Структура деятельности: цель, средства, результат. Сравнительная таблица

Деятельность человека имеет определенную структуру, включающую различные компоненты. Рассмотрим основные элементы структуры деятельности.

Субъект и объект деятельности

Любая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект деятельности – это тот, кто ее осуществляет. Это может быть отдельный человек, группа людей или общество в целом. Объект деятельности – то, на что она направлена. Это могут быть предметы, процессы, другие люди.

Цель деятельности

Важным элементом структуры деятельности является ее цель. Цель – это идеальный предвосхищаемый результат деятельности. Наличие осознанной цели отличает деятельность человека от поведения животного. Постановка целей является важным компонентом организации человеком собственной активности.

Средства деятельности

Для достижения поставленных целей используются определенные средства. Это могут быть:

  • Материальные предметы, орудия труда.
  • Знания, умения, навыки.
  • Способы и приемы деятельности.

Подбор и использование необходимых средств является важной составляющей организации деятельности.

Процесс деятельности

Сам процесс деятельности представляет собой совокупность конкретных действий, направленных на преобразование объекта и достижение цели. Процесс может включать:

  1. Анализ ситуации.
  2. Планирование последовательности действий.
  3. Непосредственную реализацию деятельности.
  4. Контроль и коррекцию действий.

Результат деятельности

Результат - это то, что получено в итоге осуществления деятельности. Это могут быть измененные объекты, созданные продукты, приобретенные знания и навыки, удовлетворенные потребности.

Соотношение полученного результата с поставленной изначально целью позволяет оценить эффективность осуществленной деятельности.

Мотивация деятельности

Еще один важный компонент структуры деятельности - ее мотивация, то есть то, что побуждает к осуществлению данной деятельности. В качестве мотивов могут выступать:

  • Потребности.
  • Интересы.
  • Убеждения.
  • Ценности.
  • Эмоции.

Мотивы оказывают существенное влияние на процесс и результат деятельности.

Компоненты структуры деятельности Содержание
Субъект Тот, кто осуществляет деятельность
Объект На что направлена деятельность
Цель Идеальный предвосхищаемый результат

Таким образом, можно выделить следующие основные компоненты в структуре любой деятельности:

  1. Субъект.
  2. Объект.
  3. Цель.
  4. Средства.
  5. Процесс.
  6. Результат.
  7. Мотивация.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему. Понимание структуры деятельности позволяет более эффективно организовывать и осуществлять различные виды деятельности в повседневной жизни.

Виды деятельности и их особенности

В зависимости от направленности выделяют различные виды деятельности, каждый из которых обладает определенными особенностями:

  • Трудовая деятельность.
  • Учебно-познавательная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Художественная деятельность.
  • Спортивная деятельность.

Несмотря на различия, в структуре любого вида деятельности можно выделить универсальные элементы (субъект, объект, цель и т.д.). Однако характер этих компонентов варьируется в зависимости от типа деятельности.

Структурные элементы разных видов деятельности

Хотя структура любого вида деятельности включает универсальные элементы, их конкретное содержание может существенно различаться.

Структура трудовой деятельности

В структуре трудовой деятельности можно выделить следующие основные элементы:

  • Субъект - работник, трудовой коллектив.
  • Объект - сырье, материалы, инструменты и техника.
  • Цель - создание материальных или духовных ценностей.
  • Средства - профессиональные навыки и умения.
  • Процесс - преобразование объекта труда.
  • Результат - продукт трудовой деятельности.
  • Мотивация - заработная плата, карьерный рост, самореализация.

Структура учебной деятельности

Основными элементами учебной деятельности являются:

  • Субъект - ученик, студент.
  • Объект - учебный материал.
  • Цель - овладение знаниями, умениями, навыками.
  • Средства - методики, технические средства обучения.
  • Процесс - изучение материала.
  • Результат - приобретенные знания и компетенции.
  • Мотивация - познавательный интерес, стремление к поступлению в вуз и т.д.

Сравнительная таблица структуры основных видов деятельности

Элемент структуры Трудовая деятельность Учебная деятельность
Субъект Работник, коллектив Ученик, студент
Объект Сырье, материалы, техника Учебный материал

Как видно из таблицы, при наличии сходных черт, структурные элементы разных видов деятельности имеют специфическое содержательное наполнение.

Влияние мотивации на деятельность

Важнейшим элементом структуры деятельности является мотивация. Характер мотивации оказывает существенное влияние на процесс и результат любой деятельности.

Можно выделить следующие основные функции мотивации в структуре деятельности:

  • Побуждение к деятельности.
  • Направление деятельности.
  • Регуляция - усиление или ослабление активности.

Характер мотивации влияет на то:

  • Будет ли вообще осуществляться деятельность.
  • Какой вид деятельности будет выбран.
  • Насколько интенсивно и качественно будет выполняться деятельность.
  • К каким результатам приведет деятельность.

Мотивация и эффективность деятельности

Характер мотивации напрямую влияет на эффективность осуществления деятельности. Можно выделить следующие основные типы мотивации:

  1. Внешняя положительная - стремление к поощрениям и выгоде.
  2. Внешняя отрицательная - стремление избежать наказания.
  3. Внутренняя - интерес и удовольствие от процесса и результата деятельности.

Внутренняя мотивация обеспечивает самый высокий уровень инициативности и результативности деятельности. Человек действует не для получения внешних поощрений или избегания наказаний, а потому что сам процесс и результат деятельности вызывают у него интерес и удовлетворение.

Внутренняя мотивация является залогом по-настоящему увлеченной и продуктивной деятельности.

Способы повышения мотивации

Существует несколько эффективных способов повышения внутренней мотивации:

  1. Самостоятельный выбор целей и задач деятельности.
  2. Осознание личностной и общественной значимости деятельности.
  3. Овладение необходимыми знаниями и навыками.

Чем выше у человека внутренняя мотивация, тем более активно он вовлечен в выполнение деятельности. Соответственно, тем выше результативность его действий.

Оценка эффективности деятельности

Эффективность деятельности можно оценить по следующим основным критериям:

  • Достижение цели.
  • Качество результата.
  • Соблюдение временных рамок.
  • Затраты ресурсов.

Чем полнее достигнута цель, выше качество, меньше временных и ресурсных затрат – тем результативнее и эффективнее была организована деятельность.

Комментарии