Стили общения в психологии: что это такое и классификация

Стиль общения это индивидуальная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Какие бывают стили общения и как они формируются - вопрос, интересующий многих психологов.

Понятие стиля общения

Стиль общения это одна из важнейших характеристик человека как личности. Он отражает особенности поведения и самовыражения в ситуации взаимодействия с другими людьми. Стиль общения формируется под влиянием разных факторов:

  • личного опыта общения;
  • психологических особенностей человека;
  • социокультурной среды;
  • целей и мотивов общения.

При этом у каждого человека есть свой, доминирующий стиль общения, который сохраняется в разных ситуациях. То есть стиль общения - это индивидуально-типологическая характеристика.

Портрет деловой женщины

Классификация стилей общения

В психологии существует несколько подходов к классификации стилей общения. Рассмотрим основные из них.

По Курту Левину

Наиболее известная типология основана на классификации стилей руководства Курта Левина. Она включает три стиля:

  1. Авторитарный - общение с позиции силы, навязывание своего мнения.
  2. Демократический - общение на основе диалога и учета интересов всех сторон.
  3. Либеральный - минимальное вмешательство в процесс общения.

Эта классификация широко используется для описания стилей управления, обучения, воспитания.

Вечеринка с большой толпой людей

По критерию адекватности

По степени адекватности выбора коммуникативных стратегий выделяют:

  • Гибкий стиль - высокая ориентация в ситуации общения;
  • Ригидный стиль - неадекватный выбор стратегий;
  • Переходный стиль - сочетает черты двух вышеописанных стилей.

По характеру взаимодействия

По преобладающему типу социального взаимодействия выделяют:

  1. Диалогический стиль - общение как диалог, обмен мнениями.
  2. Монологический стиль - общение как трансляция своей позиции.

Диалогический стиль более конструктивен и продуктивен.

Формирование стиля общения

Стиль общения это формируется в течение жизни под воздействием разных факторов. К основным относят:

  1. Особенности темперамента и характера.
  2. Положительный и отрицательный опыт общения в детстве.
  3. Семейное воспитание.
  4. Социокультурные нормы и ценности.

Таким образом, становление стиля общения - сложный процесс, интегрирующий биологические, психологические и социальные факторы.

Влияние стиля общения на взаимодействие

Стиль общения оказывает большое влияние на процесс межличностного взаимодействия и его результаты. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния.

Восприятие человека

Особенности стиля общения формируют первое впечатление о человеке. Например, молчаливый и скованный собеседник может показаться замкнутым и высокомерным.

Эффективность взаимодействия

Продуктивность общения во многом зависит от гибкости и адекватности стиля общения участников. Диалогический стиль, учитывающий интересы всех сторон, как правило, наиболее результативен.

Уровень конфликтности

Авторитарный и агрессивный стили повышают вероятность возникновения конфликтов в процессе общения. Гибкий и демократичный стили способствуют их снижению.

Таким образом, от особенностей стиля общения участников во многом зависит продуктивность и гармоничность их взаимодействия.

Изменение стиля общения

Хотя стиль общения относится к устойчивым характеристикам личности, он способен меняться под воздействием таких факторов как:

  • Активная внутренняя работа по саморазвитию;
  • Психотерапия;
  • Приобретение нового коммуникативного опыта;
  • Изменение жизненной ситуации и социального окружения.

Чаще всего люди меняют стиль общения в сторону большей гибкости и адекватности ситуации, повышая общую коммуникативную компетентность.

Типичные стили общения

Наряду с описанными выше базовыми стилями общения, в психологии также выделяют несколько типичных, часто встречающихся стилей. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный стиль

Для пассивного стиля характерны: скованность, молчаливость, избегание высказывать свою позицию. Люди с таким стилем общения испытывают трудности с установлением контактов, что ведет к ощущению одиночества и низкой самооценке.

Агрессивный стиль

Агрессивный стиль предполагает навязывание собственного мнения, игнорирование интересов партнера по общению. Проявляется в прямолинейности суждений, категоричности, грубости.

Манипулятивный стиль

Скрытое воздействие и давление на собеседника с целью добиться выгодных для себя решений - отличительные черты манипулятивного стиля общения. Такое поведение создает ложное чувство свободы выбора у объекта манипуляций.

Ассертивный стиль

Ассертивный (уверенный) стиль основан на уважении как к себе, так и партнеру по общению. Предполагает ясное выражение своих мыслей и чувств, отстаивание собственной позиции в сочетании с готовностью принять чужую точку зрения.

Гендерные различия стилей общения

Существуют определенные гендерные различия в стилях общения мужчин и женщин. Рассмотрим некоторые из них:

  • Мужчины чаще прибегают к монологическому стилю, женщины - к диалогическому;
  • Женщины больше ориентированы на межличностные отношения в общении;
  • Мужчины чаще используют оценочные суждения о партнере по общению;
  • Для женщин характерна большая эмоциональность в выражении чувств.

Однако, несмотря на определенные тенденции, конкретный стиль общения формируется у каждого человека индивидуально, под влиянием разных факторов.

Коммуникативная компетентность и стиль общения

Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми. Она тесно связана с особенностями стиля общения.

Составляющие коммуникативной компетентности

В структуру коммуникативной компетентности входят:

  • Когнитивные умения - понимание себя и других участников общения;
  • Поведенческая гибкость - способность менять стиль при необходимости;
  • Эмоциональный интеллект - понимание эмоционального контекста.

Развитие компетентности

Развитие коммуникативной компетентности ведет к формированию более гибкого, адекватного стиля общения, учитывающего ситуацию и особенности участников.

Стиль общения и профессиональная деятельность

Эффективный стиль общения является важным качеством представителей многих профессий, особенно тех, чья работа напрямую связана с взаимодействием с людьми.

Примеры профессий

К таким профессиям относятся:

  • Преподаватель;
  • Психолог;
  • Менеджер;
  • Юрист;
  • Врач;
  • Журналист.

Представители этих и многих других профессий должны в совершенстве владеть приемами эффективной коммуникации, учитывающими различные ситуации профессионального общения.

Развитие профессионально важных качеств

Для специалистов, работа которых тесно связана с общением, важно развивать такие качества как эмпатия, рефлексия, толерантность - для формирования оптимального стиля профессиональной коммуникации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.