и творчество

Развитие творческих способностей имеет огромное значение для современного человека. Креативность необходима в любых сферах деятельности для генерации новых идей и нестандартных решений.

Для стимулирования творческих способностей важно:

  • Поощрять любопытство и познавательную активность ребенка.
  • Развивать воображение с помощью игр и упражнений.
  • Не ограничивать самовыражение строгими рамками.

Саморазвитие способностей

Как уже отмечалось, любые способности требуют постоянной тренировки и развития. В современном мире человеку приходится постоянно учиться и осваивать новые навыки на протяжении всей жизни.

Для саморазвития способностей полезно:

  • Ставить перед собой амбициозные цели.
  • Осваивать новые знания и умения.
  • Участвовать в различных тренингах и курсах.
  • Не бояться экспериментировать и рисковать.

Развитие способностей

Важно понимать, что любые способности не возникают на пустом месте. Для их формирования необходимы:

  • Благоприятные наследственные задатки.
  • Активная познавательная деятельность ребенка.
  • Стимулирующая предметно-развивающая среда.
  • Поддержка и направляющее воздействие взрослых.

Таким образом, способности формируются и развиваются в деятельности при активном взаимодействии наследственности, среды и воспитания.

Выявление и диагностика способностей

Для определения уровня развития и выявления способностей используют различные психодиагностические методики:

  • Тесты интеллекта.
  • Тесты креативности.
  • Личностные опросники.
  • Проективные методики.
  • Метод экспертной оценки.

Комплексная диагностика позволяет определить способности и склонности ребенка, а также наметить оптимальные пути их дальнейшего развития.

Способности и карьера

При выборе профессии очень важно учитывать имеющийся у человека набор способностей. В противном случае существует риск оказаться неудовлетворенным работой и не достичь в карьере желаемых высот.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.