Уровни и формы познания. Виды познания и их характеристики

Познание окружающего мира является одной из фундаментальных потребностей человека. На протяжении всей истории человечество стремилось понять устройство Вселенной и свое место в ней. Для описания процесса познания используются такие понятия, как "уровни познания" и "формы познания". Давайте разберемся, что они означают.

Два вида познания

Традиционно выделяют два основных вида познания:

  • Чувственное познание
  • Рациональное познание

Рассмотрим их подробнее.

Портрет профессора, читающего лекцию студенту в библиотеке

Чувственное познание

Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств человека. Мы воспринимаем окружающий мир с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Чувственное познание дает нам первичную информацию об объектах.

Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Представление
  4. Воображение

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов при их воздействии на органы чувств. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус яблока, цвет радуги.

Восприятие - целостный образ предмета, складывающийся из данных всех органов чувств. Восприятие возникает только при непосредственном контакте с предметом.

Представление - образ предмета, сохраняющийся в памяти после прекращения непосредственного воздействия. Мы можем представить в памяти запах любимых духов, даже не ощущая его в данный момент.

Воображение - способность создавать новые образы путем комбинирования элементов представлений.

Рациональное познание

В отличие от чувственного, рациональное познание осуществляется при помощи абстрактного мышления. Его результатом являются не чувственные образы, а понятия, суждения, умозаключения. Рациональное познание позволяет постигать сущность вещей, а не только их внешние проявления.

Основные формы рационального познания:

  1. Понятие
  2. Суждение
  3. Умозаключение

Понятие - форма мышления, отражающая общие и существенные признаки предметов. Например, понятие "стол" фиксирует такие признаки, как наличие столешницы, ножек и т.д.

Суждение - форма мышления, утверждающая или отрицающая что-либо о предметах и явлениях. В суждении "Все планеты движутся по эллиптическим орбитам" утверждается истинность данного факта.

Умозаключение - выведение нового суждения на основе одного или нескольких других суждений. Например, из суждений "Все люди смертны" и "Сократ - человек" можно сделать умозаключение "Сократ смертен".

Ученики ведут оживленную дискуссию о философии в классе

Что такое формы познания

Итак, формы познания - это различные способы отражения действительности, используемые в процессе познания. К формам познания относятся:

  • Ощущение, восприятие, представление, воображение (формы чувственного познания)
  • Понятие, суждение, умозаключение (формы рационального познания)

Кроме того, в зависимости от полноты и глубины отражения действительности различают такие формы, как житейские представления, научные понятия, научные теории и т.д.

Таким образом, именно благодаря многообразию форм познания человек способен адекватно ориентироваться в окружающем мире, решать различные практические задачи и развивать научное знание.

Соотношение чувственного и рационального познания

В истории философии существовали две полярные точки зрения относительно соотношения чувственного и рационального уровней познания.

Согласно сенсуализму, истинные знания могут быть получены только на основе данных чувственного опыта. Рациональное познание ценно лишь постольку, поскольку оно опирается на эмпирические факты. Яркими представителями сенсуализма были Ф. Бэкон, Дж. Локк, а в XX веке - неопозитивисты.

Противоположную точку зрения отстаивал рационализм. Его сторонники (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) утверждали, что подлинное знание может дать только разум, а не обманчивые чувства. Рационалисты призывали опираться на врожденные идеи и логические рассуждения.

Однако на самом деле и чувственный, и рациональный уровни познания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Абсолютизация какой-либо одной стороны неправомерна.

Практическое и теоретическое познание

Еще одним важным основанием для классификации уровней и форм познания выступает характер познавательной деятельности.

Различают практическое и теоретическое познание.

Практическое познание направлено на решение непосредственных практических задач и удовлетворение жизненных потребностей людей. Оно опирается главным образом на чувственный опыт и здравый смысл.

Теоретическое познание имеет целью постижение сущности вещей ради самого знания. Оно в большей степени связано с рационально-логическим осмыслением мира, хотя и не отрицает значения опытных данных.

Разумеется, на практике эти два вида познания тесно переплетены, но в "чистом виде" они имеют указанные различия.

Другие уровни и формы познания

Помимо рассмотренной дифференциации по видам (чувственное/рациональное) и типам деятельности (практическое/теоретическое), можно выделить и другие уровни и формы познания.

Во-первых, это обыденное, житейское познание, которое опирается на здравый смысл и является неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Хотя оно и не обладает систематичностью научного знания, но позволяет ориентироваться в окружающем мире.

Во-вторых, существует специализированное научное познание, направленное на получение объективно-истинного структурированного знания о мире. Это познание опирается на рационально-логические методы, стремится к доказательности и независимой проверке результатов.

Виды познания и их характеристики

Обобщая рассмотренный материал, можно выделить следующие основные виды познания:

  • Чувственное познание (ощущения, восприятие, представления)
  • Рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения)
  • Практическое познание
  • Теоретическое познание
  • Обыденное (житейское) познание
  • Научное познание

Их можно охарактеризовать следующим образом:

Вид познания Характеристика
Чувственное Опирается на данные органов чувств
Рациональное Опирается на абстрактное мышление
Практическое Направлено на решение жизненных задач

Структура процесса познания

Любой процесс познания имеет определенную структуру, основными элементами которой являются:

  • Субъект познания
  • Объект познания
  • Средства и методы познания
  • Результат познания

Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

Субъект познания

Субъект познания – тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта может выступать как отдельный индивид, так и научное сообщество или человечество в целом.

Характеристики субъекта (уровень знаний, опыт, ценностные установки и т.д.) оказывают влияние на весь процесс и результат познания.

Объект познания

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Это может быть какой-либо природный или социальный феномен, процесс, явление и т.п.

Объект обладает определенными свойствами, которые и подлежат постижению в процессе познания.

Средства и методы познания

Для получения знаний об объекте используются определенные средства и методы познания. К ним относятся:

  • Органы чувств
  • Приборы (в научном познании)
  • Логические приемы и операции
  • Математические методы

Их выбор зависит от особенностей объекта и условий протекания процесса познания.

Результат познания

Результатом процесса познания являются некие знания об объекте, полученные субъектом. Это могут быть чувственные образы, представления, понятия, научные модели, законы и т.д.

Важным свойством результата познания является его истинность, то есть адекватность реальному положению вещей.

Этапы процесса познания

Сам процесс познания можно разделить на следующие основные этапы:

  1. Сбор эмпирических данных об объекте
  2. Обработка и систематизация собранных данных
  3. Формирование гипотез и теорий
  4. Анализ и проверка теорий
  5. Формулировка выводов на основе полученных результатов

Эти этапы могут многократно повторяться и уточняться в ходе более глубокого изучения объекта познания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.