Структура интеллекта: основные подходы и модели
Интеллект представляет собой сложное и многогранное явление. Его структура изучается психологами на протяжении десятилетий, однако до сих пор не существует единого мнения о том, как именно она устроена. Различные исследователи выделяют от нескольких до сотен компонентов, формирующих интеллект человека.
Основные подходы к структуре интеллекта
В целом можно выделить два подхода к пониманию структуры интеллекта:
- Интеллект представляет собой набор независимых умственных способностей. Согласно этому подходу, было выделено более 120 отдельных интеллектуальных способностей, что значительно осложнило процедуру измерения интеллекта.
- Интеллект имеет иерархическую структуру с выделением общего фактора интеллекта, который в конечном итоге и определяет интеллектуальную деятельность человека. Также в рамках этого подхода выделяют специфический фактор, включающий лингвистические, механические и математические способности.
Второй подход получил большее распространение среди психологов, занимающихся практическим изучением интеллекта. Далее мы рассмотрим основные модели структуры интеллекта в рамках этого направления.
Структура интеллекта в психологии
С точки зрения современной психологии, в структуре интеллекта принято выделять две основные составляющие:
- Текучий (текущий) интеллект, проявляющийся в новых, незнакомых ситуациях. Он в большей степени обусловлен генетически и отражает биологические возможности нервной системы.
- Кристаллизованный интеллект, основанный на предыдущем жизненном опыте и образовании человека. Он формируется в процессе социализации личности.
Кроме двух базовых видов интеллекта, исследователи также включают в его структуру специфические способности:
- Манипулирование образами при решении творческих задач.
- Сохранение и воспроизведение информации (память).
- Скорость переработки информации и принятия решений.
Модели структуры интеллекта
Наиболее известные модели структуры интеллекта в психологии:
- Модель Говарда Гарднера, в которой выделяется 7-8 относительно независимых "интеллектуальных модулей".
- Двухкомпонентная модель Р. Кеттелла, разделяющая интеллект на "текучий" и "кристаллизованный".
- Трехкомпонентная структура Р. Стернберга, включающая аналитический, творческий и практический интеллект.
С возрастом у человека обычно снижаются показатели "текучего" интеллекта, в то время как "кристаллизованный" интеллект может даже возрастать за счет накопления знаний и опыта.
Кроме того, в психологии принято говорить о вербальном (словесно-логическом) и невербальном (образном) интеллекте. Таким образом, очевидна многомерность и сложность структуры человеческого интеллекта.
В зависимости от того, какие именно интеллектуальные способности преимущественно развиты у того или иного человека, можно с udge о его склонности к определенным видам деятельности и выборе будущей профессии.
Теория множественного интеллекта Г. Гарднера
Одна из наиболее известных теорий структуры интеллекта была предложена американским психологом Говардом Гарднером. Согласно его концепции, существует не один общий интеллект, а целых восемь относительно автономных "видов интеллекта":
- Лингвистический интеллект.
- Логико-математический интеллект.
- Пространственный интеллект.
- Музыкальный интеллект.
- Телесно-кинестетический интеллект.
- Межличностный интеллект.
- Внутриличностный интеллект.
- Натуралистический интеллект.
У разных людей в разной степени могут быть развиты те или иные "интеллектуальные модули". Например, у шахматистов или математиков будет преобладать логико-математический интеллект, у музыкантов - музыкальный и т.д.
Интегративная модель Дж. Гилфорда
Американский психолог Дж. Гилфорд на основе факторного анализа интеллектуальных тестов выделил около 120 отдельных интеллектуальных способностей, которые можно сгруппировать по трем параметрам:
- Содержание мыслительных операций (чем оперирует интеллект).
- Виды мыслительных операций (какие преобразования осуществляются).
- Результаты мыслительной деятельности (к каким формам приводит обработка информации).
Так, по содержанию Гилфорд выделяет четыре типа интеллекта: визуальный, аудиальный, семантический и поведенческий. По операциям - познавательные, памятливые, дивергентные, конвергентные и оценочные способности. А по результату - унитарные, классификационные, относительные, системные и трансформационные.
Теория успешного интеллекта Р. Стернберга
Современный американский психолог Роберт Стернберг выдвинул концепцию "успешного интеллекта", состоящего из трех взаимодополняющих компонентов:
- Аналитические способности - умение анализировать, сравнивать, оценивать информацию.
- Творческие способности - умение находить нестандартные решения, генерировать новые идеи.
- Практические способности - умение использовать интеллектуальный потенциал на практике, применять знания в реальной жизни.
По мнению Стернберга, именно гармоничное развитие и взаимодействие всех трех составляющих является залогом по-настоящему высокого интеллекта и жизненного успеха.
Структурно-динамическая модель интеллекта
Российские психологи предложили структурно-динамическую модель, которая помимо аналитических и творческих компонентов интеллекта включает еще ряд базовых свойств:
- Скорость и точность восприятия.
- Объем и точность памяти.
- Скорость и гибкость мышления.
- Скорость обучения и переключения внимания.
В этой модели интеллект рассматривается не только как системное, но и как динамическое образование. Подчеркивается значение обработки информации в реальном времени в условиях дефицита времени и избыточности информации.
Биологические основы интеллекта
Несмотря на различия в трактовках структуры интеллекта, большинство современных исследователей признают значимость биологических, генетических факторов в его формировании. Уровень IQ на 50-80% задается генами, в то время как влияние среды составляет 20-50%.
Ключевую роль в работе интеллекта играет кора головного мозга. В частности, лобные доли отвечают за контроль и регуляцию поведения, планирование, принятие решений. Теменные и височные доли обеспечивают восприятие информации и формирование концептуальных моделей.
Психофизиологические корреляты интеллекта
Существует ряд психофизиологических показателей, тесно связанных с эффективностью интеллектуальной деятельности:
- Объем кратковременной и оперативной памяти.
- Концентрация, распределение и переключение внимания.
- Скорость сенсомоторных реакций.
- Межполушарная асимметрия и взаимодействие полушарий мозга.
Чем выше развиты эти способности, тем эффективнее в среднем работает интеллект человека, особенно в ситуациях дефицита времени и стресса.
Связь интеллекта и креативности
Долгое время в психологии интеллект и креативность (творческие способности) рассматривались как независимые феномены. Однако в последние десятилетия появляется все больше данных об их тесной взаимосвязи и частичном совпадении.
Во-первых, для реализации творческого потенциала необходима развитая система общих интеллектуальных способностей. Во-вторых, сами творческие способности (оригинальность, гибкость, беглость мышления) все чаще рассматриваются как важные составляющие структуры интеллекта.
Возрастная динамика интеллекта
Структура и уровень интеллекта человека меняются на протяжении всей жизни под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Наиболее динамично интеллект развивается в детском и юношеском возрасте. Пик его развития приходится на 18-25 лет.
После 25 лет наблюдается постепенное снижение показателей "текучего интеллекта" (скорость реакций, гибкость мышления), в то время как "кристаллизованный интеллект" может оставаться стабильным или даже повышаться за счет накопления знаний и опыта.